10 лучших тормозных колодок

Как бы мы ни хотели «объять необъятное» и выбрать лучшие тормозные колодки, поговорить сегодня о товарах в нашем обычном формате не получится: нет смысла говорить о «тормозных колодках» на примере конкретного автомобиля. Во-первых, то, что колодки фирмы X окажутся лучшими для автомобиля марки Y, не значит, что и для автомобиля марки Z это будет справедливо. Во-вторых, даже одна и та же модель машины одного и того же модельного года в зависимости от комплектации может оснащаться разными тормозными механизмами и, соответственно, колодки тоже будет использовать разные.

Информация для рекламодателей
Рейтинг составлен на основе мнения редакции ЭкспертЦен.
По вопросам размещения рекламы заполните эту контактную форму
Ваша компания уже в рейтинге? Нажмите сюда

Однако, независимо от марки машины, когда мы перелистываем каталоги аналогов «оригинала», мы ведь все равно думаем не о конкретных партнамберах в нем, а «Так, что бы выбрать – Brembo или ATE?». Согласитесь, именно репутация конкретной фирмы в этом случае значит немало. Поэтому именно о лучших фирмах-производителях тормозных колодок мы и поговорим.

Рейтинг лучших производителей тормозных колодок

Лучшие зарубежные производители тормозных колодок
1 Ferodo 9.8 / 10
2 Valeo 9.6 / 10
3 ATE 9.4 / 10
4 TRW 9.2 / 10
5 Brembo 9.1 / 10
6 Remsa 9.0 / 10
7 Akebono 8.6 / 10
Лучшие отечественные производители тормозных колодок
1 Цитрон (TSN) 9.4 / 10
2 ADR 9.3 / 10
3 МарКон (Quattro Freni) 9.2 / 10

Лучшие зарубежные производители тормозных колодок

Ferodo

Открывает наш рейтинг лучших производителей тормозных колодок компания Ferodo. Когда англичанин Герберт Фруд еще в конце XIX века изобретал композитный фрикционный материал, он еще не знал, что придуманное им слово «феродо» для его обозначения превратится, например, в нашей стране в имя нарицательное (сами накладки колодок и дисков сцепления нередко так и зовут до сих пор независимо от производителя и реального материала). Собственно говоря, он даже опередил потребности только зарождавшейся автомобильной промышленности: первый контракт он получил на оснащение пятитысячного парка лондонских конных омнибусов тормозными колодками с феродо вместо кожаных накладок. Основанная им фирма несколько раз меняла хозяев (ныне принадлежит Federal-Mogul), но по сей день остается одним из крупнейших производителей тормозных колодок с 15 филиалами по всему миру – от старейшего завода в Великобритании до Китая. С 1998 года фирма имеет гоночное подразделение Ferodo Racing, хотя в автоспорте ее продукция и так используется практически с момента его зарождения.

Если Вас интересует максимальная эффективность торможения, то выбор продукции Ferodo зачастую будет в этом плане оптимальным. Причем колодки не будут становиться «ватными» на высоких скоростях и при перегреве тормозных дисков (например, на серпантинах). Износ дисков при этом тоже будет низким. Но за все нужно расплачиваться, не так ли? В случае в Ferodo – скоростью износа колодок, разные модели в разных тестах регулярно именно по скорости износа обычно оказываются далеко не на лучших позициях.

В новой редакции нашего рейтинга Ferodo все-таки удалось вырваться вперед со второго места, потеснив ATE. Вы наверняка уже поняли, почему: колодки этой марки сохранили адекватность цен, так что определенно заслуживают большего внимания с Вашей стороны.

Обратите внимание на то, что фирма для российского рынка разработала «спецверсии» своих колодок с суффиксом W на конце маркировки. Они выпускаются для Hyundai Solaris, Renault Duster/Logan II, Kia Rio III, VW Polo Sedan. Их отличие от стандартных колодок серии Premier – это замена шумопоглощающей пластины на мастику. Благодаря этому колодки стали дешевле, однако шумность их, конечно, несколько возросла. Комфорт или рубли – выбирайте сами.

Основные плюсы:
  • Эффективность и стабильность торможения
  • Адекватный уровень цен
  • Отсутствие выраженного «подъедания» тормозных дисков
Минусы:
  • Быстрый износ накладок
Тормозные колодки Ferodo
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Очень цепкие, с выраженной обратной связью, тихие. Использую уже третий комплект.
Показать еще

Valeo

Не будь Ferodo – не было бы, наверно, и Valeo. Ведь этот французский (точнее, уже мировой) гигант в 1923 году был открыт именно в качестве дистрибьютора английской фирмы как Société Anonyme Française de Ferodo, и только в 1961 году начал собственное производство комплектующих тормозных систем. Название Valeo и вовсе используется только с 1980 года.

Фирма выпускает тормозные колодки двух линеек: более доступные по цене Valeo First и усовершенствованные Valeo Premium с более прочным креплением накладок, увеличенной эффективностью и сниженным уровнем шума. Ассортимент ориентирован в первую очередь на европейский рынок (включая российские автомобили), а вот владельцы ряда моделей японских, корейских и американских автомобилей могут и не найти в каталоге фирмы тормозные колодки для своей машины – тут только наиболее популярные на европейском рынке модели из других регионов. Конечно, есть еще и «корейское Valeo» (продукция завода PHC Valeo, которая идет на конвейеры корейских фирм, а в «афтермаркетовом» варианте полностью копирует упаковку Valeo, за отсутствием самого этого слова), но тут вопросы с качеством уже серьезнее (корейцы в коробки с надписью «просто PHC» банально перепаковывают запчасти, заказанные в Китае).

Тормозные колодки First полностью оправдывают свою концепцию «разумное качество по разумной цене». Это – «крепкие середнячки» всевозможных тестов, которые ничем не выделяются, но ни в чем и не проваливаются. Единственное, что следует иметь в виду – то, что при высоких температурах фрикционная смесь ощутимо ухудшает характеристики сцепления. Так что, если предполагается активная езда, стоит посмотреть в сторону более дорогих колодок Premium, если они есть в каталоге для Вашей машины.

Отметим, что уход фирмы, объявленный год назад, на конкретно колодках не сказался: предприятие в Тольятти, проданное ныне НПК «Автоприбор», выпускало комплекты сцепления, радиаторы, стартеры и так далее по списку, но не колодки. Они, как и прежде, импортируются, при этом по более-менее приемлемым ценам: хотя Ferodo в среднем и будет выгоднее, но и от ATE отрыв все еще приличный.

Основные плюсы:
  • «Ровные» характеристики
  • Стабильность качества
Минусы:
  • Не самое эффективное торможение
Тормозные колодки Valeo
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Обычные колодки. За эти деньги, думаю, они все плюс-минус одинаковые.
Показать еще

ATE

Продолжает рейтинг лучших производителей тормозных колодок компания ATE. Компания (ныне принадлежащая Continental), основанная в 1906 году Альфредом Тевесом, как нетрудно догадаться, названа им была в свою собственную честь. И, надо сказать, уж с чем-чем, а с тормозами она знакома не понаслышке: самый первый автомобиль в Европе, оснащенный гидравлическими тормозами, комплектовался именно механизмом и колодками ATE. От автоспорта до «гражданских» малолитражек – компания берется за все и, надо сказать, делает это на совесть.

На текущий момент только колодок для дисковых тормозов в каталоге ATE более 1600 вариантов – от «Жигулей» до Bentley. Проще говоря, при выборе колодок для своей машины Вы практически наверняка наткнетесь на эту марку. Не говоря уже о том, что ATE является OEM-поставщиком многих автоконцернов – то есть, даже покупая «оригинал» для европейского автомобиля, Вы все равно, вполне возможно, получаете именно колодки ATE.

Для «стандартных» колодок используется более 160 вариантов состава фрикционных смесей. Также фирма запустила в производство и керамические тормозные колодки – это, конечно, вещь не для каждого, но любителям спортивной езды не стоит о них забывать. И, кстати, сравнительные испытания ADAC в июле 2021 года выиграла именно «керамика» от ATE, продемонстрировав отличное соотношение цены и качества – например, керамические колодки от TRW при цене почти вдвое больше тормозили не лучше, зато еще и изнашивались быстрее. Отметим, что на спортивном рынке ATE – это один из основных конкурентов небезызвестных Brembo.

К сожалению, с уходом Continental с российского рынка в 2023 году отразилось это и на поставках запчастей ATE. Уже привычным образом: «серые» колодки все так же доступны в продаже, но уже по цене, которая не так давно была привычна для премиум-класса (а колодки при этом – самые что ни на есть стандартные, без изысков). И цена от магазина к магазину может скакать серьезно (мы ради интереса посмотрели комплект передних колодок на банальнейший Logan II и немного отвесили челюсть от цены в 10 тысяч в одном из известных интернет-магазинов). Так что, увы, с первого места компания провалилась в нашем рейтинге лучших тормозных колодок сразу на третье.

Основные плюсы:
  • Покрытие максимального количества моделей автомобилей
  • Стабильное качество
Минусы:
  • «Усредненные» характеристики – эти колодки обычно «просто хорошо работают», без рекордных результатов
  • Высокая цена колодок даже на распространенные автомобили бюджетного класса
Тормозные колодки ATE
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую их вместо «оригинала» на своем Volvo. Собственно, на заводских колодках-то тоже этот логотип был, но так не переплачиваю за фирменную «вольвовскую» коробочку (и разница ощутимая).
Показать еще

TRW

Кстати, а вот как раз и уже упоминавшаяся ранее TRW. Хотя сама эта изначально американская фирма ведет историю аж с 1901 года, даже само это название появилось только в 1965 году, а «автомобильное» подразделение, занимающееся в том числе и тормозными системами, было выделено еще позже. А в наше время принадлежит и вовсе немцам, став частью ZF Group. Что, в принципе, пошло только на пользу: деньги, опыт и уже очень серьезное присутствие ZF на европейском рынке OEM-комплектующих.

На данный момент более 90 процентов колодок, выпускаемых TRW, используют фирменное силикатное покрытие COTEC – его главной особенностью является отсутствие выраженного эффекта «обкатки», когда новые колодки начинают тормозить в полную силу только спустя какое-то время. Еще одна отличительная особенность колодок этой фирмы – высокая прочность крепления фрикционных накладок к металлическому основанию, что гарантирует отсутствие риска срыва накладки при резком торможении, особенно на тяжелых автомобилях.

На практике, однако, при высокой цене многие модели колодок этой марки начинают ощутимо «плыть» при высоких температурах и достаточно быстро изнашиваются. То есть ориентированы они на «среднегородской» цикл эксплуатации, да еще и в перспективе прилично увеличат расходы на эксплуатацию автомобиля.

Основные плюсы:
  • Обилие предложений (причем и для авто-, и для мототехники)
  • Стабильное качество
Минусы:
  • Как правило, высокие цены при не самых выдающихся характеристиках
Тормозные колодки TRW
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Работают нормально. В том числе и после проезда луж. Но в последнее время задумываюсь о выборе чего-то подешевле.
Показать еще

Brembo

Продолжает наш обзор лучших производителей тормозных колодок компания Brembo. В первую очередь продукция фирмы, основанной Итало Бреда и Эмилио Бомбассеи (так что происхождение названия очевидно), ассоциируется с авто- и мотоспортом: действительно, надписи «Brembo» на мощных многопоршневых суппортах давно примелькались, и, как ни крути, и Формула-1, и MotoGP без них уже себе не представляются. Но приобщиться к легенде спорта может даже владелец «Жигулей»: помимо сугубо спортивных колодок, которые предназначены исключительно для гоночных треков, и премиальных моделей для мощных автомобилей, фирма выпускает и вполне «цивильные» по ценам на уровне прочих участников нашего рейтинга.

Поговорим именно о них. При покупке колодок Brembo можно рассчитывать на стабильное торможение и хорошую обратную связь на педали, в том числе и при высоких температурах. Однако не обойдется без серьезных минусов – быстрый износ самих колодок и пыльность, да и достаточно ощутимый износ тормозных дисков. Конечно, это не мешает фирме иметь хорошие продажи и даже армию собственных поклонников, но, с нашей точки зрения, все-таки ее коньком остается спорт, а владельцу обычного городского автомобиля есть из чего выбрать и без этого.

Кстати, фирма не так давно получила премию BEST CARS 2024, учрежденную немецким изданием Auto Motor und Sport – естественно, в номинации «Тормоза / тормозные колодки». Это уже 11-я по счету такая премия в активе итальянцев, которые практически ежегодно восходят на пьедестал. В России же колодки сохранили цену на «среднем» уровне для производителей «с именем», что приятно уже нам.

Основные плюсы:
  • Эффективность торможения
  • Адекватное поведение при высоких тепловых нагрузках
Минусы:
  • Быстрый износ
Тормозные колодки Brembo
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучше всего, судя по моему опыту, работают в паре с «родными» дисками – похоже, характеристики подбираются на заводе именно под них.
Показать еще

Remsa

Испанская фирма, основанная в 1970 году тремя бизнесменами из Памплоны, изначально специализировалась на тормозных колодках, и не меняла свой профиль ни в 1997 году, когда объединилась с Lucas Varity Group, ни в 1999, когда уже Lucas оказался «под крылом» TRW. Более того, за эту пару лет фирма открыла два новых завода – в Испании и Мексике, и после этого производство только расширялось (правда, как обычно, в 2011 году дошло и до открытия завода в Китае). Фирма сохраняет полную ориентированность на афтермаркет и не работает с заводскими конвейерами, при этом ее продукция популярна не только у нас в стране: по нынешним меркам цены можно назвать адекватными, буквально что «среднерыночными».

При этом сами тормозные колодки можно, по сути, охарактеризовать как «те же TRW» (и почему бы это?) – сделанные вполне качественно, работающие достойно. Эти «рабочие лошадки» не поразят Вас какими-то уникальными характеристиками, но свою задачу выполнят как надо, что подтверждают и покупатели, и тесты автомобильной прессы. Стоит, конечно, отметить обычно выраженную пыльность (зависит от фрикционного материала на конкретных колодках – в зависимости от модели фирма использует разные). Шумность низкая, эффективность торможения нормальная – чего еще хотеть? Ну, разве что цену пониже – если раньше «почти TRW» и стоили дешевле TRW, то сейчас мало отличаются по деньгам.

Основные плюсы:
  • Стабильность качества
  • Широкий ассортимент (включая отечественные автомобили)
  • Неплохие характеристики
Минусы:
  • Как правило, мягкая фрикционная смесь, берегущая диски, но сама снашивающаяся быстрее и пылящая
Тормозные колодки Remsa
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую уже не на первой машине, соотношение цена / качество мне очень даже нравится.
Показать еще

Akebono

Японская фирма Akebono Brake Industry, которой скоро исполнится 100 лет, в первую очередь знакома, естественно, владельцам японских же автомобилей: долгое время компания работала на внутренний рынок, затем, заключив соглашение о сотрудничестве с Bendix, вышла и на американский. Таким образом, фирма смогла «просочиться» на конвейеры не только японских автоконцернов, но и «Форда» с «Дженерал моторс», а заодно и, внезапно, «Вольво» - и более того, в Штатах уже открыла не один завод по производству тормозных комплектующих, а потом еще и приобрела активы тормозного подразделения «Боша» в Северной Америке.

Про европейский рынок японцы, конечно, тоже не забыли (линейка колодок Akebono Euro), однако покрытие ассортимента – только по части марок. Например, если у Вас «Рено» или «Пежо» (без разницы, какой модели), просто листайте страницу дальше: в каталоге Akebono Вы ничего для себя не найдете. Это Вам не TRW, у которых в каталоге есть даже «Трабант».

Отметим, что «японские» и «европейские» тормозные колодки адаптированы под разные скоростные режимы: колодки для японских автомобилей рассчитаны под в основном городскую эксплуатацию на умеренных скоростях, они тихие, малопыльные, но не любящие торможение «в пол». Колодки для европейских машин, напротив, сделаны с памятью о существовании автобанов: в них увеличено содержание металла, сам состав тверже, сильнее пылит и изнашивает диск.

Немаловажное достоинство – это цена: в общем-то, доступность тормозных колодок Akebono (особенно по нынешним меркам) и обусловила их популярность у нас. В целом же это «крепкий середнячок», пускай и с некоторой спецификой.

Основные плюсы:
  • Привлекательные цены (особенно с учетом того, что на «японце» оригинальные колодки могут стоить в несколько раз дороже, а производиться тем же самым заводом)
  • Хорошее покрытие японского рынка, включая, естественно, праворульные «эксклюзивы»
  • Неплохие характеристики
Минусы:
  • Ограниченное покрытие европейского рынка (а русским и китайцам можно и вовсе не ломать голову)
  • Различие в характеристиках «евро»- и «японо»-колодок
Тормозные колодки Akebono
8.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Работают не хуже оригинальных «Тойотовских», но стоят в несколько раз дешевле…
Показать еще

Лучшие отечественные производители тормозных колодок

Цитрон (TSN)

ООО «Цитрон», функционирующее на территории бывшего радиозавода, уже который год использует более короткое написание своей торговой марки – TSN вместо Tsitron. Фирма выпускает колодки для отечественных и зарубежных автомобилей, включая как давно снятые с производства модели наподобие Audi 100 C3, так и современных «китайцев». Так что аудитория потенциальных клиентов у компании приличная – а для владельцев старых машин немаловажно и то, что стоят российские колодки недорого.

Качество этих колодок – вопрос спорный, но не стоит забывать, что и ставятся они зачастую в гаражных условиях на далекие от идеального состояния машины. В целом же своих денег они стоят – «звезд с неба не хватают», но и отрыв в ценах даже от недорогих корейских марок (не говоря уж о всевозможных фирмах-«упаковщиках», вообще не имеющих своего производства) сейчас уже очень ощутимый.

Основные плюсы:
  • Линейка продукции формируется с учетом потребностей именно российского рынка
  • Адекватное цене качество
Минусы:
  • Жалоб на шумность и не лучшее торможение все-таки многовато
Тормозные колодки Цитрон (TSN)
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дешево-сердито. Фильтры тоже этой марки покупаю.
Показать еще

ADR

Далее в нашем рейтинге лучших тормозных колодок – колодки ADR. Производство колодок (изначально только для отечественных автомобилей) московская фирма начала в 2000 году, а с 2005 года использует бренд ADR (Automobile Details of Russia). Еще спустя 5 лет ассортимент стал расширяться за счет «народных иномарок, а на MIMS 2015 компания представила уже более сотни артикулов для зарубежных автомобилей.

Сейчас же в каталоге колодок ADR Вы найдете и коммерческий транспорт, и квадроциклы. Правда, с нашей точки зрения, каталог даже избыточен – сомневаемся, что владельцы Bentley Continental или Rolls-Royce Phantom Coupe захотят обратиться к продукции ADR, а ведь тормозные колодки для них серьезно предлагаются!

Зато, конечно, владельцев бюджетных автомобилей, особенно не самых новых, фирма привлекает ценами – тут на «Бентли»-то комплект передних колодок стоит полторы тысячи (на момент написания статьи). Другое дело, что в тестах колодки выступают… в общем-то, как раз ожидаемо для своей цены: долговато притираются, не любят резкие частые торможения (в одном из тестов их даже смогли довести до разрушения), «плавают» по характеристикам. То есть ведут себя как обычные бюджетные колодки, зато, по крайней мере, не имеют откровенных огрехов.

Основные плюсы:
  • Широкое покрытие рынка, причем не только легкового
  • Привлекательные цены
Минусы:
  • Среднее качество изготовления
  • Типично «бюджетная» фрикционная смесь
Тормозные колодки ADR
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Цена рулит. Ну, конечно, если не собираетесь изображать Шумахера.
Показать еще

МарКон (Quattro Freni)

Ярославское ЗАО «МарКон», основанное в 1991 году, также является единственным производителем колодок по заказу итальянской фирмы-«упаковщика» Quattro Freni и, между прочим, является лауреатом премии «Автокомпонент года-2022» в номинации «Лучший российский производитель тормозных колодок». Ориентирована фирма в первую очередь на самый массовый спрос, поэтому с новинками особо не балует – так, аналог колодок Hyundai/Kia 58101-K0A50 у нее появился только в 2021 году, хотя такие колодки, например, используются на Kia Soul аж с 2018 года.

Колодки «МарКон» не самые тихие, но достаточно цепкие, если не баловаться «экстримом» (перегрев при частых резких торможениях заметно сказывается на эффективности). Немало жалоб на высокую пыльность.

Кстати, если у Вас есть не только автомобиль, то в каталоге фирмы найдутся также тормозные колодки для квадроциклов (изначально они выпускались только для CFMOTO, затем добавились японские и американские марки) и даже велосипедов. А вот мотоциклистов, увы, обошли стороной.

Основные плюсы:
  • Хорошая эффективность торможения в «стандартном» городском цикле
Минусы:
  • Пыльность
  • Сравнительно высокий износ
Тормозные колодки МарКон (Quattro Freni)
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал на пробу. Колодки как колодки, уж точно лучше изношенных старых, а так не с чем особо сравнить.
Показать еще

Как выбрать хорошие тормозные колодки?

Естественно, марка маркой, но для конкретно своего автомобиля всегда стоит учитывать уже имеющийся опыт – на профильных форумах можно вполне составить «среднее» мнение по опыту разных людей, это зачастую даже информативнее результатов тестов автомобильных изданий (невольно вспоминается «За рулем», которые как-то по непонятной причине поставили на второе место «бошевские» колодки для Hyundai Solaris/Kia Rio, хотя они и притирались долго, и «на горячую» тормозили плохо, по их же собственным словам).

Еще одна рекомендация – это выбирать именно продукцию фирм, имеющих собственное производство, а не чистых «упаковщиков», поскольку те вполне могут и менять реальных поставщиков, и даже одну и ту же модель заказывать сразу у нескольких. Из-за этого подобные торговые марки не зря печально славятся непредсказуемым качеством. Случаи, когда фирма-«упаковщик» имеет гарантированно только одного и при этом точно известного поставщика, по факту редки. Ну и, естественно, остерегайтесь подделок – всем уже давно печально известны «китайские TRW» и даже весьма убедительные подделки оригинальных запчастей для популярных иномарок. Например, на упаковках Brembo наносится одноразовый QR-код, и при использовании подложного или клонировании оригинального форма проверки на сайте фирмы выдает соответствующий результат. Valeo использует цифровые коды, ATE и вовсе предлагает функцию проверки QR-кода прямо в фирменном приложении, и так далее.

Удачной покупки!

Комментарии