10 лучших моторных масел 5W30

Обзор лучших моторных масел класса 5W-30 – по отзывам экспертов и автолюбителей

Моторные масла вязкостью (SAE) 5W-30 могут применяться в большинстве регионов России благодаря рабочему температурному диапазону (от -35˚С до +35˚С) - кроме регионов Крайнего Севера зимой, и южных районов - жарким летом. Лучшие моторные масла 5W30 представлены в нашем рейтинге.

Моторные масла с этим классом вязкости по стандарту SAE в последние годы прилично потеснили ранее бывшее чуть ли не «золотым стандартом» 5W-40. Причем не только для новых двигателей – и уже отлаженные моторы, ранее по инструкциям употреблявшие «сороковку», начали активно переводить на «тридцатку» в дилерских техцентрах.

«Виноваты» в этом, как всегда, экологи: под их давлением автоконцерны начали выкраивать любые крохи снижения механических потерь в моторах и, соответственно, экономить лишние капли горючего. Снижение высокотемпературной вязкости масла позволило не только снизить нагрузку на масляный насос, но и использовать менее упругие поршневые кольца, которые теперь снимают со стенок цилиндров более «жидкое» масло. В это же время активно начали продвигаться «энергосберегающие» масла, для которых был принят ряд новых стандартов (в первую очередь группа стандартов ILSAC, из которых сейчас актуальны GF-5 и GF-6A/B – впрочем, GF-6B рассчитан на уж совсем экстремальные варианты наподобие 0W-16). Для них индекс 30 был уже «потолком», «сороковка» в представления о том, каким должно быть моторное масло, уже не вписывалась.

Что ж, по нынешним временам 5W-30 уже можно называть новым универсальным стандартом. Такое масло не подойдет как всесезонное только на Крайнем Севере или для автомобилей, где изначально предписаны еще менее вязкие масла, наподобие «Приусов» пятого поколения, которые положено «кормить» SAE 0W-20 ILSAC GF-5.

Рейтинг лучших моторных масел 5W30

Лучшие моторные масла 5W30 общего применения
1 Motul 8100 X-clean FE 5W30 9.8 / 10
2 MOBIL 1 ESP Formula 5W-30 9.7 / 10
3 Lukoil Genesis Armortech FD 5W-30 9.4 / 10
Лучшие энергосберегающие моторные масла 5W-30
1 Liqui Moly Molygen New Generation 5W-30 9.8 / 10
2 G-Energy Synthetic Far East 5W-30 9.7 / 10
3 Taif Allegro SP 5W-30 9.4 / 10
4 Toyota SP 5W-30 9.3 / 10
5 Kixx G1 SP 5W-30 9.2 / 10
Лучшие моторные масла 5W-30 для дизелей с сажевыми фильтрами
1 Bardahl XTC 5W30 9.8 / 10
2 Gazpromneft Premium C3 5W-30 9.5 / 10

Лучшие моторные масла 5W30 общего применения

Отношение к линейке масел Motul у автомобилистов двоякое – кто-то является его яростным противником, кто-то, напротив, проводит «на себе» эксперимент и приятно удивляется результату. Нельзя однозначно рекомендовать все масла фирмы, но вот 8100 X-Clean действительно порадовало продемонстрированными свойствами.

Начнем с самого главного: здесь превосходно работает пакет антифрикционных и противозадирных присадок, что подтверждает и контрольный анализ отработки, и взвешивание критичных частей мотора (вкладышей, поршневых колец). Если Вы собираетесь долго эксплуатировать свой автомобиль, к тому же достаточно жестко, масло Motul даст отличную защиту от износа, хотя и за не самую маленькую цену: если вкладыши на нем снашиваются примерно с той же скоростью, что и у лидера по защите от износа в категории «сороковок», то износ колец меньше практически в два раза!

Добавим сюда то, что Motul продемонстрировал наивысшую стабильность высокотемпературной вязкости, которая практически не меняется за весь срок службы. К тому же моторное масло соответствует дополнению к стандарту SAE HTHS – если изначально измерялась вязкость только при 100 градусах, то теперь и при 150.

К тому же и по эффективности моющих присадок моторное масло Motul снова стал лучшим в своей категории нашего рейтинга. Описание начинает напоминать рекламный буклет? Тогда перейдем к минусам. Во-первых, слишком высока вязкость при низких температурах: требования стандарта выдержаны, но не более того. Во-вторых, щелочное число 5,8 мг/г по сравнению с результатами, продемонстрированными даже аутсайдером рейтинга лучших масел 5W40, гораздо хуже. Так что наш вердикт прост – великолепное масло 5W30 для теплой погоды и хорошего топлива с рекомендованным сроком замены не более 10 тысяч.

Основные плюсы:
  • Отличные результаты тестов на износ двигателя.
  • Эффективные моющие свойства.
  • Стабильная вязкость.
Минусы:
  • Плохо подходит для холодных регионов.
  • Желательно снижать интервалы замены.
Лучшее моторное масло 5W30 общего применения – Motul 8100 X-clean FE 5W30
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дорого, но мне масло нравится – прошло поцокивание гидрокомпенсаторов, снизился угар. Аккумулятор мощный, так что зимой заводиться труднее, но ненамного.

Далее в рейтинге лучших моторных масел 5W-30 Mobil 1 ESP Formula 5W-30. По чистоте в двигателе Mobil буквально «наступает на пятки» французскому конкуренту – чуть больше высокотемпературных отложений под клапанной крышкой, но не более того. Ощутимую разницу Вы увидите разве что через пять-шесть замен масла, но при этом разница в цене окупит лишнюю замену «Мобила», и еще останутся деньги. Так что в данном плане как выбор на долгое время ESP Formula выглядит более выгодным выбором.

Однако же суммарный балл рейтинга пришлось снизить: начнем с того, что высокотемпературная вязкость моторного масла оказалась ниже, причем и изменилась сильнее за срок эксплуатации. К тому же меньше и щелочное число, за тот же срок кислотность масла увеличивается, в то время как у Motul практически не меняется. С учетом этого действительно стоит снизить межсервисный пробег, и в этом случае экономия на разовой покупке при длительной эксплуатации автомобиля нивелируется. Сюда же добавим заметное увеличение износа – по алюминию почти в 8 раз, по железу – в 2,5!

Но вот в северных районах Mobil кладет Motul на лопатки: низкотемпературная вязкость здесь меньше, и мотор будет ощутимо легче запускаться. Подведем итоги: хорошее моторное масло для любого климатического пояса, но с интервалом замены в около 8 тысяч километров.

Основные плюсы:
  • Отличные моющие свойства.
  • Стабильная вязкость при низких температурах.
Минусы:
  • Низкий ресурс.
MOBIL 1 ESP Formula 5W-30
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучшее моторное масло, особенно зимой. Но сейчас, с учетом того, что его нужно менять почаще, выходит накладно…

«Лукойл» иногда приятно удивляет – недорогая синтетика SAE 5W-30 и при этом с допусками «Форда», Jaguar, Land Rover, Renault, а также с классами ACEA A5/B5 – где же зарыта собака?

В первую очередь, конечно, собака зарыта в составе базового масла: гидрокрекинг – это все-таки не совсем синтетика в полном понимании этого слова. Хотя содержание серы у масла небольшое, так что исходное сырье явно имеет высокую степень очистки. Вторая собака зарыта в классе качества по API: только SL, а ведь максимальный давненько уже SP – так что для ряда новых автомобилей, которым предписаны масла API SM и выше, оно просто-напросто не подходит по формальным требованиям.

Зато в активах масла отличный пакет присадок от Infineum (к сожалению, молибден в нем хоть и есть, но «еле-еле»), температура застывания в -50 (что для чисто гидрокрекингового масла впечатляет!), хорошая стабильность вязкости при высоких температурах. Щелочное число – в районе 10 мг КОН/г. С низким ресурсом у масла проблем не стоит ожидать. Зольность у масла умеренная, катализатор это оценит.

Резюмируем: масло, конечно, имеет свою специфику… Но за эту цену очень даже интересно, если подходит Вашему автомобилю по классам качества и допускам.

Основные плюсы:
  • Отличные низкотемпературные свойства
  • Низкое содержание серы
  • Хорошие защитные и моющие свойства
  • Привлекательная цена
Минусы:
  • «Старый» класс качества по API
Lukoil Genesis Armortech FD 5W-30
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Очень даже привлекательная цена, хорошая гарантия от подделок и легкий запуск в мороз: чего еще можно хотеть, если не вдаваться в дебри масляных наук?

Лучшие энергосберегающие моторные масла 5W-30

Моторное масло 5W-30 «нового поколения», как указывает его название, сейчас доведено производителем до классов качества API SP и ILSAC GF-6A. Оно производится на гидрокрекинговой основе, в которой, судя по всему, присутствует и часть ПАО. «Целевая аудитория» - американские и азиатские автомобили, причем в числе допусков уже есть и китайские: как-никак, растет этот рынок очень активно.

Высокотемпературная вязкость выше «среднего по палате» - 11 сСт. Если добавить к этому неплохую щелочность (8,2 мг КОН/г), то можно уверенно рассчитывать на ресурс выше типичного для GF-6A. За счет низкой зольности (0,77% по анализу) масло безопасно для современных двигателей, в том числе с непосредственным впрыском. По содержанию серы (0,185%) у масла один из лучших результатов. Что же до температуры застывания, то -40 градусов – это хороший, пускай и не рекордный, показатель для 5W-30.

Пакет присадок, естественно, содержит молибден – в конце концов, у компании само название-то взялось именно из-за того, что она изначально выпускала молибденсодержащие присадки, а затем и масла с содержанием дисульфида молибдена. А вот вольфрам при переходе на API SP из состава ушел, хотя как раз такой пакет присадок изначально был «фишкой» Liqui Moly Molygen.

Основные плюсы:
  • Хорошие вязкостные характеристики
  • Низкое содержание серы
  • Высокие противоизносные свойства
Минусы:
  • Высокая цена
Лучшее энергосберегающее моторное масло 5W-30 – Liqui Moly Molygen New Generation 5W-30
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Масло хорошее однозначно, но вот по карману уже бьет прилично, если часто ездишь…

Продолжает обзор лучших моторных масел 5W30 масло G-Energy Synthetic Far East. Хотя это масло известно уже давненько, на старые анализы смотреть уже нет смысла – теперь оно сменило и место производства (уже нет надписи Made in Italy на канистре), и классы качества (API SP вместо SN, ILSAC GF-6A вместо GF-5), и состав пакета присадок, перейдя, как и другие «газпромовские» масла, с «санкционных» западных продуктов на китайский Bettchem.

Базовое масло – гидрокрекинговое, неплохой чистоты, судя по содержанию серы в 0,173%: по этому показателю оно превосходит даже многих импортных одноклассников. Одновременно выдержаны умеренная сульфатная зольность (0,76%), малая испаряемость, неплохая для этого класса масел щелочность (7,96 мг КОН/г). Высокотемпературная вязкость хотя и «подрезана», что типично для масел с указанным классом по ILSAC, но в пределах разумного – 10,9 сСт. Температура застывания составляет -40 градусов, тест на холодную прокрутку стартера масло проходит уверенно, более 1000 мПа*с запаса до ограничения стандарта.

В общем, это моторное масло 5W-30 однозначно более чем конкурентоспособно с учетом сочетания цены и качества. Так что свои баллы рейтинга оно получает заслуженно.

Основные плюсы:
  • Общий уровень качества
  • Привлекательная для этого класса цена
Минусы:
  • Средний ресурс (что, в общем-то, для «ильсаков» типично)
G-Energy Synthetic Far East 5W-30
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
«Хонде» вполне нравится. Моему карману тоже.

Taif – это сравнительно молодой игрок нашего рынка, производство масел под этой маркой началось в Татарстане только в 2019 году. Производитель особо подчеркивает, что с 2020 года владеет производственным комплексом, позволяющим получать полиальфаолефиновую «базу» самостоятельно – что ж, по анализам ПАО в масле действительно есть, хотя и в смеси с гидрокрекинговым маслом. А вот наличие в составе также и диоктилтерефталата (ДОТФ) – это вещь необычная.

Моторное масло имеет класс качества API SP и соответствует спецификации ILSAC GF-6А, то есть нацелено на современные «экологичные» автомобили, требующие по инструкции использовать маловязкие «энергосберегающие» масла. Однако высокотемпературная вязкость здесь не «завалена»: при заявленных 11,3 сСт анализ показал 11,22 сСт, то есть масло для своего класса SAE «выше среднего». Щелочное число также близко к заявленному (7,3 мг КОН/г в информационном листке компании, 7,18 по анализу). Учитывая специфику масла, это ожидаемо, но на длительные интервалы эксплуатации не стоит рассчитывать, увы. Температура застывания по анализу составила -52 градуса, это отличный результат. Пакет присадок Afton Hitec (сейчас его, очевидно, будут использовать все активнее) содержит молибден для снижения трения, противоизносные свойства традиционно обеспечивает ZDDP. Кремний, судя по всему, в составе от противопенной присадки (эту тему на профильном форуме мучали несколько страниц когда-то).

В целом масло будет достаточно интересным вариантом для владельцев «японцев» и «корейцев», которым предписано использовать масла не ниже ILSAC GF-6. Главное – не забывать о сроках замены, умеренная щелочность и в целом типичная для «афтоновского» пакета скорость сработки – это основные минусы Taif Allegro. Но, увы, о Lubrizol и Infineum отечественным заводам пока что пришлось забыть…

Основные плюсы:
  • Соответствие ILSAC GF-6А
  • Привлекательная цена
  • Низкая температура застывания
Минусы:
  • Средний ресурс
Taif Allegro SP 5W-30
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Масло мне показалось интереснее «газпромовского для японцев», при этом цена вполне вкусная.

Общая беда большинства моторных масел с заявленными «энергосберегающими» свойствами – низкая вязкость при рабочих температурах двигателя, которую часто загоняют на нижнюю границу допуска. Это, в свою очередь, оставляет минимум запаса на неизбежное падение вязкости в ходе эксплуатации, и сэкономленные капли бензина в итоге превратятся в литры масла, которое придется менять чаще.

Но оригинальное «тойотовское» масло производства Eneos (которое нынче выпускается с вязкостью вплоть до 0W-8!) приятно удивило, показав в анализе от этого года высокотемпературную вязкость в 11,09 сСт (допуск стандарта – 9,3…12,5 сСт). Так что рекордов экономичности с ним не ждите, зато выглядит оно как-то поприятнее иногда чрезмерно жидких одноклассников с заявленным ILSAC GF-6A.

Щелочное число в 6,81 мг КОН/г далеко не рекордно, но типично для GF-6A. Рекомендация, которую наклеивает на банки российский импортер – менять масло раз в 10 тысяч на моторах без турбонаддува – достаточно оптимистичная, обычно «ильсаки» выхаживают не более 7,5 тысяч среднего пробега. Сульфатная зольность у масла низкая, 0,75% - следовательно, не будет проблем с моторами на прямом впрыске и с многокомпонентными катализаторами.

В пакете присадок прилично высокое содержание молибдена, так что с антифрикционными и противоизносными свойствами у масла все в норме. Но вот в холодном климате стоит выбрать другое масло: при температуре застывания -36 градусов и динамической вязкости 6485 мПа*с при -30 (а предел допуска близок – 6600 мПа*с) стартеру будет тяжеловато.

В целом же масло типично для оригинальной сервисной продукции: это, как и положено – крепкий середнячок, имеющий за эту цену прилично много конкурентов. Но, как ни крути, зато «оригинал».

Основные плюсы:
  • Хороший для ILSAC GF-6A запас по вязкости
  • Низкая зольность
  • Молибден в составе
Минусы:
  • Не выдающиеся низкотемпературные свойства
Toyota SP 5W-30
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Взял на пробу после «Зика», который уж слишком жидкий. Через 5000 уже был как вода. Это покрепче вроде бы, да и импортер проверенный.

Достаточно бюджетное моторное масло из Кореи имеет самый высокий на нынешний момент класс качества API SP, а также сертифицировано по ILSAC GF-6A. Отдельно подчеркивается совместимость с моторами, имеющими непосредственный впрыск топлива. При этом в качестве базы, естественно, использовано обычное гидрокрекинговое масло, что понятно и по цене, и по заявленной температуре застывания -39 градусов, что для 5W не впечатляет.

Впрочем, по прошлогоднему анализу екатеринбургского УРЦ ТЭиД, реально масло вытягивает и -44, это уже вполне прилично. Содержание серы – весьма низкое, что указывает на качественную очистку базового масла. А вот щелочное число маловато: 6,75 мг КОН/г. В принципе, сейчас зарубежные производители это любят: мол, машины современные, топливо чистое… Но, поскольку мы живем в России, придется сокращать интервалы замены, что изначально доступную для такого заявленного класса цену ощутимо портит.

Основные плюсы:
  • Приличные низкотемпературные характеристики
  • Низкая зольность
  • Очень низкое содержание серы
Минусы:
  • Не лучший ресурс
Kixx G1 SP 5W-30
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Производитель неплохой, при этом цену еще не задрали, как на многие импортные масла.

Лучшие моторные масла 5W-30 для дизелей с сажевыми фильтрами

Хотя по основному параметру, определяющему совместимость масла с «сажевиками» - сульфатной зольности – формально в эту категорию рейтинга лучших моторных маесл 5W-30 мы могли включить и Motul 8100 X-clean FE, но решили не забывать и о щелочном числе, которое для дизельных моторов в наших условиях желательно иметь побольше. А вот по зольности провалился уже Mobil 1 ESP Formula, где, несмотря на приличную щелочность, в анализах разных лет сульфатная зольность превышала требования заявленного класса ACEA C3 (0,89% в анализе 2018 года, 0,87% в анализе 2022 года, 0,84% в 2023 году – система складывается очевидная, для «сажевых» моторов это масло мы не можем рекомендовать).

Что же до гостя из Франции, то при формально заявленных 0,78% сульфатной зольности и 7,4 мг КОН/г щелочного числа анализ показал даже меньшую зольность (0,7%), хотя и ценой снижения щелочности (7,27 мг КОН/г): для сажевых фильтров масло безопасно, с запасом укладываясь в требования С3, но вот менять его с нашей соляркой стоит все же почаще, не обращая внимание на «долгоиграющий» допуск МВ 229.52. Дело здесь в том, что высокий ресурс по этому допуску гарантируется только в одном случае: при использовании качественного топлива с брендовых заправок, а у нас все-таки не Европа, увы, и даже по ГОСТу топливо с 500 мг серы на килограмм считается нормальным – это в пятьдесят раз выше требований стандарта ЕС, вышедшего еще в 2009 году!

Кинематическая вязкость при 100 градусах у масла практически на верхней границе допуска: есть хороший запас на разложение загустителя и попадание в масло солярки. Застыло масло при -38 градусах (паспортная температура -36 градусов): не рекорд, но для 5W нормально.

Низкая испаряемость и высокая температура вспышки гарантируют малый расход на угар и стабильность свойств даже в теплонагруженных моторах. Причем для гидрокрекингового масла они даже очень достойные: обычно такие показатели присущи более дорогим маслам на основе GTL или ПАО. В общем, удивили французы в целом приятно – масло однозначно получает наши рекомендации.

Основные плюсы:
  • Отличные вязкостные характеристики
  • Стабильность
  • Низкий расход на угар
Минусы:
  • Щелочность – типично «европейская» по современным меркам
Лучшее моторное масло 5W-30 для дизелей с сажевыми фильтрами – Bardahl XTC 5W30
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотор работает заметно мягче и ровнее, чем на предписанном сервисной книжкой «Эльфе». При этом и цена «вкуснее».
Отдадим заводу должное: перейдя на новую рецептуру и получив наивысший класс качества API SP, масло теперь четко удовлетворяет требованиям по зольности. Напомним, что в «ойл-клубовском» анализе 2020 года, когда моторное масло еще было заявлено как API SN и выпускалось на пакете присадок Lubrizol, его сульфатная зольность превысила максимальные для ACEA C3 0,8% - сейчас же (анализ февраля этого года) удалось добиться 0,64%, и это отличный показатель, да еще на новом и малознакомом для отечественных производителей китайском пакете Bettchem!

Кроме того, в новой рецептуре прилично подняли и щелочное число: после провальных 6,87 мг КОН/г до 8,87 (при заявленных в паспорте 8,5). Для дизеля это – однозначный плюс. Высокотемпературная вязкость масла близка к верхней границе стандарта, при этом температура застывания перекрывает указанную в документации (-42 градуса против -39).

Базовое масло – гидрокрекинговое, отсюда умеренная температура вспышки в 220 градусов. У масел ACEA C3 они привычны более высокие, но формально придраться не к чему. В целом же масло однозначно стоит своих денег и, что немаловажно, не содержит в составе ничего «подсанкционного».

Основные плюсы:
  • Отличные результаты по зольности
  • Умеренная испаряемость
  • Хорошие вязкостные характеристики
Минусы:
  • Наличие допусков от европейских автозаводов весьма условно: масла на китайских пакетах присадок ни «Мерседес», ни БМВ в глаза не видели
Gazpromneft Premium C3 5W-30
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Если сравнивать с нынешними ценами на импортные масла, которые к тому же и везут не пойми как, поддерживать отечественного производителя приходится неизбежно…

На что обратить внимание при покупке моторного масла 5W-30?

Как вы заметили, немалая часть нашего рейтинга посвящена «энергосберегающим» маслам: да, это уже однозначный тренд современности, и все больше новых масел 5W-30 (и обновляемых старых) получает сертификацию по ILSAC. Однако целесообразность покупки подобного масла спорная, особенно с нынешними ценами на импортные масла.

Дело в том, что практически всегда в угоду экологии приносится срок службы масла: низкая вязкость без достаточного запаса на старение, малая щелочность. То есть ради трудно прогнозируемой экономии на топливе тратить лишние деньги придется вдвойне: и масло будет стоить недешево, и менять его по-хорошему придется чаще. Поэтому, если производитель не требует прямо использовать подобное масло, большого смысла в переходе на него нет.

А вот внимание на зольность обращать нужно не только владельцам дизелей с сажевыми фильтрами: к этому параметру чувствительны и современные катализаторы (тем более что в них не предусматривается прожиг, как у дизелей), и моторы с непосредственным впрыском топлива. При этом, увы, не всегда наличие указания на класс ACEA C3 и «фирменные» допуски наподобие MB 229.51 позволяет действительно говорить о низкой зольности конкретного масла: в требования стандартов товарные образцы по анализам, бывает, вписываются с конкретным скрипом.

Удачной покупки!

Комментарии

Комментарий

В России кругом подделки и никому нет дела до этого а масла те хорошие фирмы которых берегут свой имидж и следят за качеством ...