12 лучших моторных масел 10W-40

Старый конь борозды не испортит

Информация для рекламодателей
Рейтинг составлен на основе мнения редакции ЭкспертЦен.
По вопросам размещения рекламы заполните эту контактную форму

В нашем сегодняшнем обзоре представлены лучшие моторные масла 10W-40 – по отзывам экспертов и автолюбителей. По нынешним меркам моторные масла этого класса уже можно считать устаревшими: в плане высокотемпературной вязкости актуальны для современных моторов «тридцатки» и ниже, а зимой по стандарту SAE масла 10W-40 могут иметь уже при -25 градусах динамическую вязкость больше, чем масла с индексом 5W при -30, так что после начала заморозков стартеру и аккумулятору будет явно тяжеловато. Поскольку сейчас гидрокрекинговые масла с индексами 5W и 0W уже можно называть достаточно доступными, за 10W-40 осталась по факту ниша бюджетных масел для автомобилей с пробегом, да и то не везде на весь сезон: полусинтетических и минеральных, хотя, надо заметить, и синтетика все еще выпускается с этим индексом вязкости. Правда, тут уже не дремлют и маркетологи: например, на канистрах Total вместо привычного «semi-synthetic» можно было до редизайна увидеть «synthetic based», а теперь там красуется «synthetic technology» (справедливости ради, минералку они подливают в микс не абы какую, а высокоочищенную).

Что до ассортимента, то, например, в каталоге Motul сейчас всего три типа масел 10W-40, причем одно даже называется говоряще, Classic Eighties («Классические восьмидесятые»), а 5W-30 – аж 19 разновидностей. У Castrol – тоже три, в то время как все того же 5W-30 втрое больше. Подобную картину Вы увидите в «легковых» каталогах и у других зарубежных производителей: время 10W-40 уже уходит.

А вот в России по понятным причинам дела обстоят несколько иначе. По исследованию рынка 2020 года от Aftermarket-Data, например, хотя по спросу и лидировало 5W-30 (35% продаж), а 5W-40 отстало от него всего на 5%, но третье место уверенно держало именно 10W-40 (26%), одновременно обеспечив немалую часть продажи полусинтетики независимо от вязкости. Так что совсем уж списывать со счетов «десять-сорок» у нас еще рано (о паре нюансов мы еще вспомним в заключение) – а потому и для него есть свой рейтинг.

К сожалению, не так много масел этого класса сдавалось хотя бы теми же «ойл-клубовцами» в лаборатории, да и те, что анализировались когда-то, уже обновлены по рецептуре для соответствия актуальным классам качества. Поэтому рейтинг лучших моторных масел 10W-40 придется формировать с более сложным, но менее точным анализом: «как было, как вообще производитель показывал себя, что от него можно ждать».

Рейтинг лучших моторных масел 10W-40

Лучшие HC-синтетические масла 10W-40
1 G-Energy Synthetic Long Life 10W-40 9.8 / 10
2 Liqui Moly Super Leichtlauf 10W-40 9.6 / 10
Лучшие полусинтетические масла 10W-40
1 Lukoil Luxe 10W40 9.8 / 10
2 Hyundai XTeer Gasoline G500 10W-40 9.7 / 10
3 Total Quartz 7000 10W-40 9.5 / 10
4 Rolf Energy 10W-40 9.3 / 10
5 ZIC X5 10W-40 9.2 / 10
6 Liqui Moly Optimal 10W-40 9.0 / 10
7 Shell Helix HX7 10W-40 9.0 / 10
8 Mannol Classic 10W-40 9.0 / 10
Лучшие минеральные масла 10W-40
1 Газпромнефть Standard 10W-40 9.1 / 10
2 Lukoil Standard 10W-40 9.0 / 10

Лучшие HC-синтетические масла 10W-40

Ну что ж, уже за счет цены российский производитель мог бы сейчас выйти на первое место рейтинга лучших моторных масел 10W-40. Но на самом деле масло и изначально было неплохим, если вспомнить независимый анализ 2020 года (сейчас он может восприниматься только как «для справки», поскольку «Газпром» перешел по понятным причинам на другие пакеты присадок).

При заявленном классе качества API SN/CF масло имеет по анализу TBN больше 10, так что в его ресурсе даже на высокосернистом топливе не нужно сомневаться (хотя заявлено 11). Основа – гидрокрекинговая, высокой очистки (0,297% серы – это хороший результат). Температура застывания в -37 градусов может считаться хорошей для масел этого класса, хотя заявлены по актуальному TDS все -40. С одной стороны – это минус, не все заявленные характеристики масло выдерживает. С другой – для 10W-40 все в норме, а с учетом цены масла это простительно. Так что, пускай оно чистую «десятку» и не получит, но рекомендовать мы его можем однозначно. А при доступности анализа «свежих» партий с удовольствием обновим данные.

Основные плюсы:
  • Хороший запас по высокотемпературной вязкости
  • Высокое щелочное число
  • Привлекательная цена
Минусы:
  • Неизбежное «а ведь могли бы и лучше»
Лучшее синтетическое масло 10W-40 – G-Energy Synthetic Long Life
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Беру на фирменных заправках, так что не волнуюсь насчет «происхождения». С импортными в последнее время этот вопрос особо актуален.
Показать еще

К чести немецкой компании, свои гидрокрекинговые масла (которые «синтетикой» являются только условно) она честно называет «НС-синтетическими». Ныне это уже хорошо знакомое многим масло доведено до класса качества API SN, а заодно «подстроилось под реалии». Напомним, что несколько лет назад, когда оно выпускалось еще под API SL, масло имело только допуски VW 501 01/505 00 и MB 229.1, для машин с требованиями VW 500 00 и PSA B71 2294 только «рекомендовалось». Сейчас же в перечне рекомендаций появились и Great Wall, и Haval. Заявленная температура застывания снижена с -33 до -36 градусов Цельсия.

Любопытно, что увеличена заявленная высокотемпературная вязкость: с 13,7 сСт до 14,2 сСт. Заявленная щелочность – 10,5 мг КОН/г, зольность указана расплывчато: 1,0-1,6%. Учитывая «китайские» рекомендации, а также появившуюся в техлисте фразу «оптимально для автомобилей с пробегом более 100000 км», можно сделать вполне однозначный вывод: масло рассчитано под старые машины и китайский рынок, где экологических заморочек еще не так много, как в Европе. Но это и в плюс на самом деле: у него хороший «запас прочности» на старение и использование топлива «неевропейского» качества.

К сожалению, все портит цена: сейчас масло, при своих плюсах, малоконкурентно с более подходящими для зимы отечественными и даже иногда импортными 5W-40, где можно выбрать варианты не хуже (а с учетом разницы в ценах – и менять чаще, за что мотор только скажет «спасибо»).

Основные плюсы:
  • Хорошие эксплуатационные характеристики
  • Приличные для 10W-40 низкотемпературные свойства
Минусы:
  • Высокая цена
Liqui Moly Super Leichtlauf 10W-40
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Много накатал на таком по Краснодару, впечатления в целом положительные. Но сейчас выходит накладно.
Показать еще

Лучшие полусинтетические масла 10W-40

Есть такое понятие: «совокупность качеств». Именно по этому параметру «Лукойл» выходит в лидеры: недорогое масло, которое всегда есть в сети фирменных заправок компании, не хватает звезд с неба, но просто работает и при этом не обременяет карман.

Сейчас производитель переводит масло на новый пакет присадок по понятным причинам, так что поговорим пока о масле «старой» версии, для которой уже проводились анализы (благо этих партий в продаже еще прилично, варят его сотнями тонн все-таки). Вязкость масла соответствует заявленному классу, температура застывания по тесту составила -38 градусов. Хотя по динамической вязкости в стартерном тесте уже хотелось бы иметь более приличный запас до установленного стандартом порога 7000 мПа*с. Но, как ни крути, это все же 10W-40, на зиму можно и нужно использовать хотя бы 5W, если ожидаются холода.

Щелочное число среднее – 8,04 мг КОН/г по наиболее «свежему» анализу. Так что можно говорить о межсервисном пробеге 7-8 тысяч, что для полусинтетики в целом нормально. Основа масла – микс гидрокрекингового масла с минеральным, «старый» пакет присадок основывался на сульфонате кальция, отсюда довольно приличное итоговое содержание серы. Зольность, однако, при таких параметрах удовлетворительная.

Основные плюсы:
  • Выгодное сочетание цены и качества
  • Мягкая работа мотора
  • Приличные противоизносные свойства благодаря содержанию молибдена
Минусы:
  • Из-за умеренного индекса вязкости «густеть» масло начинает заметно выше точки застывания
Лучшее полусинтетическое масло 10W40 – Lukoil Luxe
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Нормальное, «рабочее» масло. Старым моторам нравится и при этом не стоит лишнего.
Показать еще

Моторные масла, предназначенные для конкретных марок как «родные», никогда не могли похвастаться какими-то рекордными показателями: их роль – это быть «крепкими середнячками», просто выполняя свою работу в течение установленного срока замены.

Поэтому, увы, даже и писать не о чем: масло производится на основе смеси гидрокрекинговой базы и «минералки» высокой степени очистки, с обычным пакетом присадок без молибдена. Для «сороковки» у него хорошая высокотемпературная вязкость, есть и запас при низких температурах (по факту оно могло бы практически считаться и 5W-40 как минимум по динамической вязкости в «стартерном тесте»). И, надо заметить, цена еще вполне интересная.

Основные плюсы:
  • Очень хорошие низкотемпературные свойства
  • Использование базовых масел высокой степени очистки
Минусы:
  • Отсутствие «дизельного» класса качества, масло испытывалось на соответствие только для бензиновых моторов
Hyundai XTeer Gasoline G500 10W-40
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Корейский «оригинал» по вполне подъемной цене. Использую лет пять, нареканий нет.
Показать еще

А вот, собственно, и упомянутое во вступлении масло Total, которое из «синтетически-базированного» при смене дизайна упаковки превратилось в «синтетически-технологичное». Естественно, спектрография от Уральского центра технической экспертизы и диагностики (УРЦ ТЭиД) прямо показала наличие в составе не только гидрокрекингового масла, но и минерального (но высокого качества), так что за всеми ухищрениями маркетологов стоит полусинтетика, причем уже не очень дешевая.

Однако давайте начнем с плюсов. При заявленном классе качества API SN/CF иметь щелочное число 11,04 – это отличный результат. У масла высокие моющие свойства, хороший запас на старение даже при работе на высокосернистом топливе. Высокотемпературная вязкость лишь на пару сотых не дотянула до 15 сСт (по стандарту, напомним, должно быть от 12,5 до 16,3 сСт) – запас по вязкости на сработку есть, особенно с учетом щелочного числа.

Пакет присадок – с содержанием молибдена, приличным содержанием кальция (но это уже и по щелочности ожидаемо). Экологи бьют себя в грудь, а моторы говорят «дайте еще». Однако ожидаемо и зольность высока: 1,41% по все тому же анализу, современным катализаторам и сажевым фильтрам это не понравится однозначно. А вот всем прочим моторам мы бы однозначно рекомендовали это масло, если бы не его цена.

Основные плюсы:
  • Отличный ресурс
  • Хорошие низкотемпературные свойства (-37 градусов замерзания по тесту)
  • Высокие противоизносные свойства
Минусы:
  • Цену уже не назвать доступной для этого класса масел
Total Quartz 7000 10W-40
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
У меня на «Рено» оно прямо указано в сервисной. Пробовал пару раз другие масла, даже по работе мотора разница ощутима.
Показать еще

«Типа немецкое» масло 10W-40, разливаемое «Обнинскоргсинтезом», на самом деле весьма неплохо. Производитель не стал гнаться за «ультрасовременными» классами качества, ограничившись АPI SL/CF, ACEA A3/B3, ACEA A3/B4. База – типичная смесь гидрокрекингового масла с чистой «минералкой», судя по содержанию серы 0,516% по анализу московского МИЦ ГСМ.

К сожалению, лист технических характеристик на нынешнем официальном сайте бренда еще попробуй найди, поэтому сравнить реальные характеристики с заявленными проблематично. Как бы то ни было, щелочное число 9,58 мг КОН/г неплохо, с учетом высокотемпературной вязкости 14,37 сСт масло имеет нормальный запас на сработку и старение. Температура застывания по анализу составила ожидаемые для 10W-40 -37 градусов.

Итог будет простым: масло вполне рабочее, адекватное своей цене. Хотя, конечно, и конкуренты не дремлют.

Основные плюсы:
  • Нормальный потенциальный ресурс
  • Пакет присадок с содержанием молибдена
Минусы:
  • Сравнительно высокое содержание серы, что говорит об использовании либо высокой доли «минералки», либо о не самом высоком качестве гидрокрекинговой части базового «микса»
Rolf Energy 10W-40
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Масло как масло. Мотор работает тише, по моим ощущениям, чем на более дорогом «Мобиле».
Показать еще

Продолжает обзор лучших моторных масел 10W-40 ZIC X5 10W-40. Корейцы смогли дотянуть полусинтетику до актуального класса качества API SP: учитывая, что буквально этим летом свежие образцы попали на анализ в УРЦ ТЭиД, посмотреть на результат «параллельно-импортированного» масла вдвойне интересно: официально корейский чеболь (то есть конгломерат разнопрофильных компаний под общим управлением) SK Group с Россией уже не работает, но все как всегда.

Итак, что неудивительно, масло оказалось малощелочным: 6,93 мг КОН/г – это понятные современные реалии, но плохо совместимые с ресурсом. Однако зато при этом использовано качественное базовое масло, так что «умирать» быстро ZIC X5 не должен. Просто не забывайте о рациональных сроках замены.

Пакет присадок содержит среди прочего и молибден – для API SP это уже скорее исключение. Но в плане противоизносных характеристик масло весьма неплохо. Измеренная по тесту температура застывания в -39 градусов позволяет для многих районов России говорить о масле как о всесезонном, только в холодных областях на зиму нужно что-то «пожиже».

А вот что сразу бросается в глаза – это зольность всего в 0,7%: масло полностью совместимо со всеми типами катализаторов, и даже «дружило» бы с дизельными сажевыми фильтрами – но для дизелей корейцы выпускают «специализированное» масло ZIC X5 Diesel 10W-40.

Основные плюсы:
  • Высокое качество как базовых масел, так и пакета присадок
  • Хорошие низкотемпературные свойства, практически близкие к 5W-40
  • Низкая зольность
Минусы:
  • Низкая (но, увы, типичная для API SP) щелочность
ZIC X5 10W-40
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
В моторе чисто, зимой даже подогрев включаю только в феврале – так что работает на совесть.
Показать еще

Неплохое, в общем-то, масло упало на нижние позиции рейтинга лучших моторных масел 10W-40 по ожидаемой причине: излишне высока цена. То, что в маркировке класса качества по API первым указан «дизельный» класс CF, недвусмысленно намекает, что универсальностью этого масла несколько пожертвовали в пользу именно работоспособности в моторах на тяжелом топливе.

Лучше всего это моторное масло работает именно в дизелях с пробегом – на коммерческой технике, старых большеобъемных внедорожниках. Особенно, если у Вас установлен турбокомпрессор. Так что, скажем, старый Nissan Terrano с TD27T под капотом от этого масла точно не откажется.

Список допусков заводов-изготовителей здесь невелик, создатели масла ограничились только «Мерседесовским» MB 229.1. То есть на технике с трехлучевой звездой на капоте оно может использоваться, если год выпуска не моложе 2002-го.

По качеству и стабильности к «Ликви Моли» нет претензий. Жаль, что в сравнении с конкурентами цена у него отнюдь не самая привлекательная.

Основные плюсы:
  • Стабильность, хорошие антифрикционные свойства
Минусы:
  • Высокая для полусинтетики цена
Liqui Moly Optimal 10W-40
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучшее полусинтетическое масло - LIQUI MOLY Optimal. Использую на дизельном «Спринтере», мотор до сих пор «шепчет», угара практически нет.
Показать еще

А вот у Shell вышел «крепкий середнячок» по меркам полусинтетик, примечательный только щелочностью в 10,44 мг КОН/г: масло имеет потенциально высокий ресурс. Хотя не стоит забывать о наличии в «базе» солидной доли минерального масла, что тоже накладывает свои ограничения.

Температура застывания масла достойная для заявленного класса вязкости, -38 градусов. В положенный порог по динамической вязкости на тесте холодной прокрутки (CCS) масло тоже вписывается, пускай и с не самым впечатляющим запасом – так что до -25 градусов, как и положено для 10W-40, исправный двигатель при нормальном состоянии аккумулятора должен запускаться нормально.

Пакет присадок простенький – молибдена пожалели, за защиту от износа отвечает классический ZDDP, моющие свойства задаются не менее классическими соединениями кальция. В общем и целом, перед нами типичнейшая полусинтетика. Но в том-то и беда: для своей «типичности» она дороговата, даже несмотря на то, что масло – не импортное, а производится на заводе Shell в Торжке. Потому и место в рейтинге ожидаемо: последнее.

Основные плюсы:
  • Высокое щелочное число
  • Достаточно стабильные характеристики
  • Нормальная работа зимой
Минусы:
  • Высокое содержание серы
  • Слишком «стандартные» свойства для этой цены: тот же «Лукойл Люкс» обойдется заметно дешевле, не уступая в характеристиках настолько, чтобы это прямо уж чувствовалось
Shell Helix HX7 10W-40
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Масло без изысков и особой рекламы, просто меняю вовремя и голову не ломаю – работает себе и работает.
Показать еще

В пределах выбранного класса высокотемпературной вязкости Mannol Classic – одно из самых вязких: при 100 градусах оно перегоняет практически всех конкурентов (15,9 мм2/с!). Так что уж точно не стоит рассчитывать на максимальную экономичность, но вот владельцам старых автомобилей, которые и являются основными потребителями полусинтетики, это не будет лишним: меньше угар, стабильнее давление масла. Лучше всего, конечно, это моторное масло подойдет жителям южных регионов, посевернее же стоит остановиться на том же «Лукойле».

По щелочному числу при сравнении с конкурентами «Маннол» - крепкий «середнячок», здесь к нему глупо придираться. Пакет присадок не блещет суперсовременностью, зольность все же великовата. Зато отметим отличную защиту двигателя – антифрикционные свойства здесь на высоте, в том числе и при критических нагрузках.

Основные плюсы:
  • Высокие антифрикционные свойства
Минусы:
  • Вязкость все же высоковата для широт севернее средней полосы
  • Цена
Mannol Classic 10W-40
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
После перехода на Mannol наконец-то избавился от стука гидрокомпенсаторов, так что уже тысяч 60 езжу только на нем.
Показать еще

Лучшие минеральные масла 10W-40

По нынешним меркам «минералки» этого класса – спорная покупка: за те же деньги можно купить и отечественную полусинтетику, да и классы качества у таких масел откровенно старые. Здесь, например – API SF/CC, для бензиновых моторов считающийся устаревшим с 1989 года (!). Заявленные характеристики странные: щелочное число всего 6 мг КОН/г при сульфатной зольности 0,8% - как будто это современная европейская синтетика. Хотя все, конечно, ожидаемо: много присадок добавлять в минеральное масло, которое само по себе имеет срок службы в среднем 5000 км, все равно нет смысла, так что при сокращении массовой доли сульфонатов кальция и щелочность, и зольность ожидаемо упали.

Температура застывания неплохая, -37 градусов. В «стартерном тесте» маслу уже тяжеловато, но в требования стандарта оно вписывается.

Основные плюсы:
  • Неплохие низкотемпературные свойства для «минералки»
  • Низкая зольность
Минусы:
  • Цена на уровне полусинтетик API SL
Лучшее минеральное масло 10W40 – Газпромнефть Standard
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую в мотоблоке. Как раз литрушку на сезон покупаю. Нормальное за свои деньги, не подтекает и не угорает особо.
Показать еще
Завершает обзор лучших моторных масел 10W-40 продукт от Лукойл. Это масло стоит чуть дешевле «Газпромовского», при этом имея тот же класс качества API SF/CC. Да и вообще оба масла похожи не только названием: здесь практически идентичная заявленная щелочность (6,1 мг КОН/г), но выше зольность (0,9%) и температура застывания (-35 градусов Цельсия). Стартерный тест масло проходит с небольшим запасом (6564 мПа*с при максимально допустимых 7000), а при падении температуры с -25 до -30 градусов уже становится похожим на желе: динамическая вязкость подскакивает до 37267 мПа*с!

На лето, для старых моторов оно может расцениваться как более дешевая альтернатива «Газпромнефти», поэтому и баллы рейтинга практически одинаковы.

Основные плюсы:
  • Низкая цена
  • Достаточно приличная для минерального масла зольность
Минусы:
  • Небольшой ресурс нивелирует экономию на цене масла
Lukoil Standard 10W-40
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Покупаю для «Волги», она все равно любое масло проглотит и не заметит.
Показать еще

На что обратить внимание?

Как ни странно, именно «устаревание» моторных масел 10W-40 имеет для наших реалий большие плюсы. Их уже не загоняют во все более жесткие рамки экологи, из-за которых само понятие «класс качества» не особо говорит о качестве масла. Как раз в этой группе до сих пор выпускаются масла с высокой щелочностью, на давно проверенных пакетах присадок: пускай от их состава Грету Тунберг и хватит удар, но скажем прямо: «старое» масло может быть гораздо лучше «нового».

Причина проста: «западные» масла и новые стандарты на них неразрывно связаны и со стандартами на топливо, а вот здесь разница критична гораздо больше. Все заявленные плюсы современных моторных масел проявляются только в одном случае: если Вы и заправляться будете фирменным «non-sulphur» топливом где-нибудь в центре Берлина. Иначе, внезапно, все их разрекламированные свойства защиты мотора, долгий срок службы и так далее начинают напоминать карточный домик.

Единственное исключение – моторы с сажевыми фильтрами: здесь хорошее с точки зрения мотора масло смерти подобно для DPF. Ибо тут уже критичны как расход на угар, так и зольность: увы, старые добрые полнозольные моторные масла, прекрасно работавшие даже в высокофорсированных моторах, слабо совместимы с экологическими «заморочками», а замена сажевого фильтра, уже неспособного пройти регенерацию – удовольствие ни разу не дешевое. (Хотя, конечно, Вы сами знаете, что в таком случае делается – да и автор бы сам сказал «в пекло сажевик», если честно).

Комментарии