Лучшие аккумуляторы для зимы

Рейтинг 2021 года: разбираемся, какой аккумулятор лучше для зимы

Пока Ваш автомобиль полностью исправен, в закоулках бардачка еще не выветрился запах автосалона, а в мотор залито синтетическое масло с индексом низкотемпературной вязкости 5W или 0W, можно вообще забыть про существование аккумулятора. С проблемами запуска зимой Вы столкнетесь разве что из-за низкокачественного горючего или оставленных включенными габаритов. А вот дальше уже множество мелочей в совокупности начнут основательно портить жизнь: тут контакты немного окислились (а в мощных цепях низкого напряжения, где счет идет на сотни ампер тока, даже десятые доли ома – это серьезно), там форсунки стали хуже распылять топливо… И в результате долго радовавший беспроблемным запуском автомобиль уже начинает капризничать, да и старый аккумулятор уже пора бы поменять. А на что именно? Автолюбителю, уже столкнувшемуся с выбором проводов для прикуривания и расширившему круг знакомств на парковке, этот вопрос не покажется праздным.

На что вообще обратить внимание, выбирая аккумулятор для зимы?

Если не вдаваться в особенности и различия технологий производства и упаковки пластин в банки, химию процессов, происходящих при циклах заряда-разряда, то смотреть на аккумуляторе, по большому счету, и нечего. Основные параметры, маркируемые на любой батарее – это ее емкость и ток холодной прокрутки (он же пусковой ток). Но, честно говоря, сравнение этих параметров у соседних батарей мало что даст на самом деле.

Начнем с емкости. Она определяется просто – разрядом полностью заряженной батареи нормированным током. При этом поведение у аккумуляторов отнюдь не линейное: аккумулятор, согласно маркировке способный отдавать 6 ампер в течение 10 часов, 60 ампер отдаст уже далеко не за час, а за меньшее время. А за какое именно – зависит и от состояния аккумулятора, и от его конструктивных особенностей. И тут внезапно обнаружится (причем не в самый подходящий момент), что новенький купленный аккумулятор на 70 ампер-часов сдается раньше, чем 55-амперник у соседа, уже ехидно улыбающегося и достающего провода из багажника.

Ну, может быть, хотя бы пусковой ток нам что-то скажет? В принципе, условия измерения тока холодной прокрутки уже ближе к «боевым» - фиксируется ток, который батарея способна отдать в течение заданного времени при отрицательной температуре. А что будет, если температура опустится ниже установленного стандартом порога (а эти -18°С для многих регионов России – далеко не предел)? Не переживайте, ехидный сосед еще не убрал провода далеко.

Есть еще и такое понятие, как резервная емкость аккумулятора. Это время (да, резервная емкость измеряется в минутах), которое аккумулятор может отдавать стандартизированный ток 25 ампер, пока напряжение не упадет до уровня 10,5 В. А при какой температуре? Вот то-то же.

И шо же нам таки делать, ой-вей? Все, шо ми можем сказать в ваши уши своим ротом – это то, что теоретически аккумулятор с большей емкостью и пусковым током лучше. По крайней мере, высокий пусковой ток обещает нам приличную площадь пластин и низкое внутреннее сопротивление, при работе на мощную нагрузку принципиально важное (вспоминаем школьный курс физики и закон Ома для полной цепи). Но и здесь не все так просто.

Вот на стеллаже красуется новый аккумулятор. И бренд громкий, и ампер холодной прокрутки на нем обещано много… Проблема в том, что испытания ни по стандарту EN, ни по DIN, ни по какому-либо еще не предусматривают несколько попыток пуска. В итоге обладатель рекордных показателей стартерного тока может действительно продемонстрировать их в течение испытания, а потом еле-еле крутить стартер. На это влияет множество особенностей конструкции аккумулятора, вплоть до расстояния между пластинами и конструкции сепаратора. И радость от новой покупки вновь испортит сосед, у которого и аккумулятор не такой новый, и ампер на нем написано меньше, но машина почему-то заводится лучше.

Итог очевиден: сравнивая характеристики нескольких батарей «в лоб», можно после начала морозов на своем опыте понять, что не все так просто. Значит, самое время обратиться к чужому опыту – что, как не практика, покажет достоинства и недостатки разных аккумуляторов?

Лучшие аккумуляторы для зимы — Рейтинг 2021 года

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие кальциевые аккумуляторы для зимы 1 Varta Blue Dynamic 9.5 / 10 6 400
2 Topla Energy 9.4 / 10 5 700
3 Аком + EFB 9.3 / 10 5 500
4 TAB Magic 9.2 / 10 7 200
5 Mutlu SFB 3 9.0 / 10 5 200
Лучшие AGM-аккумуляторы для зимы 1 Varta Silver Dynamic 9.8 / 10 13 000
2 Banner Running Bull AGM 9.6 / 10 12 480
3 Exide Start-Stop AGM 9.0 / 10 10 500

Лучшие кальциевые аккумуляторы для зимы

Varta Blue Dynamic

6 400 (60 Ah)

По заявленным характеристикам эта серия, конечно, менее привлекательна, чем более дорогие Silver Dynamic, зато при обычных для нашей зимы температурах они ведут себя очень похоже. Тогда почему бы не сэкономить, особо ничего не потеряв?

К числу плюсов этих аккумуляторов отнесем достойную стабильность характеристик без «лотерейности», которой грешит, например, иркутский «Зверь». Ну и, что немаловажно, у Blue Dynamic достойная живучесть даже при не самых лучших условиях эксплуатации – например, если у Вас и генератор уже не в лучшем состоянии, да и сигнализация с магнитолой что-то ощутимо подъедают заряд на стоянке.

Хотя в последнее время и принято отмечать, что качество у Varta «уже не то», свои позиции марка все равно удерживает крепко. Разве что цены подросли прилично… но, если этот момент принципиален, почему бы не обратить внимание на отечественные батареи? Тут тоже есть достойные варианты, как уже продемонстрировала «Тюмень».

9.5 / 10
Рейтинг

Topla Energy

5 700 (60 А*ч)

Словенский аккумулятор первым внимание привлекает заявленными пусковыми токами: 600 ампер при 60 А*ч емкости – это результаты, достойные уже AGM-аккумуляторов, а не обычного «кальция». При этом цена у аккумуляторов этой линейки вполне интересная – на уровне тех же «голубых» Varta, в целом стандартном для качественных кальциевых аккумуляторов зарубежного производства.

Зимой проблем от этих аккумуляторов ждать не стоит: аккумуляторы показывают высокую резервную емкость (лишь минимально уступая Varta Blue Dynamic и «Тюмени»), подтверждают заявленный пусковой ток – то есть аккумулятор не начнет «сдаваться» на современном автомобиле уже сразу после «просыпания» его многочисленной электроники, сможет нормально раскрутить стартер.

Однако желание производителя поднять токоотдачу имеет и свой минус (кстати, на самом деле даже ожидаемый – у каждого плюса есть своя обратная сторона). Аккумулятор, резво стартуя с места, в сравнении с конкурентами с первых мест нашего рейтинга быстрее «сдувается» - ток под нагрузкой падает, соответственно и общая энергия, отданная за одну попытку пуска, оказывается меньшей. После каждой попытки запуска «Топле» нужно давать более длинные паузы для того, чтобы «ожить». Это обусловлено самим принципом работы свинцово-кислотных аккумуляторов: резкое изменение состава электролита в пространстве около пластин при разрядке большим током снижает электрические характеристики до «выравнивания» плотности электролита по объему – на анодах каждой банки при разряде образуется чистая вода, «разбавляя» электролит и мешая образованию сульфата свинца на поверхности пластины. Именно поэтому аккумуляторы со «спринтерским нравом», имеющие высокую токоотдачу, чаще всего плохо переносят длительные нагрузки – и именно это отчетливо демонстрирует Topla.

Для автомобилей, не имеющих предпосылок к плохому запуску, это не критично: тут главное сама возможность отдать достаточный пусковой ток. А вот для старых машин, которые и летом-то приходится долговато крутить при каждом запуске, больше подойдет «долгоиграющий» аккумулятор – например, та же «Тюмень», вдвойне для такого случая актуальная при своей цене.

Основные плюсы:
  • Хорошие токовые характеристики
  • Низкое падение характеристик на морозе
  • Высокий пусковой ток
Минусы:
  • Нелюбовь к длительным попыткам пуска
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Зимой стартер крутит резво – если масло не встало колом, то заведешься.

Аком + EFB

5 500 (60 Ач, евро)

Технология EFB не имеет прямого отношения к «зимним» свойствам аккумуляторов, однако в некотором смысле нам тоже будет интересной, поскольку ее ключевой момент – это увеличение цикловой живучести батареи. А как раз зимой аккумуляторы работают в самых жестких условиях – максимальная степень разряда при попытках пуска, медленный нагрев и ухудшенные условия заряда, скорость износа возрастает. Так что перед нами потенциальный призер рейтинга лучших аккумуляторов для зимы если не по пусковым характеристикам на морозе, то по способности пережить не один зимний сезон.

Что мы имеем на практике? Тольяттинская компания в этой линейке выпускает достаточно доступные аккумуляторы Ca/Ca и прямой, и обратной полярности, в «европейском» и «азиатском» исполнении, с емкостью от 55 до 100 А*ч. Самый «младший» в линейке аккумулятор уже отдает 560 А (EN) стартерного тока, это – уровень лучших зарубежных аналогов. У обычной «пятьдесятпятки» от АКОМ, для сравнения, стартерный ток – 500 А (EN) и почти на килограмм в среднем меньше масса (которую, правда, можно узнать только при «живом» взвешивании, поскольку в характеристиках приводится хитрая цифра «не более, кг»). И в условиях зимы, если стандартные «Акомы» показывали себя не самым впечатляющим образом, быстро «сдуваясь» под нагрузкой, то новая серия выправила свои характеристики до «средних по палате»: без рекордных достижений, но и без провалов. А заодно получила 4 года гарантии вместо старых 3, что тоже приятно.

Отдельные плюсы мы поставим за выбор типоразмеров, полярностей и исполнений – но тут же не забудем дать наш постоянный совет касаемо проверки даты выпуска аккумулятора при покупке и теста хорошей нагрузочной вилкой: не возьмемся гадать, то ли завод не может дотянуть стабильность качества до лучших зарубежных аналогов, то ли специально ухудшением строгости приемки снижает цены («второй сорт – еще не брак»), но про лотерейность качества этих батарей и «кривые» даты выпуска не писал только ленивый, наверно.

Основные плюсы:
  • Высокая токоотдача
  • Наличие в линейке «европейских» и «азиатских» аккумуляторов
  • Не рекордные, но хорошие показатели по количеству попыток пуска и резервной емкости
  • В теории приличный цикловой ресурс
Минусы:
  • Плавающее качество
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Моему мотору в -23 хватает нормально, холоднее у нас пока что не было. Недозаряда зимой нет.

TAB Magic

7 200 (62 Ач)

В «зимних» тестах в свое время аккумуляторы из Словении (производящиеся на том же заводе, что и Topla) показывали себя «крепкими середнячками и выше» еще в то время, когда на нашем рынке продавалась только самая старая линейка «зимних» батарей TAB Polar. Однако время не стоит на месте: сначала завод Tovarna Akumulatorskih Baterij предложил усовершенствованную линейку Polar Blue (крайне близких по характеристикам с Topla Top, кстати, что и неудивительно) с модернизированной конструкцией пластин и электронно-оптическим «глазком» контроля аккумулятора, а затем предложил линейку Magic. Это – кальций/кальциевые аккумуляторы с герметизированной крышкой и увеличенным числом пластин. Вот последнее нам и интереснее всего в разрезе темы сегодняшнего рейтинга лучших зимних аккумуляторов: это, по идее, должно обеспечить аккумуляторам не только лучшую токоотдачу, но и большее количество попыток пуска зимой.

Линейка аккумуляторов TAB Magic пока что невелика – «еврокорпуса» от 54 до 100 А*ч, и только с обратной полярностью – за это мы неизбежно снизим рейтинг, поскольку владельцам автомобилей, которым нужен или аккумулятор компактного типоразмера, или батарея с прямой полярностью, или вообще речь идет об азиатской машине, тут просто нечего выбрать. Однако же токоотдача у этих батарей действительно неплохая: так, батарея на 55 А*ч способна отдать уже 560 А (EN) – на 60 ампер больше, чем «обычная» TAB Polar той же емкости, но всего на 10 А больше аналога из линейки Polar Blue или Topla Top. При этом «Мэджик», естественно, будет стоить дороже и тех, и других.

Нет, конечно, на морозе аккумуляторы этой серии ведут себя действительно очень хорошо – все-таки именно на «зимние» свойства своих стартерных батарей так любят указывать в Словении. Но за этим неизбежно кроется «но»: увеличение количества пластин, производимых по просечно-растяжной технологии, потребовало сделать их тоньше, а от этого пострадал ресурс. Как следствие, такой аккумулятор стоит брать в первую очередь в расчете на холодные зимы, но не на большой срок службы – а здесь уже неприятным фактором выступает цена. Отсюда и далеко не высшее место в рейтинге.

Основные плюсы:
  • Высокая токоотдача
  • Хорошие пусковые свойства на морозе
Минусы:
  • Не лучший ресурс
  • Высокая цена
  • Отсутствие в линейке аккумуляторов с прямой полярностью на текущий момент
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
На дизеле зимует хорошо. Правда, пока только две зимы – как дальше будет, посмотрим.

Mutlu SFB 3

5 200 (60 А*ч)

Для турецких аккумуляторов Mutlu стандартная роль – это быть «крепким середнячком» за вменяемые деньги: недаром и в нашем «общем» рейтинге среди прочих сначала высокие баллы получали аккумуляторы серии Calcium Silver, а сейчас – усовершенствованная линейка SFB 3. Однако в сегодняшнем «узкоспециализированном» рейтинге лучших аккумуляторов для зимы Mutlu SFB 3 как раз из-за «средне-ровных» характеристик вновь не удается забраться вверх – как и в предыдущей редакции статьи.

Нет, бесспорно, SFB 3 за свои деньги хороши: свинца в аккумуляторах достаточно, пластины отформованы прочно, так что ресурс у этих батарей приличный. Токоотдача для типичной кальциевой батареи нормальная (например, при 60 А*ч емкости – 540 А), проблем с быстрым «затуханием» под нагрузкой нет – собственно, «крепкий середнячок» как он и есть. Но вот на морозе аккумулятор по отдаваемой энергии и количеству попыток пуска проигрывает и более дорогой «Варте» (что с учетом разницы в ценах еще можно простить), и «Тюмени Премиум», которая, наоборот, будет стоить даже дешевле! Ну, а раз мы говорим именно об «аккумуляторах для зимы», подразумевая как раз особенности эксплуатации на задворках Винтерфелла, то Mutlu неизбежно придется потерять баллы рейтинга.

Основные плюсы:
  • Неплохое поведение на морозе (тесты аккумулятор не проваливает)
  • Стабильность качества
  • Достаточно низкая цена при высоком ресурсе
Минусы:
  • Конкретно по «зимним» свойствам есть батареи и интереснее – отсюда и не лучшие баллы
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
С момента покупки про аккумулятор вспоминать повода не было, и зимой тоже.

Лучшие AGM-аккумуляторы для зимы

Varta Silver Dynamic

13 000 (60 Ач (D52 - 560 901 068))

Качественный AGM-аккумулятор обречен стоить дороже обычных кальциевых – тут никуда не деться. Однако Silver Dynamic действительно заслуживает внимания в своем классе – причем мы даже рискнем предположить, что его «заточенность» под системы «Старт-Стоп» с их частыми циклами срабатывания стартера как раз дала свои плюсы и к «зимнему характеру» аккумулятора.

Дело в том, что он не только имеет приличный пусковой ток (для 60 А*ч, например – 680 А), но и отлично выдерживает многократные включения стартера на холоде с небольшими паузами между ними, успевая быстро восстановить свои характеристики. Именно в таком сценарии этот аккумулятор неоднократно показывал себя наилучшим образом в разных тестах. А, согласитесь, зачастую именно вот этой «лишней» попытки уверенно прокрутить стартер часто по закону подлости и не хватает – так что в рейтинге лучших «зимних» аккумуляторов AGM Varta Silver Dynamic побеждает уверенно, благо и выбор по типоразмеру и емкости в этой линейке отличный. Если же вопрос цены критичен, то, как мы уже отмечали, есть смысл присмотреться к линейке Blue Dynamic, ведь приличную долю технологий в ней используют ту же, что и в «серебряной» линейке – и это прекрасно видно по реальному поведению обоих аккумуляторов на холоде.

Основные плюсы:
  • Отличная стойкость к холоду
  • Высокая резервная емкость
  • Быстрый набор заряда
Минусы:
  • Высокая цена даже в «бюджетных» типоразмерах
Модели в линейке:
  • Varta Silver Dynamic - 60 Ач (D52 - 560 901 068)
  • Varta Silver Dynamic - 70 Ач (E39 - 570 901 076)
  • Varta Silver Dynamic - 80 Ач (F21 - 580 901 080)
  • Varta Silver Dynamic - 95 Ач (G14 - 595 901 085)
  • Varta Silver Dynamic - 105 Ач (H15 - 605 901 095)
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Зимой аккумулятор ни разу не подводил, даже когда ночью до -30 резко падало.

Banner Running Bull AGM

12 480 (60 Ач)

Продолжают наш обзор лучших аккумуляторов для зимы Banner Running Bull AGM. Если обычные кальциевые аккумуляторы этой марки мало чем выделяются, то линейка AGM-батарей смогла отличиться как раз «зимними» свойствами, на которые мы сегодня и обращаем максимум внимания. Высокая резервная емкость, умеренное снижение основных характеристик на морозе делают «Бегущего Быка» достаточно интересным выбором.

«Младший» аккумулятор в линейке – на 50 А*ч емкости, имеющий токоотдачу в 540 А (EN), «старший» - уже на 105 А*ч и 950 А (EN). Вся линейка – только с обратной полярностью. Сразу бросается в глаза, что на фоне конкурентов токоотдача здесь несколько ниже, что, однако, и обеспечивает в определенной мере хороший «стайерский» характер аккумуляторам: они быстро восстанавливаются после неудачной попытки запуска двигателя, позволяя разменять чуть более вялое вращение стартера на лишнюю возможность провернуть ключ зажигания, не услышав только сухой щелчок втягивающего реле. Кроме того, немаловажен и тот момент, что Running Bull AGM способны быстро набирать заряд во время поездки – сказывается оптимизация под системы «Старт-стоп» с их требовательностью к «положительному балансу энергосистемы» автомобиля. Та же «Варта», например. хотя и может за одну попытку пуска отдать больше энергии, восстанавливать даже одинаковые потери будет дольше – а в режиме коротких поездок это способно вызвать прогрессирующий недозаряд и, как следствие, проблемы по утрам. Banner же придется вытаскивать из отсека на дозарядку реже.

Кстати, о вытаскивании – вот к чему хочется придраться однозначно, так это к тому, что на отнюдь не дешевых и отнюдь не легких аккумуляторах используются настолько хлипкие ручки, «восьмидесятку» поднимать и перетаскивать уже реально страшновато, да и в пальцы ручки впиваются при этом дай боже. Обидный и даже глупый просчет в конструкции весьма неплохих по своей сути аккумуляторов.

Основные плюсы:
  • Высокая резервная емкость
  • Приличная энергия разового пуска
  • Быстрый набор заряда
Минусы:
  • Только обратная полярность и только «европейские» корпуса
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Зимой ведет себя на пять баллов, проблем не было.

Exide Start-Stop AGM

10 500 (60 А*ч)

Вот эта серия заинтересует в том числе владельцев американских автомобилей: в ней есть как раз подходящий для них по конструкции аккумулятор, способный при 50 А*ч емкости отдавать ток до 800 ампер! Для сравнения, в «европейском» типе тот же ток Exide Start-Stop AGM отдает только при 80 А*ч емкости, в то время как наиболее популярная «шестидесятка» - лишь 680 А (впрочем, вполне стандартные для современных AGM). Некоторых владельцев японских машин аккумулятор EK508 тоже заставит пошевелить мозгами – например, он подойдет на ряд моделей Infiniti. В целом же покрытие по модельному ряду у AGM-линейки Exide все-таки маловато, что хорошо видно по фирменному каталогу подбора – но лучше, чем у TAB/Topla.

К зимнему «поведению» батарей этой линейки у нас претензий нет: хороший запас по токовым характеристикам даст достаточное количество уверенных прокруток без необходимости в длительном «отдыхе» между попытками, резервная емкость у аккумуляторов Start-Stop AGM достойная. Но вот упасть «на дно» рейтинга Exide все-таки пришлось – многовато информации о падении ресурса нынешних батарей, выпускаемых в Польше, и об их крайней нелюбви к глубокому разряду: а тут невольно задумаешься, не купить ли тогда хороший «неубиваемый» кальциевый аккумулятор, сэкономив деньги, или не добавить ли на более «живучий» AGM?

Основные плюсы:
  • Уверенный запуск на морозе
  • Высокие токовые характеристики
  • Достаточно умеренная для AGM цена
Минусы:
  • Часто отмечаемое падение качества в последнее время
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
На «Додж» встал как родной, выбор батарей без колхоза на эту машину у нас не особый. Зимой всегда без проблем заводился.

… И напоследок

Как ни крути, не в одном только аккумуляторе залог уверенного пуска. Неоднократно автору приходилось видеть, как вполне рабочий аккумулятор меняют на новый исключительно из-за того, что он то плохо заряжается, то слабо крутит – а на самом деле достаточно было просто почистить и нормально затянуть клеммы на стартере и самом аккумуляторе (особо, например, это знакомо по «Матизам» с их клеммами-«колокольчиками»).

Не забывайте о чистоте свечей, форсунок, качестве топлива: как бы хорошо ни крутил аккумулятор коленвал, отсутствие нормальной искры все равно не позволит мотору нормально запуститься, а качество распыла топлива именно зимой важнее всего. «Кривой» распыл, особенно струями, а не микроскопическими каплями, и в тепле-то мешает топливу нормально испаряться, а зимой – тем более. На дизелях предпусковой подогрев (хоть простейший, типа «кипятильник от розетки) и вовсе дает больше шансов завестись с утра в мороз, чем самый лучший аккумулятор.

Проверьте работу генератора: холодный аккумулятор и так хуже набирает заряд, а с пониженным напряжением заряда – тем более. Именно недозаряд гораздо чаще становится причиной подождать соседа с его проводами для прикуривания, а не «плохой аккумулятор»: батарея бы и рада была раскрутить двигатель, но заряда-то ей и не хватает.

И, поверьте, вопрос «какой аккумулятор лучше купить для зимы?» еще долго не будет волновать Вас.

Комментарии