7 лучших мопедов

Малая мощность, но немалая польза

Информация для рекламодателей
Рейтинг составлен на основе мнения редакции ЭкспертЦен.
По вопросам размещения рекламы заполните эту контактную форму

Сегодня мы представляем рейтинг лучших мопедов. Однако справедливости ради сразу предупредим, именно о мопедах мы сегодня говорить и не будем практически. Ибо «настоящих» мопедов на рынке осталось не так уж много – не забывайте, что само это слово есть не что иное, как сокращение от «МОтовелосиПЕД». То же мотоциклоподобное и малокубатурное, что в обиходе все так и привыкли звать «мопедами» - на самом деле мокики, но это слово уже, похоже, благополучно забыли, распространив термин «мопед» на всю подобную технику даже в правилах дорожного движения.

Хотя по популярности подобной техники и успело ударить введение для них водительских удостоверений (а во многом распространению «полтинников» и способствовала их «бесправность», да еще с возможностью тайком нарастить кубатуру двигателя), спрос на хорошие мопеды сохраняется – ибо, как не крути, это простой, дешевый, экономичный и не занимающий много места транспорт. А с появлением электромопедов отпала еще и немалая часть забот по заправке и обслуживанию – просто подзаряжай аккумуляторы и затаскивай мопед хоть в квартиру, не опасаясь нанюхаться бензина. И, кстати, именно электропривод дал толчок своеобразному ренессансу мопедов именно в их оригинальном смысле (от велосипеда с электромоторчиком «в довесок» до пригодных к самостоятельному использованию мощных двигателей), с педальным приводом в дополнение к мотору, да и некоторый «правовой вакуум» до внесения правок в ПДД возвращал ко временам, когда на бензиновые «полтинники» не нужны были права.

Тут нужно учесть отличие понятий «электровелосипед» (общераспространенного у нас) и взятого нами сегодня «электромопед», которое мы используем условно по аналогии с европейскими нормами. В Европе транспортное средство, способное при наличии педалей ехать самостоятельно только на тяге двигателя, классифицируется как «электрический скутер», в то время как «электровелосипед» должен включать двигатель только в режиме PAS (пока водитель крутит педали, помогая ему). Таким образом, в качестве «электромопедов» мы включим в рейтинг те модели, что способны именно на полноценный электрический ход и ориентированы на него (емкий аккумулятор, мощный мотор).

Итак, сегодня мы поговорим именно о нынешних потомках старых добрых «Риг», «Верховин» и иже с ними. Приступим!

Рейтинг лучших мопедов

Лучшие полноразмерные бензиновые мопеды
1 Alpha 8.7 / 10
2 Delta 8.4 / 10
Лучшие детские бензиновые мопеды
1 MOTAX 50cc 8.9 / 10
Лучшие электрические мопеды
1 xDevice xBicycle 20 FAT SE 9.0 / 10
2 VOLTECO BIGCAT DUAL NEW 8.9 / 10
Лучшие детские электромопеды
1 MOTAX 1500 W 9.1 / 10
2 WHITE SIBERIA MUXA 1300W 8.7 / 10

Лучшие полноразмерные бензиновые мопеды

Alpha

Готов поспорить, Вы сейчас покрутите пальцем у виска – это она-то лучшая? Ну да, в плане мопедов на нашем рынке это «одновременно и альфа и омега», так и крутилось на языке. Самый распространенный в России мопед по факту клепается как бы не каждым первым китайским заводом – и в результате две стоящие рядом «Альфы» могут оказаться даже несовместимыми по запчастям, не говоря уже о таких мелочах, как разная проводка. Впрочем, автор, успев поработать у официального дилера небезызвестного «Ирбиса», не удивляется и тому, как «родная» запчасть на этот самый «Ирбис» к нему же спокойно не подходит чисто геометрически (например, цилиндр не садится на шпильки). Это для «нижнего сегмента» китайской мототехники норма – а «Альфа» во многом стала популярна в том числе и низкой ценой. Более того, по сути, практически все «мотоциклообразные» нынешние мопеды – это «альфоиды» с минимумом вариаций. Поэтому неважно, выбираете ли Вы лучший мопед для деревни или для города - все равно выбор ограничен.

Итак, что перед нами? Типичная «Альфа» оборудована открытым в штампованной хребтовой раме четырехтактным «полтинником», восходящим по конструкции к легендарной Honda Super Cub, оснащенным кикстартером, электростартером (может быть и верхним, и нижним) и четырехступенчатой коробкой передач с «круговым» переключением N-1-2-3-4. Впрочем, встречаются и моторы с «нормальным» переключением «первая вниз» (1-N-2-3-4), и «полуавтоматические». В любом случае конструкция здесь настолько хорошо изученная, что особо описывать эти моторы не нужно. Некоторые производители предлагают даже «заводской тюнинг» - например, Motoland Alpha RF11 имеет «оспортивленный» дизайн, Rockot Alpha Offroad – дисковый передний тормоз, «внедорожную» резину и высокое переднее крыло.

Естественно, проводка «из соплей», сырой крепеж и прочие «радости жизни» к «Альфам» прилагаются по определению. Впрочем, в прямых руках мопед вполне доводится до приемлемого состояния – главное, не забывать, что тормоза тут чаще всего барабанные, а подножки крепятся к картеру.

Основные плюсы:
  • Наличие запчастей даже в самом глухом углу
  • Конструкция, изученная от и до во всех ее вариантах
Минусы:
  • Необходимость доводки в немалом объеме
  • Слабая ходовая
Alpha
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ну, что сказать… «Альфа» она и есть «Альфа», кто ж ее не знает?
Показать еще

Delta

К советскому мопеду с тем же названием нынешняя «Дельта» не имеет никакого отношения даже внешне: нарочито не имея «мотоциклоподобия», она имеет вытянутый вдоль передней части диагональной рамы бензобак небольшого объема и багажник, засунутый между ним и подседельной частью (не самое удобное решение, надо сказать). Подвеска, тормоза, колеса заставят в очередной раз вспомнить всю ту же «Альфу» - разве что на «Альфах» обычно резина с завода идет чуть пошире (2,5 дюйма спереди и 2,75 дюйма сзади против 2,25 и 2,5 соответственно).

Разница в весе у мопедов непринципиальная, и точно так же «Дельты» кто только не делает – так что в плане и «среднего по палате» качества, и прочего тут ничего не меняется, разве что «альфоподобных» в магазинах больше. Сказывается и то, что «Альфы» все-таки похожи на мотоцикл, и больший объем бензобака: «Дельта» подходит только для коротких поездок по городу, на «Альфах» же умудряются даже ездить в «дальняк» (это, конечно, выбор экстремалов, но умудряются же!).

В целом же, что «Альфа», что «Дельта» настолько близки по конструкции, не считая рамы, что, имея опыт возни с одним мопедом (независимо от производителя), Вы ничего нового не увидите и во втором.

Основные плюсы:
  • Багаж под контролем – сумку или пакет при езде просто-напросто обхватывают ноги, в отличие от «мотоциклоподобных», где удобнее использовать рюкзак, чем что-то привязывать к небольшому багажничку за седлом
Минусы:
  • Те же, что у типичной «Альфы», но еще и маленький бензобак
Delta
8.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Такие в принципе придуманы для поездок до магазина и обратно – не скажу, что в России это особо актуально, но все же.
Показать еще

Лучшие детские бензиновые мопеды

MOTAX 50cc

В категории лучших мопедов для подростков побеждает MOTAX 50cc. Этот мопед вполне сможет стать «входным билетом» для ребенка если не в мотокросс, то как минимум в интересные «покатушки» вне асфальта – пускай это еще даже не питбайк, но при весе в 27 кг ребенку с ним справиться будет проще.

Мотор – двухтактный, мощностью 3,5 л.с. (так что «едет» все это не так уж и скучно, как можно ждать от «чисто детской» модели). Запуск – либо только ручным стартером с правой стороны, либо дополнительно устанавливается электростартер (не самая нужная вещь на такой технике, к тому же без него мопед дешевле и легче). Для безопасности предназначен ограничитель хода ручки газа, который позволит родителям умерить аппетиты ребенка к быстрой езде – правда, стоит отметить, ничто так не стимулирует детский интерес к кручению болтов и гаек, как подобные ограничения. Также присутствует чека у левой рукояти, глушащая мотор при отрыве.

Мопед обут в 10-дюймовые внедорожные шины, подвеска – «телескоп» перевернутого типа спереди и моноамортизатор сзади, «как у взрослых». Тормоза – дисковые спереди и сзади, хотя и, естественно, не гидравлические: это велосипедного типа «механика». С обликом «хоть сейчас в пампасы» не вяжутся только литые колеса, но спицованные на детском легком мопеде, конечно, большого смысла не имеют.

Основные плюсы:
  • Неплохой мотор
  • Серьезные для такого веса подвеска и тормоза
Минусы:
  • Рассчитан, увы, на самую быстро растущую возрастную категорию
MOTAX 50cc
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
В очередной раз задумался – и почему у меня в детстве такого не было?
Показать еще

Лучшие электрические мопеды

xDevice xBicycle 20 FAT SE

И вот, наконец, в нашем рейтинге лучших мопедов появился продолжатель истории «настоящих» мопедов – причем, в отличие от односкоростных «старичков» с бензиновыми двигателями, современные электромопеды щеголяют и многоскоростной велотрансмиссией. Конкретно в этом случае – семискоростной, от Shimano.

В 2022 году вышло очередное поколение этой модели, которая, на наш взгляд, ближе всего к идее «электромопеда», а не «велосипеда с электромоторчиком». Рама – алюминиевая, складная, причем именно при ее складывании мы получаем доступ к аккумуляторному блоку, собранному на литий-ионных ячейках LG. Аккумулятор (48 В, 9,6 А*ч), заметим, запирается на замок – просто так его не вытащить. А вытаскивать его можно не только для замены – он заодно еще может работать и как пауэрбанк.

Оба колеса – на 20 дюймов, обутые в широкую четырехдюймовую резину. Тормоза – дисковая механика (и плюс, естественно, режим рекуперации задним 350-ваттным мотором Xiongda). В отличие от «европейских» моделей, где электропривод работает только в режиме PAS (то есть только помогает кручению педалей), для российского рынка тяговый режим, управляемый обычной мотоциклетной ручкой газа, не заблокирован – разгоняться в удачных условиях можно до 30-35 километров в час.

Естественно, вынужденно небольшой размер аккумулятора ограничивает запас хода – педали здесь отнюдь не только для «ибо положено». Но это, как и высокая все еще цена аккумуляторов, пока что сильнее всего тормозит развитие легкого электротранспорта.

Основные плюсы:
  • Складная рама
  • Быстросъемный, но кражезащищенный аккумулятор
  • Неплохой комфорт
Минусы:
  • Что типично и для электроскутеров, и для электросамокатов – есть жалобы на надежность контроллера
xDevice xBicycle 20 FAT SE
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тяжеловат. Но на ходу хорош – если предыдущий мне только пытался «помогать» мотором, то теперь до работы и обратно могу доезжать, просто крутя газ.
Показать еще

VOLTECO BIGCAT DUAL NEW

В сравнении с xDevice здесь гораздо выраженнее «велосипедообразность», что дало свой минус: аккумулятор установлен не в раме, а на ней, в пластиковом боксе. Зато у нас тут реализовано еще одно важное преимущество электропривода: возможность без особых ухищрений сделать его на оба колеса. Поинтересуйтесь, как ухищряются «самодельщики» и серьезные фирмы, делая полноприводные мотоциклы с бензиновыми моторами (особый привет «Ямахе» с гидроприводом в передней ступице) – тут же достаточно взять еще один электромотор. И здесь их именно два, на киловатт суммарной мощности. Неплохо? Да, но и штатный аккумулятор на 12,5 А*ч они «высасывают» быстро (паспортный пробег – до 15 км только на электроприводе с обоими включенными моторами).

Рама – алюминиевая, нескладная, без подвесок. Колеса – 26-дюймовые, с шириной покрышек 4 дюйма. Оба колеса оснащены дисковыми тормозами. «Механический» привод от педалей – семискоростной.

В целом перед нами отнюдь не дешевый, но интересный вариант «экотранспорта», который уже вполне адекватен при езде на «чистой» электротяге. Другое дело, что над надежностью контроллера производителю стоит еще поработать: нарекания есть, а при шестизначной цене это не очень приятно.

Основные плюсы:
  • Полный привод
  • Неплохая мощность
  • Быстросъемный аккумулятор
Минусы:
  • Не складывающаяся рама
  • Высокая цена
VOLTECO BIGCAT DUAL NEW
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вообще, был несколько скептичен к подобному транспорту, но, как оказалось, едет хорошо, и не только по асфальту.
Показать еще

Лучшие детские электромопеды

MOTAX 1500 W

Ну что ж, раз в качестве лучшего бензинового детского мопеда у нас был кроссовый, то и сравнить его невольно хочется с мини-кроссовым собратом. Конечно, тут электричеству до бензина далеко: самый мощный в линейке электрических «Мотаксов» слабее двухтактного «полтинника», но при этом тяжелее (все 45 кг). Впрочем, в отличие от двухтактного мотора, электрический отлично тянет с самых низких оборотов – так что не стоит сразу говорить «фи», а стоит попробовать его в деле.

Зато выглядит он даже «взрослее» бензинового «миника» той же марки за счет колес разной размерности (14 и 12 дюймов, уже как на «младших» питбайках) и более мощного переднего «телескопа» перевернутого типа. Полуторакиловаттный (что эквивалентно 2 л.с.) мотор расположен в начале маятника, а не встроен в ступицу колеса, что дает сразу несколько плюсов – уменьшает неподрессоренную массу, смещает баланс мини-кроссача к центру и вниз. Хотя идеальным было бы размещение его вовсе в раме, конечно.

Под крышкой «фальшбака» можно обнаружить три регулятора. Они позволяют настраивать максимальную скорость, уровень тяги и уровень ускорения с места «аналоговым» образом, а не через бортовой компьютер, который «почти настоящему» кроссачу как-то и неуместен (предусмотрена только индикация заряда аккумулятора рядом с ручкой газа). «Детской защиты» у крышки, однако, нет – так что выкрутить все на максимум ребенку ничто не помешает, учтите.

К сожалению, емкость аккумулятора производителем не приводится – только скупая фраза о «запасе хода до 30 км».

Основные плюсы:
  • Уже вполне «взрослая» подвеска для детского «миника»
  • Мощный мотор
  • Настройка ограничения скорости, тяги и ускорения
Минусы:
  • Немаленький вес
  • Ограниченный запас хода
MOTAX 1500 W
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Игрушка? Не сказал бы. Кататься уже можно не только по сухим грунтовкам.
Показать еще

WHITE SIBERIA MUXA 1300W

Мини-кроссом мы рейтинг лучших мопедов и закончим. «Миник» от White Siberia дешевле, но и значительно проще – чего стоит только однотраверсная передняя подвеска с классическим «телескопом» против «перевертыша» в двух траверсах. Меньше и мощность мотора, но и 1300 Вт тут для ребенка более чем адекватны. Из настроек присутствует только регулятор тяги, расположенный очень неудачно – внизу рулевой колонки. В этом плане «Мотакс» продуман значительно лучше.

Емкость штатного аккумулятора – 12 ампер-часов. Это, по данным производителя, обеспечивает дальность хода в 25-40 км: но, раз уж 10-дюймовые колеса обуты в «зубастые» шины, на практике это будет очень сильно зависеть от того, по чему именно они будут ехать. Не по ровному асфальту же кататься?

Благодаря вынесенному почти перед самым маятником мотору у электромопеда хорошая развесовка и нет «лишней» неподрессоренной массы заднего колеса. Оба тормоза – дисковые, с механическим приводом. И, с нашей точки зрения, именно эта более простая и дешевая модель в линейке White Siberia все же интереснее, чем их же мини-кросс Sochi – тот, конечно, внешне красивее и имеет фару головного света, но дороже, тяжелее и при этом имеет полностью ту же электрику (правда, вилка уже на двух траверсах, как положено).

Основные плюсы:
  • Мощность мотора
  • Центральное расположение двигателя
  • Дисковые тормоза
Минусы:
  • Вилка «скутерного» типа, на одной нижней траверсе
  • Отсутствие грязезащиты заднего амортизатора
WHITE SIBERIA MUXA 1300W
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Забавная мопедка – хотя, конечно, размеры совсем детские, но сыну реально нравится.
Показать еще

Как выбрать хороший мопед?

Раз уж из-за того, что множество вроде бы разных марок мопедов сейчас фактически расшифровывается как «множество вариантов Альфы или Дельты», а все связанные с ними технические вопросы на профильных форумах и блогах расписаны многократно и подробно, то еще раз расписывать подетально «на что смотреть, куда глядеть» не стоит – учтите, однако, по возможности опыт не «альфоводов» как таковой, а желательно по конкретной марке/модели. Разброс качества у китайцев бывает серьезным, да и уровень рандомности оного в серии тоже. Если нет навыков ковыряния проводки, то стоит смотреть в первую очередь на это: винты-то крутить многим проще, а вот путаница расползающихся проводов иногда и автора заставляла перейти на боцманский лексикон. Вообще, при адекватном обращении «китаец» досаждать будет в первую очередь именно отходящими контактами, хлипкими переключателями и иже с ними, как автор помнит по опыту из времен работы в мотосервисе – и вряд ли что-то серьезно в этом плане изменилось и сейчас.

Для электропривода это особенно критично: хотя сам электромотор на порядок проще и потенциально надежнее бензинового двигателя со сцеплением, коробкой передач и карбюратором, внимательно оцените количество отзывов по отказам контроллеров и жлоб на негерметичную проводку (тут, конечно, проще, чем с электросамокатами, но все равно).

Удачной покупки и приятных поездок!

Комментарии