10 лучших автосканеров

От любительских считывателей ошибок до профессионального инструмента: выбираем лучший сканер для диагностики автомобилей.

С некорректным поведением автомобиля, наверно, доводилось сталкиваться любому автовладельцу. Даже если контрольные лампы неисправностей на приборной панели не горят, машина может испортить жизнь владельцу плохим запуском, плавающими оборотами холостого хода или перерасходом топлива. Но если раньше хозяин, упомянув чью-то мать, привычно лез под капот регулировать карбюратор, то на современных автомобилях все несколько сложнее. Для обнаружения неисправностей требуется диагностический сканер. О лучших сканерах для диагностики автомобилей — подробнее в нашем рейтинге.

Самым главным в любом автосканере является поставляемое с ним программное обеспечение, определяющее его функционал. По этому признаку можно разделить все приборы на рынке на три категории: дешевые «читалки», позволяющие считать и сбросить ошибки в памяти ЭБУ, мультимарочные сканеры, предназначенные для работы с большинством автомобилей (но, как правило, с одними – лучше, с другими – хуже) и мономарочные (дилерские) сканеры, имеющие полный набор необходимых функций для работы с конкретной маркой автомобилей.

Рейтинг лучших автосканеров — Топ 10

Категория Место Наименование Рейтинг
Лучшие недорогие любительские автосканеры 1 ELM327 8.0 / 10
2 ROKODIL ScanX Pro 1 7.5 / 10
3 iCarTool IC-305 7.4 / 10
Лучшие автосканеры начального уровня 1 Launch Pilot Scan 9.0 / 10
2 Autocom CDP Pro 9.0 / 10
Лучшие профессиональные мультимарочные диагностические сканеры 1 Autel MaxiSYS 908S Pro 9.8 / 10
2 THINKCAR THINKTOOL Master 9.4 / 10
3 FCAR F7S-G 9.3 / 10
4 Сканматик 2 PRO 9.2 / 10
5 Launch X431 Pro 9.1 / 10

Лучшие недорогие любительские автосканеры

ELM327

Открывает наш обзор луччших автосканеров ELM327. Строго говоря, название ELM327, используемое многочисленными китайскими производителями для своих дешевых диагностических приборов, является неправомерным – это обозначение принадлежит конкретной американской компании, впервые разработавшей интерфейс для преобразования различных автомобильных протоколов связи в набор стандартных команд последовательного порта, распространенные на рынке устройства – это его нелицензионные копии.

В зависимости от аппаратной реализации китайский интерфейс может иметь как USB-подключение (в системе такой прибор распознается как виртуальный COM-порт), так и беспроводной интерфейс Bluetooth. В последнее время стали распространены устройства с WiFi-модулем, но, несмотря на активную рекламу, обещающую высокую скорость передачи данных, в реальности они менее функциональны6 большинство программ рассчитаны именно на виртуальные COM-порты, реализуемые через USB или Bluetooth.

Популярность китайским клонам автосканера ELM327 обеспечивает не только низкая цена, но и распространенность бесплатных, дешевых или взломанных программ для различных платформ: владельцы смартфонов обычно используют Torque, для владельцев отечественных автомобилей есть регулярно обновляемая программа OpenDiag (один из немногих случаев, когда ELM327 действительно можно использовать для серьезной диагностики).

Основные плюсы:
  • Наиболее доступная цена из всех диагностических приборов.
  • Наличие программ под Windows, Android и iOS.
  • Большинство моделей компактны и имеют беспроводное подключение.
Минусы:
  • Эффективность работы сканера зависит от использованного для связи с ELM327 программного обеспечения, подавляющее большинство которого – программы любительского уровня.
  • Не может использоваться для адаптаций, перекодирования блоков управления, «видит» минимум устройств (обычно только контроллер впрыска).
8.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую вместе со смартфоном как бортовой компьютер: смотрю на расход топлива, иногда сбрасываю ошибки. При серьезных проблемах все равно приходится обращаться к диагностам.

ROKODIL ScanX Pro 1

«Крокодил» (эта ассоциация явно задумана изначально, учитывая зубастую морду на логотипе) – это недорогой сканер, который хотя бы похож на сканер, а не представляет собой очередную вариацию на тему ELM 327 (впрочем, свой ELM-оид у Rokodil тоже есть, причем по неприличной цене). А, поскольку ничего, кроме кучи рекламных обещаний, официальный сайт марки не приводит толком, давайте покопаемся в «крокодильих внутренностях» поподробнее.

Информация выводится на цветной дисплей, навигация по меню – кнопочная. Интерфейс русифицирован, пускай и корявенько (например, в главном меню забыли про верхний регистр – «акб», «дкн»). Но, по крайней мере, разобраться в нем можно. При подключении сканер привычно начинает перебирать протоколы от J1850 VPW до ISO 9141, при успешном соединении с ЭБУ двигателя предлагает перейти к диагностике.

В режиме диагностики прибор способен выдавать в реальном времени данные с ЭБУ в виде числовых параметров и графиков, выводить данные стоп-кадров сохраненных ДКН, ограниченно выполнять тесты исполнительных механизмов. При подключении к USB сканер может распечатывать полученные данные и обновлять свою прошивку (актуальной на момент написания была от ноября 2022 года, то есть вполне «свежая»).

И, собственно говоря, все: функционал здесь, по сути, даже уступает «продвинутому» софту для смартфонов и ноутбуков в паре с «правильным» ELM-адаптером. Хотя представляющее марку ООО «Р-Дистрибуция» и заявляет в рекламе, что «Крокодил» и блок ABS увидит, и неисправности АКПП будет щелкать как орешки, дальше двигателя Вы ничего не увидите. А, если вспомнить, сколько электронных блоков управления сейчас даже на бюджетных машинах…

Да, отдельный минус в карму за надпись на упаковке большими буквами «Совместимость со всеми легковыми автомобилями». Что в принципе невозможно, а уж типовой ответ техподдержки на претензии покупателей, обнаруживших, что их машину прибор «не видит»: «Вы должны были перед покупкой проверить совместимость (!)» — это просто пять с плюсом.

Однако, отметим и плюс в виде заявленной пятилетней гарантии, в отличие, скажем, от «народных» Launch CReader со всем известного китайского сайта. Но стоит ли за это переплачивать – решать Вам.

Основные плюсы:
  • Автономная работа без планшета или смартфона
  • Обновляемая прошивка
  • Достаточно адекватный интерфейс
Минусы:
  • Реклама обещает гораздо больше, чем сканер способен на практике
7.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Для простых машин, где, кроме ЭБУ мотора, на шине ничего важного нет, пойдет. Но не более того.

iCarTool IC-305

Как нетрудно понять, перед нами – еще одна автономная «показалка», работающая по OBD-II и оттого крайне ограниченная в функционале. Зато стоит она вполне подъемно – как несколько раз съездить в сервис на «просто посмотреть», без последующей работы диагноста.

Приборчик имеет небольшой монохромный экран, на который выводится текстовое меню. Русификация присутствует, хотя шрифт маленький и на некоторых буквах «кривой» (что, в принципе, работе со сканером не мешает). Управление исполнительными механизмами в меню отсутствует, то есть, например, ни PXX Вы не «пошевелите», ни реле вентилятора не пощелкаете принудительно. Графический вывод данных в реальном времени предусмотрен, но на таком маленьком экране (128х64 точки) малоинформативен.

Прошивка сканера сделана «раз и навсегда», возможность обновления отсутствует. Это, конечно, минус – но, с другой стороны, сканеру, работающему чисто по OBD-II только с системой управления двигателем, особо не критично. Это владельцам «серьезных» мультимарочников с выходом каждой новой модели автомобиля приходится искать обновления программ для них.

Основные плюсы:
  • Доступная цена
  • Не требует подключения к смартфону или ноутбуку для работы
Минусы:
  • Маленький экран
  • Ограниченный функционал
7.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ошибки по мотору видит, а больше от него ничего и не требовалось.

Лучшие автосканеры начального уровня

Launch Pilot Scan

Продолжает наш рейтинг лучших автосканеров Launch Pilot Scan. Этот мультимарочный сканер самой компанией позиционируется как «непрофессиональный», то есть предназначенный для выполнения только базовых функций, которые понадобятся, например, приемщику трейд-ина для экспресс-диагностики или мастеру гаражного уровня, в глубины науки не залезающему, но и нуждающемуся в доступе не только к ЭБУ двигателя, как это позволяют совсем уж дешевые модели. В частности, этот сканер уже может достучаться до ABS, АКПП, выполнить базовые тесты в нормальном объеме, провести регенерацию сажевого фильтра и так далее. При этом цена у него остается достаточно подъемной, в отличие от профессиональных мультимарочников.

Прибор собран в удобном корпусе и выводит информацию на большой цветной дисплей. Причем, несмотря на наличие кнопок управления, дисплей – сенсорный, что упрощает работу. «Сердце» сканера – четырехъядерный процессор MT8167A с 1 ГБ оперативной памяти. Возможна как автономная работа (например, для просмотра сохраненных данных в памяти) благодаря встроенному аккумулятору на 4000 мА*ч, так и питание от OBD-разъема (подключение к автомобилю – проводное, а не Bluetooth-адаптером) и кабеля USB. Зарядка аккумулятора идет в обоих случаях проводного подключения.

На сайте qcar.x431.com можно увидеть актуальную для сканера информацию о поддерживаемых марках и моделях автомобилей (в верхнем меню сайта нужно выбрать «Overseas-DIY Diagnostic-Pilot Scan»). Поскольку прибор поддерживает Wi-Fi, обновлять его прошивку быстро и удобно.

Проблемы у сканера типичны для «Лаунчей»: некорректный перевод в некоторых местах и не всегда корректная интерпретация данных. Забавно, что «официальная» версия для России не поддерживает китайские автомобили. Но давайте вспомним о цене: за такие деньги это еще простительно.

Основные плюсы:
  • Возможность автономной работы в течение длительного времени
  • Питание от разъема OBD-II
  • Неплохой функционал
  • Удобное управление
Минусы:
  • Бесплатные обновления – только на год после покупки
  • Для России нет поддержки китайских автомобилей
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
ABS, подушки и автомат у меня на машине видит отлично. Конечно, это уже не копеечная «показалка», но и возможности на порядок выше.

Autocom CDP Pro

Шведская компания Autocom выпускает два семейства диагностических сканеров: Pro Cars для легковых автомобилей и Pro Trucks – для грузовых. Распространенные же в России китайские клоны чаще всего идут в любимом китайцами форм-факторе «2 в 1» - с двумя наборами переходников и обоими взломанными дистрибутивами программ.

В нашем рейтинге речь идет о нелицензионных копиях Autocom CDP Pro. Китайские клоны Autocom – это одни из самых дешевых продающихся мультимарочных сканеров, и при этом они весьма функциональны. Конечно, удобство программы – это заслуга шведских программистов, разработавших ее, а не взломавших ее китайцев. Как правило, взломанный клон работает без особого проигрыша в функциональности по сравнению с оригиналом, основная проблема – это обновления, без установки которых реальная диагностическая практика малоэффективна. Так как программа привязывается к серийному номеру прибора, владельцам китайских клонов приходится ждать, когда в Поднебесной взломают очередное обновление, подходящее к их прибору.

Основные плюсы:
  • Крайне доступная цена.
  • Удобная в работе программная оболочка: помимо богатого набора диагностических и сервисных функций, здесь предусмотрена база данных с местами расположения и типами диагностических разъемов на автомобилях, для старых автомобилей, где подключение сканера не предусмотрена, описана диагностика считыванием блинк-кодов.
Минусы:
  • Нестабильное качество прибора: многие владельцы отмечали частые поломки.
  • Проблема с обновлениями.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Я начал работать недавно, поэтому приобретаю в основном китайское оборудование. Но об Autocom ничего плохого не могу сказать – хоть и китайская подделка, но автосканер хороший, работать удобно.

Лучшие профессиональные мультимарочные диагностические сканеры

Autel MaxiSYS 908S Pro

«Топ» в линейке автосканеров Autel однозначно стоит своих денег – мощная и функциональная оболочка, способная на равных спорить с многими мономарочными дилерскими системами, большой перечень поддерживаемых автомобилей, мощный и качественный рабочий планшет. Благодаря применению шестиядерного Samsung Exynos оболочка сканера не «тормозит», хотя и жаль, что нынче софт Autel работает под Android – ни экономным расходом аппаратных ресурсов, ни энергоэффективностью в сравнении с ранее использовавшейся Windows CE эта операционная система не отличается до сих пор. Тем более что здесь стоит Android 4.4.2 KitKat – помилуйте, сколько версий уже вышло после этого! Но, как ни крути, автономные сканеры сейчас все шире используют Android, от этого никуда не деваться.

Зато в распоряжении диагноста и полноценные возможности кодирования ЭБУ, причем и требующих работы в онлайне (доступ к онлайн-кодированию дается бесплатно на два года после покупки сканера у дилера, как и к базе обновлений ПО), и возможность работы с системами ADAS, и поддержка MaxiFlash (J2534). Предусмотрена возможность работы с дополнительными модулями осциллографа (без чего сканер трудно назвать профессиональным) и видеоэндоскопа (тоже полезная вещь, как ни крути). Особо отметим то, что производитель не брезгует совместной работой с российским сообществом автодиагностов, адекватно обрабатывая их замечания (в частности, по русификации). В результате мы получаем за вменяемые деньги весьма достойный прибор уровня не «ара-сервисов», а приличных техцентров.

Основные плюсы:
  • Удобная и качественно русифицированная оболочка
  • Встроенный в планшет SSD на 64 ГБ
  • Поддержка подключения осциллографа и эндоскопа
  • Два года бесплатных обновлений и доступа к онлайн-кодированию блоков управления
Минусы:
  • Аккумулятор расходуется планшетом достаточно быстро
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
По сравнению со старым «Аутелом» он удобнее (хотя бы чисто из-за увеличенного экрана, раньше был явно маловат), функциональнее. Удачно сменили оборудование.

THINKCAR THINKTOOL Master

Продолжает категорию лучших профессиональных автосканеров THINKCAR THINKTOOL Master. Этот китайский сканер многим напомнит «лаунчевские» планшеты по интерфейсу оболочки, но сделан качественнее и без лишнего. Работает 10-дюймовый планшет под управлением Android 10.0, имеет 4 ГБ оперативной памяти и 64 ГБ встроенной, емкость аккумулятора – 6000 мА*ч: так что, в принципе, у него неплохие быстродействие и автономность. Как и у прочих «андроидосканеров», подключение к автомобилю у него беспроводное, через комплектный адаптер в OBD-разъем, при использовании на автомобиле разъемов другого типа – через переходники из набора.

Стоит отметить, что функционал здесь расширен относительно «чисто диагностического»: для ряда автомобилей поддерживается работа с одометром, программирование чипов иммобилайзера и так далее. Более того, планшет сделан модульным – Вы можете докупать принтер, осциллограф, тестер АКБ, видеоэндоскоп, тепловизор и устанавливать нужный модуль по необходимости на контактную площадку в задней части корпуса. А вот это действительно хорошо задумано (особенно спасибо за наличие в перечне «допов» осциллографа).

В результате за свои деньги сканер весьма интересен – это и широкий функционал, и модульность, и удобство работы. Портит настроение только ограниченный пока что перечень поддерживаемых марок автомобилей – но это производитель всегда сможет поправить обновлениями. Тем более что при покупке у «официалов» период бесплатного обновления – два года.

Основные плюсы:
  • Модульная конструкция
  • Функциональность
  • Хороший выбор дополнительных модулей
Минусы:
  • На конец 2022 года маловат список поддерживаемых автомобилей
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
В работе понравился. Дополнительные диагностические модули взаимодействуют со сканером напрямую и доступны через общую оболочку, как у «взрослых» сканеров за куда большие деньги.

FCAR F7S-G

Китайский мультимарочный сканер сделан по традиционной для этого сегмента рынка схеме – беспроводной адаптер плюс китайский же планшет неизвестного происхождения в ударозащитном кожухе. «Начинка» у этого планшета (вновь традиционно) довольно-таки тупа: двухъядерный процессор Freescale (1,2 ГГц), 2 Гб оперативной памяти. Оболочка в нем «ворочается» с трудом, но хотя бы пользоваться ей на 10,1-дюймовом экране достаточно удобно.

Однако же, есть у автосканера и свои плюсы. В первую очередь – вполне уверенная работа именно с китайским транспортом, чем тот же Launch похвастаться может не всегда. Автор в свое время высказал много хорошего в адрес разработчиков X431 Pro, которые вроде как и добавили в базу многие китайские марки (причем даже в России вовсе не известные), но при этом сканер в упор отказывался видеть элементарнейшие Brilliance и «Лифаны». Кроме того, после покупки сканера бесплатные обновления ПО предлагаются не на год, как обычно, а на два года.

В отличие от предыдущих поколений сканеров FCAR (работавших, кстати, на Windows CE, а не на Android 4.2), программная оболочка сканера получила наконец-то автоидентификацию систем автомобиля. Кроме того, в отличие от «лаунчевского» софта, есть и оффлайновая база сервисной документации – конечно, ей далеко до дилерских по конкретной марке или предоставляемой ведущими производителями мультимарочных сканеров, но и это уже что-то!

Поддержка российских, европейских, японских и далее по списку автомобилей у сканера достаточно приличная, оболочка у ПО сделана довольно-таки неплохо. Полезная ее особенность – автоматическая фиксация «стоп-кадра» в момент регистрации ошибки, которая заменяет доступ к контексту ошибок, предлагаемый дилерскими сканерами, а для систем, не рассчитанных на сохранение контекста вообще, такие «стоп-кадры» тем более очень даже полезны.

Основные плюсы:
  • Большой набор интерфейсных адаптеров под легковой и грузовой транспорт
  • Неплохая программная оболочка
  • Два года бесплатных обновлений
Минусы:
  • За такие деньги планшет мог бы быть и поприличнее
  • Цена на уровне тех же Autel – а уровни все же у них разные
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Удивил приятно – планшет, конечно, далеко не аутеловский или бошевский, но покрытие у сканера хорошее, адаптеров хватает, так что окупится.

Сканматик 2 PRO

Российский прибор, подключаемый к компьютеру через Bluetooth или USB. Разрабатывался в первую очередь для работы с автомобилями отечественного производства, и с этой целью успешно используется многими профессиональными диагностами. Но и с большинством популярных иномарок он также может вполне корректно работать: в комплект программного обеспечения входят модули для работы с Kia, Mitsubishi, Chevrolet и так далее.

Программная оболочка Сканматик весьма функциональна – она может в реальном времени строить несколько графиков текущих данных, управлять CO-коррекцией на прошивках ВАЗ с отключенным лямбда-зондом, строить и отправлять на печать диагностические отчеты. Возможно использование прибора не только с ноутбуком, но и подключение его к планшету на Android или смартфону под управлением Windows Mobile с сохранением всего набора доступных в программной оболочке функций.

Основные плюсы:
  • Корректная работа со всеми поддерживаемыми марками.
  • Возможность беспроводного подключения.
  • Доступная цена при наличии поддержки производителя и высоком качестве.
Минусы:
  • Малый список поддерживаемых марок автомобилей.
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Сканматик – это, наверное, лучший недорогой автосканер для работы с русскими машинами и дешевыми иномарками. Для этой цели остановился на нем, хотя перепробовал несколько моделей.

Launch X431 Pro

В рейтинг лучших автосканеров нельзя не включить Launch X431 Pro. По нынешним меркам этот китайский «планшетосканер» - уже настоящая классика, с 2022 года в продаже уже пятое его поколение. И, если первое было откровенно страшным (мизерный объем памяти, куда переставали умещаться даже обновления, «вылетающий» на глазах аккумулятор, кривой софт для многих популярных моделей автомобилей и так далее), то версию 5.0 уже можно, в принципе, начинать хвалить (автор сам в шоке, что это написал, но да – со старым X431 PRO, с которым пришлось работать в далеком уже 2015 году, нет никакого сравнения).

Перед нами все так же Android-планшет, но уже на версии операционной системы 10.0, с 4 ГБ оперативной памяти и 64 ГБ внутреннего хранилища. Экран – восьмидюймовый. Емкость аккумулятора – 6300 мА*ч. Для сравнения, два года назад в версии 4.0 планшет имел вдвое меньше оперативной и встроенной памяти, процессор был медленнее, емкость аккумулятора – меньше на 1450 мА*ч, и так далее.

На корпусе планшета можно увидеть два USB-разъема. Если с type-C все понятно (зарядка, соединение с ПК), то второй служит для подключения внешних модулей наподобие видеоэндоскопа и для проводного соединения с диагностическим адаптером. Функциональность фирменного ПО достаточно высокая, плюс при покупке дополнительного модуля можно будет программировать иммобилайзеры.

Основные плюсы:
  • Наконец-то приличное «железо» планшета
  • Хорошая функциональность
  • Расширение внешними модулями
  • Поддержка DoIP и CAN FD
Минусы:
  • Использование USB для проводного подключения адаптера не очень разумно – стоило бы использовать более прочные разъемы, да и кабель попрочнее
  • Восьмидюймовый экран
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Знаете, а очень даже ничего стало. Плюс поддержка у нас в стране у фирмы неплохая.

Какой автосканер лучше купить?

Любой электронный блок автомобиля подключен к диагностической шине – цифровой линии, позволяющей бортовой электронике взаимодействовать с диагностическим оборудованием. Здесь кроется первая проблема: хотя теоретически существует единый стандарт OBD-II, стандартизирующий метод связи с ЭБУ и тип разъема, распространяется он только на системы впрыска. «Достучаться» до блоков ABS, SRS и так далее через протокол OBD- II нельзя. Но и в системах впрыска зачастую применяются специфичные для конкретной фирмы коды ошибок и кодировка данных состояния: при диагностике абсолютно исправного автомобиля не подходящей для его ЭБУ программой можно увидеть данные, несовместимые с реальностью.

Какие задачи выполняет диагностический сканер? Их гораздо больше, чем принято думать.

  • Считывание текущих и сохраненных данных. Наиболее примитивные устройства способны считывать только сохраненные и текущие ошибки, но в целях диагностики такие вещи практически бесполезны: без возможности корректно считать текущие данные (расход воздуха, степень открытия дросселя, напряжения лямбда-зондов) прибор является скорее игрушкой, чем реальным инструментом.
  • Испытание исполнительных механизмов. В зависимости от степени интеграции бортовой электроники можно проверять исправность множества электромеханических узлов: от включения бензонасоса до испытания дворников (если мотором управляет контроллер, естественно).
  • Адаптация датчиков и исполнительных механизмов. Ряд сложных узлов требуют принудительного согласования с ЭБУ: установка нулевого положения сервопривода дроссельной заслонки, задание дебета пьезофорсунок на дизелях Common Rail и так далее.
  • Изменение конфигурации. Большинство блоков являются универсальными для всего семейства автомобилей, и в них задается конфигурация, соответствующая конкретной комплектации (например, в контроллер подушек безопасности прописано число и расположение подушек). Простейшие примеры реконфигурации – изменение языка приборной панели, активация бортового компьютера, отключение неисправных подушек безопасности.

В рейтинге лучших мы постарались учесть как доступные простые автосканеры, обычно покупаемые автовладельцами для собственного использования, так и профессиональное оборудование. Единственное исключение – это дилерские сканеры, предназначенные для конкретных марок автомобилей: цена таких комплексов составляет несколько сотен тысяч рублей, а в широкой продаже дилерского оборудования нет – можно найти только дешевые китайские клоны.

Самое же главное в диагностике автомобиля – не «навороченность» прибора, а профессионализм человека, его использующего. Поэтому, покупая диагностический сканер в личное пользование, стоит задуматься – не станет ли это лишней тратой денег, и не лучше ли обратиться к настоящему диагносту?

Видео по теме: Как пользоваться автосканером ELM327

РКН: сайт нарушает закон РФ


Комментарии