10 лучших автомобильных раций

Надежная связь на трассе

Информация для рекламодателей
Рейтинг составлен на основе мнения редакции ЭкспертЦен.
По вопросам размещения рекламы заполните эту контактную форму
Ваша компания уже в рейтинге? Нажмите сюда

Наличие рации в дороге никогда не будет лишним, и лучший пример – это общение дальнобойщиков: получить важную информацию, помощь при поломке можно от совершенно незнакомых людей, которые просто используют тот же радиоканал. Знаменитый пятнадцатый канал CB (27,135 МГц, амплитудная модуляция) стал фактически стандартной настройкой в пути. Поэтому и в легковом автомобиле радиосвязь пригодится, если Вы собираетесь в дальнюю дорогу. Ну, а для таксистов еще недавно радиостанция была обязательным элементом оборудования машины, и только массовый переход на работу через приложения смог снизить число автомобилей с «удочками». В нашем рейтинге, составленном по отзывам экспертов и пользователей - лучшие автомобильные рации 2024 года для дальнобойщиков, таксистов, автолюбителей.

Коротковолновый диапазон, несмотря на неизбежные минусы (высокий уровень помех, габариты антенн, да и самих радиостанций) по-прежнему остается для связи в дороге основным: лес, пересеченная местность, городская застройка значительно меньше ослабляют сигнал, чем при работе на VHF- и UHF-диапазонах ультракоротких волн. С учетом того, что короткие волны могут «добивать» за горизонт за счет ионосферного отражения, при достаточной мощности передатчика и качестве приемника можно рассчитывать на радиус связи, недостижимый для УКВ-радиостанций. И даже решение ГКРЧ № 13-20-08 от 03.09.2013г, ограничившее максимальную «безлицензионную» мощность при амплитудной и частотной модуляции до 4 Вт, по популярности CB-радио не ударило (тем более что на SSB-модуляции можно и 12 Вт). Но и УКВ-радиостанции могут быть полезны – их легко связать с носимыми рациями, они способны передавать текст, данные и даже выходить в Интернет, качество связи (особенно на «цифре») гораздо выше. Так что, говоря о рынке автомобильных радиостанций 2024 года, нельзя ограничиваться только «сибишками».

Рейтинг лучших автомобильных раций 2024 года

Лучшие автомобильные рации CB-диапазона
1 Optim Voyager 9.6 / 10
2 Megajet MJ-600 Plus 9.4 / 10
3 TurboSky CB-3 9.3 / 10
4 Midland M Zero Plus 8.6 / 10
Лучшие автомобильные рации с возможностью работы на УКВ
1 Motorola DM1400 9.5 / 10
2 Yaesu FTM-3200DR 9.3 / 10
3 AnyTone AT-D578UV III 9.0 / 10
4 TYT MD-9600 8.9 / 10
5 TYT TH-9800 8.8 / 10
6 Comrade R90 UHF 8.5 / 10

Лучшие автомобильные рации CB-диапазона

Optim Voyager

Изначально свое место в нашем рейтинге лучших автомобильных раций заняла рация Optim Voyager первой версии, сделанная на основе AnyTone Apollo 2 – с переназначаемыми кнопками, калибровкой встроенного КСВ-метра (которого, кстати, у AnyTone вообще не было) и гистерезиса шумоподавителя через инженерное меню, да и в целом с точки зрения радиолюбителя весьма интересная (собственно, за свои деньги это вообще был выбор по умолчанию). Увы, как раз это и отпугнуло большинство покупателей, которым рация показалась слишком сложной… и Optim Voyager версии 2.0 упростили, даже не добавив это «2.0» в название. Теперь функционал кнопок фиксированный (и не особо понятный по маркировкам), функциональную кнопку FUNC вовсе заменили кнопкой перехода в «локальный» режим LOCAL (меняются настройки приемника и передатчика), переделали интерфейс (будем справедливы: теперь он не так перегружен).

К счастью, КСВ-метр с автоблокировкой передачи при превышении заданного порога остался (шкала КСВ в патриотичной бело-сине-красной расцветке отображается при передаче), а вот меню калибровки этого самого КСВ-метра убрали (нет ее и в инженерном меню, запускаемом комбинацией клавиш). Теперь это скорее типичная «рация для машины» с некоторыми наворотами – но в этом плане, пожалуй, удобнее «специализированная» Optim Truck, у которой пускай и нет КСВ-метра, зато управление логичнее. Тем более что – тадам! – входной преобразователь напряжения в рации убрали для удешевления, и теперь она работает только от 12-вольтовой сети, хотя первая версия «ела» и 24 В: мол, если для дальнобойщиков рация слишком сложная, то и зачем? Впрочем, «виновата» в этом и увеличенная (после раскрытия) выходная мощность: увеличенное токопотребление преобразователь не тянул, а переделывать его не стали.

Впрочем, до гистерезиса шумодава здесь все еще можно добраться (о чем инструкция молчит) – для этого рацию нужно включить с зажатой кнопкой LOCAL. А еще в новой ревизии таки распаяны те самые «недостающие» транзисторы, место под которые в первой ревизии пустовало, так что без паяльника она уже способна работать на мощности до 40 Вт на FM и до 15 Вт на АМ (в первой версии было 15 и 8 Вт соответственно).

Основные плюсы:
  • Блокировка передачи при превышении заданного КСВ
  • Режим сканирования
  • Хорошо читаемый цветной дисплей
  • Приличная модуляция
Минусы:
  • Нельзя включать в бортовую сеть 24 В
  • Меньшая гибкость настроек в сравнении с первой ревизией
Лучшая автомобильная рация CB-диапазона –  Optim Voyager
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Как базовая удобнее и функциональнее первая. А вот в машине вторая стала как-то поудобнее.
Показать еще

Megajet MJ-600 Plus

Версия MJ-600 Plus стала модернизацией хорошо известной «шестисотки» не на словах: заменен процессор, переработана схемотехника синтезатора частот. В версии Plus Turbo дополнительно увеличена выходная мощность (с 10 до 15 Вт), применен более эффективный радиатор.

Передняя панель достаточно практична: благодаря наличию кнопки FC на каждую управляющую кнопку «повесили» дополнительную функцию. Например, кнопка включения автоматического шумоподавителя в комбинации с FC активирует первую ячейку памяти, кнопка режима отображения – вторую, и так далее. Это удобно, учитывая, что на тангенте набор кнопок минимален: только PTT, «вверх-вниз» и отключение автоматического шумоподавителя.

Автомобильная радиостанция работает в «европейской» и «российской» частотной сетках, в амплитудной и частотной модуляции. Однако, нужно указать на немного странную работу шумоподавителя в АМ: он явно делался в расчете на FM, что не назовешь иначе как спорным решением. За это мы снизим баллы рейтинга. Но все равно признаем, что качество связи в целом стало выше, чем на старой доброй «шестисотке».

Основные плюсы:
  • Неплохая сборка
  • Функциональная панель управления
Минусы:
  • Странная реализация шумоподавления
Megajet MJ-600 Plus
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
На трассе работает нормально, доводилось связываться и с портативками на лесных выездах.
Показать еще

TurboSky CB-3

Продолжает рейтинг лучших автомобильных раций TurboSky CB-3. Предельный минимализм «пользовательского интерфейса» этой станции сразу покоробит радио-гиков, но она не для них и делалась – а человеку, которому нужно просто выбрать канал и слушать/говорить, лишние кнопки или настройки скорее во вред.

Радиостанция по своей сути является типичной недорогой «СиБишкой» с выходной мощностью до 15 Вт в режиме частотной модуляции (8 Вт – амплитудной) и двухрежимным шумоподавителем (ручной/автоматический). Голосовая активация передачи имеет две настройки: по чувствительности микрофона (9 уровней) и задержке отключения передачи (также 9 уровней). Предусмотрено подключение выносного динамика, что точно не лишнее: встроенный разборчивостью речи не особо может похвастать.

Встроенный КСВ-метр отсутствует, что при самостоятельной установке вызовет понятные проблемы. Зато есть сканер, возможность прослушивания двух каналов и энергонезависимая память, так что совсем уж «начинку» не порезали: стандартный любительский уровень. Избирательность и чувствительность приемника, качество модуляции передатчика тоже, к сожалению, «любительские» - как это часто бывает за такие деньги, «вдувает» в антенну станция больше ватт, чем от этого реально толку.

Гарантия на радиостанцию нормальная – 2 года. Впрочем, некоторые магазины ее даже увеличивают при условии одновременной покупки и установки антенны той же фирмы.

Основные плюсы:
  • Простое и понятное управление
  • Ручное и автоматическое управление шумоподавителем
  • Подключение внешнего динамика
  • Работа от 12 и 24 В
Минусы:
  • Передатчик сделан по главному принципу Дениски Кораблева: «главное в пении – петь громко!»
  • Не лучшая избирательность
TurboSky CB-3
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Нормальная радейка для грузовика, дальнобойность понравилась – многие меня слышать начинают раньше, чем я – их.
Показать еще

Midland M Zero Plus

Продолжает обзор лучших автомобильных раций Midland M Zero Plus. Радиостанцию сделали предельно компактной: ее блок имеет габариты 110х140х45 мм и весит менее 700 граммов. Рация может не устанавливаться стационарно, а хоть носиться в сумке (благо что и провод питания штатно идет с штекером прикуривателя). Выходная мощность при использовании качественной и нормально настроенной антенны неплоха для таких размеров – 4 Вт.

Режимы работы – AM и FM. Набор органов управления невелик, но достаточен для работы, есть даже управление аттенюатором. Единственное, что нужно отметить – это простота тангенты: на ней, кроме кнопки PTT, ничего и нет. Станция имеет две канальных сетки: «польскую» и «европейскую», так что придется вспоминать матчасть – «российская» сетка CD соответствует как раз «польской». Для переключения сеток нужно выключить рацию, а затем, зажав обе клавиши со стрелками, включить заново. Также есть возможность задать любой из каналов в качестве экстренного: для его вызова достаточно будет перещелкнуть тумблер «CH/EMG». По умолчанию экстренным каналом установлен 19-й, изменить его можно с самой рации в два счета. Есть возможность подключения внешнего динамика мощностью до 10 Вт.

Приемник – супергетеродинный, с первой ПЧ 10,695 МГц и второй ПЧ 455 кГц. Его чувствительность вполне привычная для устройств такого класса: 0,5 мкВ при 12 дБ SINAD.

Основные плюсы:
  • Компактность
  • Небольшой вес
  • Доступная цена
Минусы:
  • Отсутствие «российской» сетки (хотя это лучше, чем в приснопамятном «Алан-42», где «российская» сетка по факту была в «пятерках», то есть «европейская»)
Midland M Zero Plus
8.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Удобная малышка, доводилось использовать даже на квадрике.
Показать еще

Лучшие автомобильные рации с возможностью работы на УКВ

Motorola DM1400

«Из коробки» эта радиостанция поддерживает только аналоговую связь, но производитель прямо указывает на то, что после перепрошивки DM1400 поддерживает и «цифру». Станция позиционируется как «переходное решение», то есть изначально покупатель эксплуатирует ее как базу с уже имеющимися аналоговыми «ходиболтайками», а по мере обновления оборудования может и добавить цифровой режим. Выглядит, честно говоря, перемудренным: почему бы не включить цифровой режим сразу?

Передатчик работает в VHF (146–174 МГц) с мощностью до 10 Вт, при переходе на UHF (403-410, 417-422, 433-450, 469-470 МГц) мощность может быть удвоена. Это обеспечит хороший радиус связи, а с учетом того, что корпус соответствует требованиям MIL-STD 810 C, 810 D, 810 E, 810 F, 810 G (как Вам список?) по защищенности, заехать с «Моторолой» на борту можно куда угодно. Одна из лучших раций для дальнобойщиков.

Сразу бросающаяся в глаза особенность этой автомобильной рации – предельная простота органов управления, в которых просто невозможно запутаться или нажать не то. Интерфейс разрабатывался специально с учетом использования радиостанции водителем, поэтому «под руку» вынесено именно то, чем пользоваться будут чаще всего, не отвлекаясь от дороги.

Основные плюсы:
  • Простое и понятное управление
  • Качество приема и передачи сигнала (особенно в «цифре»)
  • Неплохая мощность
Минусы:
  • Для работы в «цифре» нужна перепрошивка (некоторыми продавцами выполняется сразу, но за доплату)
Лучшая автомобильная рация с возможностью работы на УКВ – Motorola DM1400
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Рация абсолютно неубиваемая, я не знаю, как ее сломать. Качество передачи – на твердые 6 из 5, свои деньги оправдывает.
Показать еще

Yaesu FTM-3200DR

В двухметровом частотном диапазоне эта радиостанция может работать с мощностью до 65 Вт, так что при соответствующей антенне можно не переживать за «дальнобойность» - конечно, с понятными ограничениями УКВ. Причем работать можно не только в «аналоге», но и в «цифре» C4FM, а с использованием режима AMS даже не нужно заранее узнавать, как собирается работать станция-корреспондент: FTM-3200DR автоматически выберет аналоговый или цифровой режим при начале приема сигнала.

У этой автомобильной рации хорошие возможности работы в группе: режим DGM позволяет автоматически контролировать, находятся ли в радиусе приема другие станции, зарегистрированные в группе, позволяет отобразить ориентировочное расстояние до каждого псевдонима. Это удобно, например, при организации дальних внедорожных вылазок, когда группа разъезжается «на разведку» или идет по нескольким маршрутам – всегда видно, далеко ли друзья, и есть ли вообще смысл пытаться докричаться до них. Шумоподавление также цифровое, и работает на твердые пять баллов.

Приемник – супергетеродин с двойным преобразованием и расширенным диапазоном: от 136 до 174 МГц. Его чувствительность для аналогового режима – 0,2 мкВ для широкополосной модуляции и 0,22 мкВ для узкополосной, при работе в «цифре» - также 0,22 мкВ.

Память – на 220 ячеек, из них в 199 записываются непосредственно частоты, еще 10 пар используются для записи границ диапазонов, последняя ячейка выделена для служебного канала. Также в радиостанции предусмотрена возможность обновления прошивки через сервисный разъем на задней панели.

Основные плюсы:
  • Многофункциональность
  • Поддержка «цифры» и «аналога»
  • Качество модуляции
  • Надежность
Минусы:
  • Работа только в двухметровом диапазоне
Yaesu FTM-3200DR
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Отличная станция, мощности даже с запасом. До базового лагеря на выездах всегда добивает.
Показать еще

AnyTone AT-D578UV III

Еще одна хорошая автомобильная рация с возможностью работы на УКВ – AnyTone AT-D578UV III. Чем китайцы неизбежно привлекают внимание – так это количеством «фарша» за единицу денег. Рация уже в «базовой» версии (а есть и более «навороченные») оснащена двумя приемниками, которые могут работать как в аналоговом режиме (при этом возможна их одновременная работа), так и в цифровом (DMR Tier I, II – но в этом случае второй приемник может работать одновременно только в «аналоге»). В кроссбенде рация может совмещать аналоговую и цифровую модуляцию в любом направлении, работать как цифровой и аналоговый репитер. Bluetooth и GPS в базовой версии нет, для этого нужно купить более дорогое исполнение. Также в базовой версии недоступно шифрование AES 128.

Мощность передатчика на «двойке» - 60 Вт, передатчик для диапазона 70 см «скромнее»: 45 Вт. Качество связи как в «цифре», так и в «аналоге» станция обеспечивает неплохое. В цифровом режиме поддерживается запись переговоров, передача SMS (в формате, совместимом с Hytera и Motorola).

Основные плюсы:
  • Работа в аналоговом и цифровом режиме с возможностью совмещения
  • Полноценная реализация кроссбенда
  • Возможность выбора комплектации «под себя»
Минусы:
  • При покупке как раз из-за наличия нескольких версий нужно быть внимательнее
AnyTone AT-D578UV III
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Использую в поездках и как станцию, и как репитер. Не хватает СВ, но тут уж ничего не поделаешь.
Показать еще

TYT MD-9600

Эта станция (она же Retevis RT-90) – один из самых доступных «билетов на вход» в автомобильную цифровую связь, причем с возможностью перехода с заводской прошивки на OpenGD77 (за 6 лет, прошедших с выхода станции на рынок, «поковыряли» ее энтузиасты от души). Возможна работа на «двойке» и «семидесятке» в аналоговом и цифровом режимах (без шифрования), однако этим летом уже вышла новая версия с поддержкой AES 256 – чего у китайцев не отнять, так это реакции на спрос.

Мощность передатчика – до 50 Вт на «двойке». Управление станцией достаточно рациональное, хотя монохромный небольшой дисплей и выдает бюджетный класс рации, а для переключения между цифровым и аналоговым режимом нужен компьютер (!). Тем не менее, показала себя на практике она хорошо, так что не зря популярна столько лет – а выход версии с поддержкой шифрования «из коробки» способен еще подстегнуть интерес.

Основные плюсы:
  • Поддержка DMR за умеренную цену
  • Наличие AES 256 в версиях с лета 2023 года
  • Поддержка OpenGD77
Минусы:
  • Неудобство переключения «цифра/аналог» на штатных прошивках (лечится установкой OpenGD77)
TYT MD-9600
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Для этой цены – очень даже годнота. Понять возможности «цифры» позволяет, дальность хорошая.
Показать еще

TYT TH-9800

Эта автомобильная радиостанция в последние годы достаточно популярна: сказывается то, что при достаточно демократичной цене она перекрывает по приему аж 4 диапазона: в дополнение к «двойке» (134-174 МГц) и «семидесятке» (400-480 МГц) еще дополнительно работает в low-band (47-54 МГц) и CB (26-33 МГц, даже выходя за границы диапазона). Достигнуто это применением сразу двух приемников двойного преобразования, каждый из которых отвечает за два диапазона. Фактически же перед нами упрощенный клон известной Yaesu FT-8900R.

Есть, однако, один нюанс: 50-ваттный передатчик, отвечающий за «нижние» диапазоны (на «семидесятке» включается отдельный, 35-ваттный) работает только с частотной модуляцией, поэтому полноценно пользоваться СВ не получится (там, как ни крути, нужна в том числе и амплитудная). Вариант с «недомодуляцией» (использование FM с отстройкой на -2,5 кГц) серьезным считать трудно. Кроме того, рация может «раскрываться» и на дополнительные частоты, оборудована инверсионным скремблером, может работать в кроссбенде как репитер благодаря двойным приемникам и передатчикам.

К сожалению, при копировании японского оригинала китайцы, естественно, упростили и удешевили инструкцию: по надежности станция значительно уступает Yaesu. Впрочем, все ее «болезни» хорошо известны и многократно описаны, спасибо популярности станции.

Основные плюсы:
  • Функциональность и мощность за доступную цену
  • Гибкость настроек
Минусы:
  • Наличие ряда «болезней», типичных для этой модели
TYT TH-9800
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
За эти деньги – огонь. Если дружишь с паяльником, то довести до ума нетрудно.
Показать еще

Comrade R90 UHF

Завершает обзор лучших автомобильных раций Comrade R90 UHF. Эта рация, как нетрудно понять, работает только на «семидесятке» (версия R90 VHF – соответственно, на «двойке»). Режим работы – только аналоговый, с базовым функционалом (субтоны, сканирование, инверсионный скремблер, сигналинг DTMF/2-Tone/5-Tone). Память радиостанции может хранить до 199 каналов, программируемых с компьютера через штатное ПО. Есть возможность работы с репитерным сдвигом, но сама в роли репитера станция выступать не умеет.

При длительной работе на полной мощности (для UHF-версии это 45 Вт) полезно воспользоваться функцией TEMP в меню настроек: в этом случае мощность передачи при перегреве будет автоматически снижаться, сберегая выходные транзисторы.

А вот за что мы точно урежем баллы рейтинга, так это за то, что при стопроцентно китайском происхождении, получив надпись «Comrade», рация очень чувствительно прибавила в цене: за эти деньги можно взять куда более функционального «честного китайца».

Основные плюсы:
  • Неплохая чувствительность
  • Простота управления
Минусы:
  • Не сказать что адекватная цена, как это обычно и бывает у российских «переклейщиков»
Comrade R90 UHF
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Работает в целом неплохо, осваивается легко. Не «Моторола», конечно, и далеко, но нам хватает.
Показать еще

Какую выбрать автомобильную радиостанцию?

Вы, наверно, заметили, что среди «сибишек» в нашем рейтинге лучших автораций у некоторых моделей «возраст» приличный. Да, здесь погоня за новинками рынка большого смысла не имеет: качественная радиостанция времен 90-х годов будет не хуже, а по надежности даже, возможно, лучше новинок. То есть если Вам нужна именно качественная связь, а залезать дальше переключения каналов и нажимания кнопки на тангенте не собираетесь, то такой «старичок» отнюдь не станет плохим выбором, да и цена у него будет приятной.

Но и у новинок рынка есть свои плюсы. В первую очередь цифровые технологии интересны возможностями гибкой настройки шумоподавления, и, если Вы планируете использовать станцию в перегруженном помехами эфире, особенно на АМ (при амплитудной модуляции защищенность от помех минимальна чисто физически), то боле дорогие и «навороченные» CB-станции будут иметь свои преимущества.

Что же касается УКВ-диапазонов, то тут есть где разгуляться: список возможностей профессиональных радиостанций сейчас не только длинен, но и не особо понятен непрофессионалу. Конечно, и тут есть свои простые модели типа «нажал-говори». Но, сами знаете – аппетит приходит во время еды, а Хомяк все упорнее борется с Жабой при просмотре новинок VHF/UHF-диапазонов. Выбирайте по потребностям и кошельку, и не стесняйтесь консультироваться у профессионалов.

На этом закончим – 55, 73!

Комментарии