8 лучших толщиномеров

Тонкий прибор для толстых обстоятельств

Покупая машину на вторичном рынке, чаще всего приходится верить на слово продавцу, который уверяет, что его ласточка «не бита, не крашена». На самом же деле во многих случаях это не так. Лучшим помощником в выведении на чистую воду хитрецов, торгующих битыми авто, становится толщиномер. Предлагаем вам рейтинг лучших толщиномеров лакокрасочного покрытия, которые помогут вам проверить авто перед покупкой.

Популярность как самих толщиномеров лкп, так и всевозможных предложений типа «толщиномер на час» только растет. Это не удивительно: внешне пристойно перекрасить аварийный автомобиль могут многие, «выловить» подобное спустя несколько лет, когда краска подвыгорит и заветрится, будет трудно. Впрочем, даже новый автомобиль, только что выехавший из салона, может уже побывать в собственном кузовном цеху дилера – повреждения при погрузке-разгрузке автовоза и во время транспортировки тоже не редкость.

Еще в девяностые годы на авторынках можно было встретить людей, пользовавшихся обычным магнитом, обернутым в ткань или полиэтилен: по усилию перемещения и отрыва можно было найти зашпаклеванные места. Для обнаружения кустарного ремонта такой метод был вполне достаточен, но, чем больше возможностей появляется у кузовщиков, тем меньший слой материалов наносится при подготовке к покраске. Не говорим уже и о полной замене кузовных элементов – тут разница в толщине покрытий идет уже на сотые доли миллиметра, и обычным магнитом тут ничего не сделать.

Итак, что же нам сейчас предлагает рынок?

Виды толщиномеров

  • Магнитные толщиномеры – да-да, это развитие идеи того самого магнита в тряпочке. Только усилие притяжения определяют уже не пальцы дядьки в потертой кепке, а пружина и линейная шкала на механических моделях и тензометрический датчик на электронных. Естественно, на немагнитных кузовных панелях такой прибор бесполезен, и, если высокохромистая нержавейка все еще остается экзотикой (тем более что единственный приходящий в голову пример – DMC DeLorean – не красили вообще), то алюминиевые кузова уже давно не редкость.
  • Вихретоковые толщиномеры, наоборот, лучше работают с алюминием, чем со сталью – в них измеряется мощность индуцированных в теле детали токов, которая зависит не только от зазора между металлом и индуктором (то есть толщины краски), но и от проводимости самого металла.
  • Электромагнитные толщиномеры вновь ориентированы исключительно на сталь: в них измеряется плотность магнитного потока, которая меняется при приближении к датчику только магнитных сплавов.
  • Комбинированные приборы наиболее удобны – в них можно использовать как вихретоковый датчик для алюминиевого кузова, так и электромагнитный для стального, получая максимальную точность в любом случае.
  • Ультразвуковые приборы могут буквально все: если всем вышеперечисленным был нужен металл, то ультразвуковой толщиномер сможет спокойно работать и по пластиковым деталям. Но и цена у приборов высокой точности соответствующая, поскольку при малых толщинах покрытия достичь разрешающей способности в микроны очень трудно.

Рассматривать механические толщиномеры мы не будем: их точность слишком мала, чтобы их можно было реально использовать на чем-то, кроме побитых временем «Опелей» с килограммами шпатлевки еще 90-х годов. Логичнее выделить две категории – электромагнитные толщиномеры для автомобилей со стальным кузовом и универсальные приборы комбинированного типа. Распространенные в продаже ультразвуковые толщиномеры слишком грубы: при точности в 0,1 мм прибор не отличит непрокрас от перелива краски, а специализированные промышленные модели излишне дороги, да и ориентированы отнюдь не на замер толщины краски.

Рейтинг лучших толщиномеров

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие электромагнитные толщиномеры 1 Etari ET-333 9.4 / 10 7 500
Лучшие комбинированные толщиномеры 1 СЕМ DT-156 9.8 / 10 13 000
2 ADA PaintMeter 1500 9.7 / 10 9 990
3 Etari ЕТ 600 9.6 / 10 9 600
4 CarSys DPM-816 PRO 9.5 / 10 6 500
5 ET-11P 9.4 / 10 8 700
6 RGK TM-17 9.4 / 10 8 900
7 Etari ET 555 9.2 / 10 9 500

Лучшие электромагнитные толщиномеры

Etari ET-333

7 500

Компактный приборчик легко носить, а подобраться он может практически к любой точке кузова – недаром приборы этого класса стали весьма популярны. В современной линейке Etari это наиболее популярный толщиномер электромагнитной серии, сохраняющий компоновку предшественника ЕТ-110, но при этом и улучшивший свои характеристики: точность отображения показаний составляет 1 микрон, максимальная погрешность в нормальных условиях не превышает 3%, скорость измерения увеличена.

Об условиях измерений скажем сразу: обычно в рекламе указывается только значение для меньшего предела измерений и при температуре ближе к комнатной. Но измерения практически на любом электромагнитном или комбинированном толщиномере грубеют и на холоде, и при большой толщине покрытия. К чести производителя, в инструкции сказано четко: при температуре меньше 18 градусов точность снижается не более чем на 0,1/˚С, то есть при -12˚С она составит уже 6%. Для 140-микронного покрытия разброс измерений составит 131…148 мкм: что ж, этого действительно достаточно, если маляр не выхаживал все перекрашенные детали с полиролью и толщиномером.

Прибор крайне прост в использовании, так что для начала работы не потребуется вникать в инструкцию. Главное – не забыть о калибровке: в комплекте для этого есть стальная шайба и эталонный 102-микронный слой пленки.

Основные плюсы:
  • Компактные размеры и неплохая читаемость дисплея.
  • Более чем приемлемая точность.
  • Возможность работы с криволинейными поверхностями.
Минусы:
  • Нет непрерывного измерения (только точечное)
  • Нет памяти измерений
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Долго выбирал по отзывам,какой толщиномер лучше купить для проверки авто. Купил этот. Оказался хороший толщиномер краски автомобиля. Хотя глаз у меня набит, но этот толщиномер неоднократно вылавливал подкрас и перекрас даже после высокопрофессиональных маляров.

Лучшие комбинированные толщиномеры

СЕМ DT-156

13 000

Компактность комбинированного датчика – это бесспорный плюс: работать по изгибам с малым радиусом, которые хуже всего рихтуются (и, соответственно, быстрее выдадут себя шпатлевкой), им очень удобно. Прибор может работать в двух режимах – точечного измерения и непрерывного, отображая в этом случае не только текущее значение толщины, но также минимум/максимум и среднее значение за время измерения. Результаты могут сохраняться в одной из 320 ячеек, для удобства разбитых на четыре группы.

Наибольшая точность у толщиномера достигается при работе со сталью – 3% с шагом 1 микрон, минимальный радиус кривизны поверхности – 1,5 мм. По алюминию точность составляет те же 3%, но с шагом полтора микрона, а минимальный радиус кривизны уже 3 мм – сказываются размеры вихревого индуктора, окружающего центральный электромагнитный датчик.

Гарантировать максимальную корректность замера позволяет штатный набор из пяти калибровочных пластин разной толщины, в то время как у большинства продающихся приборов есть только одна. Толщиномер может подключаться по USB к компьютеру для передачи и обработки информации штатным ПО, диск с которым поставляется вместе с прибором, хотя эту функцию вряд ли кто будет часто использовать.

Что не понравилось? Датчик расположен в нижней части устройства, то есть при работе с вертикальными поверхностями крыльев и дверей придется держать толщиномер «от себя», при этом дисплей переворачивается вверх ногами. Очевидно, производитель предполагал, что сначала будет проведено несколько замеров, а уже потом владелец станет их просматривать, но на самом деле это не очень удобно.

Основные плюсы:
  • Приличная точность
  • Автоопределение материала
  • Сбор статистики при непрерывном измерении
Минусы:
  • Нелогичная эргономика
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Толщиномер при своей цене, он гораздо лучше большинства конкурентов, калибровки держит нормально, меряет точно.

ADA PaintMeter 1500

9 990
Продолжает наш рейтинг лучших толщиномеров ADA PaintMeter 1500. Внешне этот прибор весьма приятен и в целом соответствует часто делаемым гонконгской компанией заявкам на профессиональность: в прочном пластиковом кейсе с демпферной вставкой, помимо самого толщиномера, есть полный набор калибровочной оснастки, дисплей – цветной и информативный, диапазон измерений – до полутора миллиметров (а такая толщина покрытия, в общем-то, уже однозначно говорит о кузовном ремонте) при точности в полтора микрона (до 150 микрон) и 3% показаний плюс единица (для диапазона от 150 до 1500 микрон). Встроенная память позволяет сохранять до 2500 результатов замера, на дисплей можно одновременно выводить крупными цифрами данные по текущему замеру, расчет средней толщины, пиковые показатели по минимуму и максимуму, отклонения от среднего. Есть возможность задавать минимальный и максимальный пределы, при выходе за которые прибор подаст оповещение, не требуя постоянно смотреть на дисплей. Также вместо цифровых граф в нижней части экрана можно сразу выводить график замеров.

Меню частично русифицировано – надписи на основном экране и названия пунктов главного меню остались англоязычными, но разобраться нетрудно. Источник питания – встроенный аккумулятор, заряжаемый через USB-порт (шнурок идет в комплекте).

В целом на практике точность и повторяемость показаний у толщиномера хорошие, а в работе он удобен. Однако зимой на улице не стоит забывать, что литий-ионные аккумуляторы холод не любят – здесь, пожалуй, все-таки были бы уместны батарейки. Но основной минус – это возможность калибровки только по одной точке, что для статуса «профессионального» все-таки недостаточно.

Основные плюсы:
  • Удобство работы
  • Возможность вывода графика замеров или числовых результатов
  • Память на 2500 замеров
  • Неплохая точность
Минусы:
  • Встроенный аккумулятор
  • Калибровка по одной точке
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
По большим плоскостям работать очень удобно, включаешь запись показаний и пробегайся спокойно – потом сразу увидишь и разбег, и среднее.

Etari ЕТ 600

9 600
Нынешняя «топ-модель» от Etari рассчитана на работу со сталью (электромагнитный режим) и немагнитными сплавами (вихретоковый режим) при толщине покрытия до 1500 микрон. Погрешность измерения заявлена в плюс-минус 1,8% (плюс-минус еще 2 микрона) в диапазоне до 500 микрон, в остальном диапазоне – 2,2% плюс-минус те же два микрона в остальном. И это, в общем-то, весьма хорошие показатели.

Индикация простая: жидкокристаллический неинверсный экран с подсветкой, где крупными цифрами выводится результат текущего замера либо один из сохраненных (до 20 замеров). В режиме просмотра статистики выводятся также максимальное, минимальное и среднее значения по всей серии.

Калибровка может выполняться «в нуль» по чистой пластине из набора (рекомендуется перед началом каждой серии замеров по автомобилю) или по нескольким точкам, для чего в комплект включены пленки разной толщины (4 штуки).

Корпус толщиномера достаточно удобен в работе, размеры площадки датчика позволяют подбираться в «узкие» места без особых проблем. Тем не менее, не хватает возможности задавать пределы измерения для автоматической подачи сигнала – не всегда постоянно смотреть на экран удобно, особенно с учетом его ограниченных углов обзора. Но свой достойный балл рейтинга прибор получает все равно – имея хорошую точность при стабильности измерений (что легко проверить комплектным набором пленок), он в работе определенно себя окупит.

Основные плюсы:
  • Хорошая точность измерения
  • Сохранение данных и подсчет статистики
Минусы:
  • Для хранения с калибровочными пластинками и пленками определенно удобнее кейс, а не чехол
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
С этой маркой уже работал раньше, новая модель тоже не подкачала, несколько пробегов по одному участку дают одинаковые результаты.

CarSys DPM-816 PRO

6 500
Достаточно спорный прибор – начнем с того, что, несмотря на громкие слова о «российских разработке и производстве», у него не то что на дисплее и кнопках, а и на коробке-то кириллицы не замечено. Впрочем, даже в обзорах, смахивающих на рекламные, это «российское производство» обычно стыдливо переквалифицируют в «российскую сборку» - ну, согласитесь, хотя бы коробку-то для «российского толщиномера» можно было сделать «русифицированной». К тому же упоминается внесение толщиномера в Государственный реестр средств измерения, что в принципе является показателем хорошего качества измерительной техники – мы даже не поленились найти эту модель в реестре, где она таки действительно есть, с действием свидетельства до 2024 года и межповерочным интервалом в 1 год – а вот где и как выполнять поверку, числящийся изготовителем ИП Чувякин на сайте и в инструкции тактично умалчивает.

Конструктивно это – типичный комбинированный толщиномер, работающий в электромагнитном или вихретоковом режиме в зависимости от «целевого» металла (сталь или алюминий). Калибровка выполняется для каждого режима отдельно по своей калибровочной пластине по двум или шести контрольным точкам с использованием пленок заданной толщины… которых в комплекте нет. Инструкция скромно предлагает использовать «покрытия заранее известной толщины», а о возможности покупки калибровочного набора сайт производителя молчит так же, как и о поверке.

В общем, несмотря на потенциально хорошие характеристики (измерение покрытий до 3,5 мм толщиной при погрешности в 1%), на практике к этому толщиномеру у нас многовато вопросов, а производителю хочется сильно попенять на качество поддержки пользователей.

Основные плюсы:
  • Потенциально интересные точность и универсальность при интересной цене
  • Внесение в Госреестр средств измерения
Минусы:
  • Отсутствие калибровочных пленок в комплекте для прибора, претендующего на точность, выглядит по меньшей мере странно
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Работает хорошо и на морозе, но калибровать пришлось по набору от Etari.

ET-11P

8 700

Производитель подошел к своему делу основательно: в комплекте есть три калибровочные шайбы для поверки прибора. Первая служит для калибровки измерений по магнитному металлу, вторая – по цветным сплавам, третья же имитирует лакокрасочное покрытие эталонной толщины. Абсолютный аналог и по конструкции, и по цене можно увидеть на прилавках под маркировкой CHY-115 (обе марки в России представляет одна фирма – «ЕвроТрейд»).

Также в комплекте с толщиномером идет справочная таблица по средним толщинам ЛКП на популярных моделях автомобилей – чтение любопытное само по себе, но нас интересует то, насколько точно прибор может измерить реальные величины. Здесь заявленная точность – 3%, что для любительской техники приемлено. На практике же при калибровке на штатной пластине, имитирующей 102-микронную краску, показания прибора колеблются от 104 до 100 микрон: что ж, в идеальных условиях он укладывается в эту точность с запасом. Особо отметим, что точность показаний незначительно снижается на холоде – не покупать же машину только летом, логично?

Также на практике показал себя удобным режим непрерывного измерения со звуковой индикацией – можно вести прибор вдоль поверхности, наблюдая за изменением показаний, а можно настроить предельные отклонения и двигаться, не глядя на экран – при выходе измеренной толщины за пределы раздастся писк.

Корпус пистолетного типа кажется удобным в теории, но на практике конструкция немного не оправдывает себя – дело в том, что при измерении прибор должен обязательно упираться всеми выступами на торцевой части в поверхность, иначе показания будут искажены. То есть на некоторых местах риска – закруглениях на краях кузовных панелей, рядом с фонарями и так далее – он будет бесполезен, придется вылавливать уже «хвосты» шпатлевки, переходящие на плоскости элементов. Впрочем, эта проблема свойственна многим толщиномерам куркового типа – сказывается большая площадь измерительной площадки.

Основные плюсы:
  • Память на 255 результатов измерения
  • Крупный и хорошо читающийся дисплей
Минусы:
  • Прибор ориентирован в первую очередь на плоскости
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Толщиномер работает хорошо, но есть нюанс – калибровку обязательно проводить с обеими пластинками, а то потом начинают писать в отзывах: мол, у меня алюминий не меряет. Инструкцию бы почитали сначала!

RGK TM-17

8 900
Далее в нашем рейтинге лучших толщиномеров — RGK TM-17. Компактный прибор поставляется в удобном кейсе – это позволяет не ломать голову, куда бы спрятать калибровочные пленки и пластины. Самих пластин в комплекте две: его можно обнулять по стали и алюминию, а кривая измерения строится при калибровке по шести точкам (процесс подробно расписан в инструкции). Это, в свою очередь, позволяет показывать толщиномеру хорошую точность независимо от материала под краской: 0,1 микрона в диапазоне от 0 до 99,9 микрон, в остальном участке (до 1700 микрон) – 1 микрон. При этом минимальная вогнутость поверхности, по которой прибор сможет адекватно работать, составляет всего 30 мм, выпуклость – и вовсе 5 мм. Предусмотрено как точечное измерение, так и непрерывное, с возможностью задать пределы отклонения, при выходе за которые толщиномер автоматически укажет на чрезмерное изменение толщины покрытия.

Память прибора рассчитана на сохранение до 30 результатов замера. Для удобства есть возможность переворота индикации на 180 градусов нажатием одной кнопки.

Питание – от двух батареек типоразмера АА (включены в комплект) или от аналогичных никель-металл-гидридных аккумуляторов. Нужно учесть, что включается толщиномер при нажатии на контакт в площадке сенсора, но нельзя это делать, сразу упирая его в кузов автомобиля (сразу «увидев» металл, он собьется с нуля), поэтому нужно либо сразу быстро отдалять его от кузова, либо нажимать на сенсор просто пальцем. Но стоило бы использовать отдельную кнопку включения.

Основные плюсы:
  • Работа по стали и алюминию с хорошей точностью
  • Память измерений
  • Хорошая читаемость результатов
  • Автоматическое срабатывание сигнала по заданным пределам измерения
Минусы:
  • Неудобство включения
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Приборчик в работе удобный, при последовательных измерениях на одном и том же участке разбег показаний минимальный.

Etari ET 555

9 500
«Пятьсот пятьдесят пятый» можно считать продолжением этакой «любительской» линейки Etari, где традиционно в маркировке используются три одинаковые цифры, начиная с ЕТ-111. Однако странной получается внутренняя конкуренция – стоит он немногим меньше «шестисотого», а по заявленным параметрам заметно проигрывает.

Посудите сами – толщина слоя при работе в вихретоковом режиме «по цветнине» у него не должна превышать 1000 микрон (для черных сплавов – 2000 микрон) при точности 3% в диапазоне до 199 микрон, те же 3%, но дополнительно плюс-минус 10 микрон в диапазоне 200-1000 микрон, далее (где «меряются» только стальные кузова) и вовсе 5% плюс-минус 10 микрон. Калибровка – только одноточечная. Сравните это с возможностями ET-600, который стоит всего на 100 рублей дороже: думаем, выбор более «продвинутой» модели в линейке тут более чем оправдан, ET-555, являющийся по сути очередным апгрейдом старых моделей, уже явно устарел.

Основные плюсы:
  • Компактность и удобство работы (в том числе в темноте – есть фонарик)
  • Нетребовательность к частоте калибровки
Минусы:
  • Не лучшая точность
  • Отсутствие памяти измерений
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
В кармане не мешает, батарейки ест умеренно, в целом не разочаровал.

Итак, какой толщиномер лучше выбрать?

Заинтересовавшись рынком толщиномеров, мы поняли парадоксальный факт: выбирать в действительности не из чего. Отметая бесполезные (с точностью 0,1 мм) дешевые модели и слишком дорогие ультразвуковые измерители высокой точности, мы обнаружили всего несколько достойных марок, из них три и вовсе на деле оказались изделиями одного завода: покупаете Вы «ЕвроТрейд», «Етари» или непонятный CHY, получите то же самое. Множество курковых толщиномеров, например, на практике оказалось либо модификациями устаревшего Etari ET-10, или клонами более современного ET-11, отличаясь только цветом и названием. Поэтому рекомендация будет такой:

  • Нужен компактный толщиномер лкп с достаточной точностью, чтобы пройтись по автомобилю, выбираемому себе или друзьям? Присмотритесь к компактным моделям электромагнитного или комбинированного типа: их точности будет достаточно, места много они не занимают, цена приемлема, а использование – проще не придумаешь.
  • Толщиномер нужен для профессиональной практики (трейд-ин, покраска)? Тогда наилучшим выбором будет комбинированный ручной прибор типа СЕМ DT-156, ведь вряд ли Вы и в том, и в другом случае будете осматривать машину под снегом. Курковые же толщиномеры, не так давно популярные среди перекупщиков, плавно сдают свои позиции – современные многофункциональные приборы компактнее и функциональнее, и явно видна потеря интереса производителей к этому форм-фактору.

Ну и, наконец, пожелание – выбрав хороший толщиномер, не прогадайте и с машиной!

Комментарии