10 лучших усилителей в машину

Мощный звук на фронте и в тылу

Возможности штатных или самостоятельно устанавливаемых в автомобиль головных устройств (или, проще говоря, магнитол) достаточно ограничены, и в первую очередь – неумолимыми законами физики: даже не при номинальных 12 вольтах, а реальных 14-14,5 В при работающем генераторе на 4-омную нагрузку источник отдаст не более 52 Вт электрической мощности постоянного тока. А как тогда «раскачать» сабвуфер или тыловую акустику? Усилительный каскад придется запитывать через мощный преобразователь напряжения, а это и габариты, и нагрев (а КПД у усилителей и импульсных преобразователей отнюдь не стопроцентный) – в торпеду, встроив в магнитолу, такое устройство уже не засунуть. Есть и еще один нюанс: чем ближе отдаваемая усилительным каскадом мощность к максимальной, тем больше искажений в сигнале. Поэтому требовательные к качеству звука слушатели используют усилители даже на тех мощностях, что, по идее, обеспечила бы и сама «голова»: работая на «правильном» участке частотной характеристики, хороший усилитель для сабвуферов и колонок обеспечит минимум искажений, имея одновременно запас для отработки пиков громкости.

Так что в любой более-менее серьезной звуковой инсталляции усилитель – это вещь из разряда must have. А вот какой усилитель лучше выбрать из множества моделей, представленных в магазинах? Попробуем разобраться.

Рейтинг лучших усилителей в машину

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие одноканальные автомобильные усилители 1 Nakamichi NGXD1600.1 9.5 / 10 20 790
2 Audio System CO 650.1 9.4 / 10 14 770
3 Kicx AR 1.350 9.3 / 10 8 170
4 Урал W 1.1800 9.3 / 10 12 990
5 JBL GX-A3001 9.1 / 10 6 280
Лучшие двухканальные усилители в машину 1 Hertz HCP 2 9.7 / 10 25 900
2 Pioneer GM-A5702 9.5 / 10 7 470
3 EDGE EDA350.2-E7 8.8 / 10 6 450
Лучшие четырехканальные усилители в машину 1 Урал DB 4.150 V.3 9.5 / 10 9 750
2 Hertz DPower 4 9.3 / 10 12 800
3 Pioneer GM-D8704 9.0 / 10 11 420

Лучшие одноканальные автомобильные усилители

Nakamichi NGXD1600.1

20 790
Представлять эту японскую марку, думаем, не нужно. Конкретно эта же модель усилителя – типичный современный «одноканальник» для пассивных сабвуферов, способный в одноомную нагрузку отдать до 1,6 кВт мощности (соответственно, 1 кВт в 2-омную, 700 Вт в 4-омную). Усилитель реализован по классу D (да простят нас аудиофилы за его упоминание), но как раз в мощных сабвуферных моделях он и оправдан больше всего. Во-первых, конечно, из-за КПД – при такой мощности это уже критично. Во-вторых, из-за того, что типичные проблемы «цифровых» усилителей при работе строго в низкочастотном спектре не принципиальны – например, у Nakamichi действительно есть определенные артефакты в звуке на высоких частотах, но их-то как раз ФНЧ и отрежет. Заявленный коэффициент искажений до 0,1% измерения подтверждают – этого значения усилитель достигает как раз на указанных уровнях мощности. И, справедливости ради, при такой мощности искажать звук скорее уже станут сами кузов и обшивки автомобиля.

Органы управления у усилителя простые: регулятор усиления, «сабсоник» (в диапазоне от 15 до 55 Гц), буст баса (до 12 дБ, плавный), фазовращатель (двухпозиционный – 0 и 180 градусов), ФНЧ (от 50 до 250 Гц). Предусмотрено подключение выносного регулятора громкости. Подключается усилитель к головному устройству парой стандартных «тюльпанов» и имеет пару аналогичных выходов для подключения двухканального усилителя на остальные полосы частот.

Основные плюсы:
  • Низкий уровень искажений на «слушабельных» уровнях громкости
  • Умеренный нагрев
Минусы:
  • Отсутствие плавной регулировки фазы
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мощный усилитель для сабвуфера, соответственно – очень требовательный к проводке. При грамотном подключении звук реально радует.

Audio System CO 650.1

14 770
Немецкая компания (разместившая, правда, производство в Китае, как всегда) предлагает усилитель класса D (многоканальные модели в этой линейке уже работают в классе АВ), с максимальной мощностью в 650 Вт на 2-омной нагрузке при заявленном КНИ 0,05%. Усилитель не для тех, кто ищет рекордные цифры звукового давления или стремится оторвать собственный багажник – а вот именно слушать музыку с его использованием можно, и очень даже.

Входы усилителя могут подключаться и к «линии», и непосредственно к оконечному усилителю головного устройства, если в нем нет лишних «тюльпанов» на сабвуферный усилитель – это запишем в плюсы. Как и плавную регулировку фазовращателя – это тоже может пригодиться.

При такой мощности и КПД 84% нагрев усилителя невелик – его можно смело устанавливать в багажники автомобилей компакт-класса (в том числе скрытно), не боясь перегрева. ФНЧ регулируется в диапазоне от 30 до 150 Гц, «сабсоник» - от 10 до 50 Гц. Что же до звучания, то оно весьма даже интересно: за свою цену автомобильный усилитель может стать хорошим выбором.

Основные плюсы:
  • Плавная регулировка фазы
  • Входы высокого уровня
  • Низкий уровень искажений
Минусы:
  • Диапазон регулировок ФНЧ хотелось бы побольше
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мало греется, саб раскачивает хорошо, звук не ватный.

Этот усилитель работает в «честном» AB-классе, так что не стоит переживать за качество звука: коэффициент нелинейных искажений на двухомной нагрузке составляет всего 0,029%. Этот результат выглядит превосходно на фоне большинства современных одноканальников, которые все чаще собирают на схемах D-класса. Расплата за качество звука – повышенное энергопотребление, КПД в режиме AB не превышает 50%. А в нагрузку «Кикс» способен отдавать до 600 Вт, если использовать двухомный динамик, или 350 Вт на 4 ома. Так что с сечением проводов питания не стоит экономить, да и конденсатор будет не лишним, чтобы сгладить просадки на пиках.

Набор функций здесь традиционен для одноканальных усилителей, которые используются с сабвуферами: регулировка чувствительности входа, поворота фазы в диапазоне от 0 до 180 градусов, частоты среза low pass-фильтра, подъема НЧ. Есть возможность подключения внешнего пульта управления.

В подключении этот усилитель удобен тем, что не требует от головного устройства наличия сабвуферного выхода – он имеет стандартные «тюльпаны» линейных входов, внутри суммируя сигналы обоих каналов. Стоп, а если я захочу и на тылы подключить усилитель, а единственная пара «тюльпанов» уже занята? Все просто – здесь есть не только линейные входы, но и линейные выходы, так что к Kicx AR 1.350 можно подключать и еще один усилитель в цепочку безо всяких ухищрений.

Основные плюсы:
  • Качество звука
  • Достаточный набор настроек
Минусы:
  • Нет высокоуровневого входа
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший усилитель, если от саба нужен звук, а не тупо киловатты бумкания в багажнике.

Урал W 1.1800

12 990
И цифра «1800» в маркировке, и аж 5 предохранителей на 35 А на боковой стенке намекают на немалую мощность усилителя – действительно, номинальная мощность для нагрузки 1 Ом у него составляет 1,8 кВт, хотя такие вещи, мягко скажем, «на любителя». Для более типичных же 2-омных и 4-омных сабвуферов «номинал» равен 1,2 кВт и 650 Вт соответственно. Заявленный коэффициент искажений – 0,05%, соотношение сигнал/шум – 100 дБ: «по цифрам» усилитель выглядит весьма достойно.

Более того, если Вам и этой мощности мало, то усилитель поддерживает работу в паре со вторым «в мост» - для этого на нем предусмотрен порт синхронизации (подпись – Bridged mode) и переключатель master/slave, который соответственно задает роль конкретного усилителя в паре (ведущий или ведомый).

Но одновременно в голове появляются опасения на счет того, что усилитель этот делали скорее с прицелом на соревнования по звуковому давлению, чем на прослушивание музыки. И да, действительно, играть-то он играет… но «как-то не очень», в стиле незабвенного Дениски Кораблева, считавшего, что главное в пении – это петь громко.

Набор настроек типичный вплоть до диапазонов ФНЧ и сабсоника. Да и сама конструкция «как по учебнику»: даже в качестве ШИМ-контроллера в преобразователе напряжения использована каноничнейшая микросхема TL494. То есть сделан-то усилитель грамотно, но как-то «без души»: ну что ж, свою аудиторию любителей децибел он тоже найдет.

Основные плюсы:
  • Низкий уровень искажений при очень даже приличной мощности
  • Надежность
Минусы:
  • Усилитель явно проектировался в расчете на громкость, а не на проработку НЧ-диапазона
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
К питанию ожидаемо требователен, кабели нужны буквально сварочные, плюс соответствующий конденсатор и грамотная установка.
Заинтересует усилитель GX-A3001 в первую очередь владельцев автомобилей с кузовом «универсал», где большой открытый объем багажника не требует сверхмощных сабвуферов, чтобы «пробить» звук в салон, зато малогабаритный корпус может уместиться в штатные ниши багажного отделения. Ну, а если он и не влезет никуда, то пусть остается на виду, усилитель весьма привлекательно смотрится.

Мощность усилительного каскада, работающего в классе AB, составляет 200 Вт для 4-омной нагрузки или 300 Вт для 2-омной. Усилитель имеет неплохое соотношение сигнал-шум, благо и большинство шумов далеко выходят за полосу частот, отыгрываемую сабвуферными динамиками. Если Ваша магнитола не имеет линейных выходов – не переживайте, вход высокого уровня предусмотрен.

Настроек у этой модели немного – чувствительность, частота среза и усиление баса. В принципе, для большинства случаев больше-то и не надо, но иметь хотя бы «про запас» регулятор фазы было бы не лишним.

Основные плюсы:
  • Небольшие габариты
  • Высокоуровневый вход
Минусы:
  • Ограниченная выходная мощность
  • Нет регулятора фазы
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ставил в Хонду ЦРВ, мощности на 12-дюймовом сабе хватает. Звук отличный, куда лучше, чем у D-класса.

Лучшие двухканальные усилители в машину

Этот усилитель – явно для любителей качества звука, а не его громкости (впрочем, с чувствительной акустикой он будет в самый раз): при номинальной мощности в 63 и 87 Вт на канал при нагрузке соответственно в 4 или 2 Ом он обеспечивает очень низкий коэффициент нелинейных искажений: 0,0069/0,0075% при нагрузке 4/2 Ом и мощности в 0,1 максимальной. На кривой КНИ – типичная «галочка» с минимальными значениями в области 30-50 Вт, как раз там, где усилитель, по идее, и будет эксплуатироваться. Линейность АЧХ на нейтральных положениях регуляторов – без претензий от нас, с незначительным спадом ниже 30 Гц. Само звучание проработанное, без ненужного приукрашивания – в общем, своих денег усилитель стоит, если выбирать ухом, а не ваттами и децибелами.

Усилитель может работать и в мостовом режиме как одноканальник – у него в этом случае и вход используется только один (левого канала). Предусмотрено подключение непосредственно к оконечному усилителю головного устройства при отсутствии на нем линейных выходов. «Просыпаться» усилитель может либо по сигналу на линии Remote, либо при появлении сигнала как раз на входах высокого уровня, то есть к работе со штатными магнитолами, возможности подключения усилителя лишенными конструктивно, он готов полностью.

Кроссовер имеет три варианта работы – байпас (усилитель работает по всей полосе частот - пригодится при подключении к паре динамиков или двухканальной компонентной акустике без сабвуфера), с фиксированным ФВЧ, «отрезающим» частоты ниже 80 Гц (за них, соответственно, должен будет отвечать сабвуфер), либо с регулируемым ФНЧ (если усилитель используется «в мост» как сабвуферный одноканальник). Впрочем, последнее применение для него – не лучший вариант, это в первую, вторую и третью очередь именно стереоусилитель для СЧ-ВЧ или всей полосы.

Основные плюсы:
  • Качество звука
  • Входы высокого уровня
  • Компактность
Минусы:
  • Простенький кроссовер
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Подключал усилитель к компонентке спереди, под сиденье влез без проблем. Звук на хороших динамиках вкусный.
Перейдем к более «народным» усилителям в машину. Двухканальный Pioneer GM-A5702 построен по аналоговой схеме класса AB, так что при достойных параметрах заметно дешевле премиальных усилителей класса D. Коэффициент нелинейных искажений укладывается в 0,05%, нагрузка на двухомные динамики в двухканальном режиме – до 240 Вт, на четырехомные – до 150.

Как и подобает «двухканальнику», предусмотрена и работа в мостовом режиме на сабвуферный динамик: для этого предусмотрен отключаемый фильтр низких частот, настраиваемый в диапазоне от 40 до 500 Гц. Усиление баса – без плавной настройки, трехпозиционным переключателем, регулировка усиления плавная, а регулятора фазы нет. Проще говоря, перед нами усилитель для достаточно мощных, но все же любительских инсталляций, когда владельцу машины обилие регулировок и не требуется, а вот возможность подключения к силовым выходам «головы» (например, если оставляется штатная магнитола) как раз кстати.

Отметим, что нелинейные искажения минимальны в области средних мощностей – то есть именно там, где в основном и будет использоваться усилитель. На 4-омных динамиках искажения ожидаемо меньше. Бас-бустер работает и в одноканальном, и в двухканальном режиме работы, что тоже в плюс – можно поднять низы на задних «блинах», и не устанавливая сабвуфер, если качество динамиков и прочность полки позволяют. Однако подъем НЧ в двухканальном режиме меньше, чем в одноканальном – до 3 дБ, на сабвуфер же усилитель способен выдать и 12-децибельный буст.

Основные плюсы:
  • Простота подключения и настройки
  • Сбалансированное звучание в обоих режимах
  • Комфортный тепловой режим, у усилителя нет проблем с перегревом
Минусы:
  • Нет регулировки фазы
  • Ступенчатая регулировка подъема НЧ
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вроде простой усилитель, но звучит серьезно, мне понравился. Запас по мощности хороший, даже не особо чувствительные динамики раскачает.

EDGE EDA350.2-E7

6 450
Двухканальный усилитель с мощностью 250 Вт на канал при четырехомной нагрузке? Сразу учтите, что измерение производителем сделано по RMS, то есть уже при весьма «немузыкальных» искажениях. При умеренных мощностях он будет более «слушабельным», так что традиционно оставим громкие цифры на совести маркетологов (особенно «1400 Watts» сбоку – столько он выдает только в пике и при мостовом подключении). Особенно если заглянуть внутрь и увидеть хиленькие конденсаторы по питанию – при выкрученной громкости на пиках он будет неизбежно «проваливаться», и от этого никакие ухищрения с внешним питанием не помогут.

Что у усилителя «в активе»? Наличие входов высокого уровня, регулируемые ФВЧ и ФНЧ. В целом для инсталляций «без изысков» он пригоден – главное, не забывать, то попытка выкрутить громкость на полную не только испортит звук очень ощутимо, но и приведет к явному перегреву.

Основные плюсы:
  • Входы высокого уровня
  • Регулируемые ФНЧ и ФВЧ
  • Неплохое в целом звучание…
Минусы:
  • …но на мощностях, далеких от указанных как номинальные…
  • …и, соответственно, требовательность к чувствительности акустики
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Подключал к голове без линейных выходов, в принципе для меня хватает.

Лучшие четырехканальные усилители в машину

Урал DB 4.150 V.3

9 750
Продолжает наш рейтинг лучших усилителей для колонок и сабвуферов Урал DB 4.150. Весьма интересный вариант за свои деньги, особенно для любителей «аналогового» звука (усилитель работает в классе АВ) и обилия органов управления – их на боковой стенке действительно много (плюс подключается внешний контроллер), и глаз сразу цепляется за отдельные кнопки включения ФВЧ и ФНЧ на фронтальной и тыловой паре – а это уже позволяет реализовать интересные схемы подключения, не обрезая частотный спектр только с одной стороны, а вырезая нужную полосу в пределах 10-8000 Гц. Номинальная мощность канала на 4-омной нагрузке – 150 Вт, коэффициент искажений – 0,05%.

Звук у усилителя отторжения не вызывает – он вполне способен справиться и с низкочувствительной акустикой, и не выпустить наружу огрехи микрорельефа звука на высокочувствительной. Проработка резких скачков громкости хорошая. Но, естественно, не забывайте об энергопотреблении (предохранитель на 100 А намекает) и соответствующих требованиях к питанию и охлаждению.

Основные плюсы:
  • Возможность использования полосового фильтра, а не только ФНЧ или ФВЧ
  • Хороший запас по мощности
  • Качество звука
  • Наличие выносного контроллера
Минусы:
  • Энергопотребление и нагрев
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
По сравнению с более дорогими «импортными» внезапно понравился по звуку даже больше.

Hertz DPower 4

12 800
Не самая дешевая «дэшка» имеет и ожидаемо не лучший коэффициент искажений – 0,2% на фиксированной частоте 100 Гц при нагрузке 4 Ом. Впрочем, сам производитель позиционирует свой усилитель как «компактное решение для апгрейда штатных систем» (почему, собственно, его заодно наделили и входами высокого уровня на фронт и тыл с автоматическим включением при появлении на них сигнала без использования линии Remote).

Помимо стандартного четырехканального режима, усилитель может работать как «два плюс два» для многоканальной акустики (стереосигнал режется кроссоверами на две полосы), «один плюс два» (сабвуфер подключается «в мост», остальные два канала работают на СЧ/ВЧ акустику через внешние кроссоверы или на широкополосные динамики), либо «раскачивать» два канала стерео в мостовом включении. Остается только выполнить соответствующие подключения и выбрать режимы и настройки тыловой и фронтальной пар каналов усиления – в целом действительно получается универсальный «апгрейд-вариант». Хороший усилитель в машину, но все-таки за эти деньги хотелось бы звука «поровнее».

Основные плюсы:
  • Универсальность подключения
  • Компактность
  • Умеренное энергопотребление
Минусы:
  • Среднее качество звука
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Подключал фронтальную акустику и саб в мост, со штатной магнитолой усилитель «подружился» без проблем.

Pioneer GM-D8704

11 420
Pioneer по своей сути является прямым конкурентом Hertz DPower 4 – это также «компакт» класса D для «апгрейда» штатного головного устройства, оснащенный входами высокого уровня с автовключением по появлению на них сигнала и высоковатым уровнем искажений на номинальной мощности, ибо измерена она по RMS. При этом фильтрами на каждой паре каналов управляет один и тот же регулятор (от 40 до 500 Гц), который в зависимости от положения переключателя задает частоту среза ФВЧ или ФНЧ.

Усилитель можно использовать в четырехканальном режиме, как «трехканальник» или включить в мост каналы фронта и тыла. Не забыта пара «тюльпанов» выхода на дополнительный усилитель. Звучание усилителя для его позиционирования не самое плохое, хотя, конечно, в качественных твитерах огрехи проработки высоких частот «цифровым» трактом могут быть ощутимы, а при работе на сабвуферный динамик станет заметно, что реальные возможности тракта усиления далеки от заявленных цифр: преобразователь питания не может запасти достаточно энергии в батарее конденсаторов сглаживающего фильтра, чтобы каскад усиления проработал мощные пики звука.

Основные плюсы:
  • Универсальность подключения
  • Входы высокого уровня (потребуются переходники на «тюльпаны»)
Минусы:
  • Паспортные цифры мощности стоит признать излишне оптимистичными
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
С хорошей акустикой на моих уровнях громкости вышло интересно, но на саб определенно просится отдельный усилитель.

Какой усилитель в машину лучше выбрать?

Начнем с его назначения. Если Вам нужен именно усилитель на сабвуфер, то вариантов два – либо одноканальный усилитель, либо двухканальный в мостовом подключении. В чем разница? Двухканальный усилитель универсальнее – его можно будет, сняв сабвуфер, переключить на широкополосную акустику, или, покупая более мощный «саб», подключить в каскад с новым сабвуферным усилителем. Именно поэтому на двухканальных усилителях предусматривается переключение фильтров, позволяющее либо отсекать все средние и высокие частоты, когда усилитель подключен к сабвуферу, либо вырезать НЧ, если он работает с фронтальной акустикой в паре с «сабом», или оставить спектр сигнала неизменным, когда сабвуфера в машине нет, и фронтальная акустика «играет» во всей полосе частот.

Если же Вы хотите добавить мощности и на фронтальную акустику, и на тыловую, то понадобятся уже 4 канала. Причем, подключив два канала в мост, Вы при желании получите усилитель 2.1 на сабвуфер и фронтальную акустику. Отметим, что на компонентной акустике использование отдельных каналов на разных полосах частот также часто практикуется, поэтому четырехканальные усилители, бывает, используют и только на фронтальной или тыловой акустике. Если же подключать и фронт, и тыл, да еще и полос частот в установленной акустике много… В общем, и 8 каналов на автомобильных усилителях никого не удивляют.

Качество звука усилителя во многом определяется классом работы его оконечных каскадов. Самым «чистым» (и то с оговорками) считается столь любимый аудиофилами класс А, но и КПД в нем минимален – а, значит, усилитель будет нагружать аккумулятор и генератор, большую часть израсходованных ватт отдав на разогрев багажника. Поэтому в автомобильной акустике если уж и говорить о «чистом аналоге», то в классе AB – звук у качественных усилителей практически не страдает, а вот КПД уже выше. Что же касается часто называемых «цифровыми» усилителей класса D, то у них КПД доходит до 90%, они компактны, минимально нагружают источники тока, мало нагреваются. Но и добиться хорошего звука от них сложнее и дороже. Поэтому в первую очередь актуальны они для сабвуферов – именно там мощности максимальны, а вот узкая полоса пропускания замаскирует многие огрехи, свойственные классу D. Широкополосные же усилители класса D с хорошим качеством звука на всех частотах пока что гораздо дороже сопоставимых по звучанию «аналоговых».

Естественно, обратите внимание на набор регулировок и входов-выходов: если на штатной магнитоле нет линейных выходов, а менять Вы ее не собираетесь, то однозначно потребуется усилитель с высокоуровневыми входами. Наличие на усилителе «тюльпанов» и на вход, и на выход позволит легко собрать каскадную схему – например, если на сабвуфер нужно отдать большую мощность, а широкополосную акустику только «приподнять», то двухканальный усилитель тыла можно будет подключить к линейным выходам сабвуферного усилителя, а уже его – к линейным выходам «головы». Наличие плавных регулировок частот среза, усиления НЧ и фазы позволит максимально точно подогнать звучание под свой вкус.

Говорить о мощности усилителя нельзя без отрыва от коэффициента искажений и чувствительности акустики. Чувствительные динамики обеспечат ту же громкость при меньшей мощности, подводимой усилителем, по сравнению с «тупыми». Поскольку с ростом мощности на выходе у усилителей неизбежно растут и искажения, звук в результате на менее чувствительных динамиках с тем же усилителем будет хуже. Чтобы сохранить качество, придется уже применить более мощный усилитель, который будет работать на более комфортном для уха участке кривой КНИ. Так что лучше купить более чувствительные динамики и усилитель попроще, чем пытаться «раскачать» низкочувствительные лишними ваттами.

И последнее, не по значению, а только по порядку. Никаких пластиковых «ушек» крепления, особенно на тяжелых усилителях большой мощности: сколько бы их ни попадалось автору установленными в клиентских машинах или принесенными в ремонт, у всех были трещины или вовсе отломанные крепления. Такой усилитель рано или поздно отправится «гулять» по багажнику, особенно зимой, когда пластик становится хрупким.

Удачной покупки!

Комментарии