10 лучших усилителей в машину

Мощный звук на фронте и в тылу

Возможности штатных или самостоятельно устанавливаемых в автомобиль головных устройств (или, проще говоря, магнитол) достаточно ограничены, и в первую очередь – неумолимыми законами физики: даже не при номинальных 12 вольтах, а реальных 14-14,5 В при работающем генераторе на 4-омную нагрузку источник отдаст не более 52 Вт электрической мощности постоянного тока. А как тогда «раскачать» сабвуфер или тыловую акустику? Усилительный каскад придется запитывать через мощный преобразователь напряжения, а это и габариты, и нагрев (а КПД у усилителей и импульсных преобразователей отнюдь не стопроцентный) – в торпеду, встроив в магнитолу, такое устройство уже не засунуть. Есть и еще один нюанс: чем ближе отдаваемая усилительным каскадом мощность к максимальной, тем больше искажений в сигнале. Поэтому требовательные к качеству звука слушатели используют усилители даже на тех мощностях, что, по идее, обеспечила бы и сама «голова»: работая на «правильном» участке частотной характеристики, усилитель обеспечит минимум искажений, имея одновременно запас для отработки пиков громкости.

Так что в любой более-менее серьезной звуковой инсталляции усилитель – это вещь из разряда must have. А вот какой усилитель лучше выбрать из множества моделей, представленных в магазинах? Попробуем разобраться.

Рейтинг лучших усилителей в машину

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие одноканальные автомобильные усилители 1 Audison SR 1Dk 9.8 / 10 34 500
2 Focal FPX 1.1000 9.7 / 10 30 890
3 Kicx AR 1.350 9.6 / 10 8 170
4 JBL GX-A3001 9.1 / 10 6 280
Лучшие двухканальные усилители в машину 1 Focal FPX 2.750 9.7 / 10 30 890
2 Pioneer GM-A5702 9.5 / 10 7 470
3 Alpine PMX-T320 9.0 / 10 6 320
Лучшие четырехканальные усилители в машину 1 Kicx QS 4.160М Black Edition 9.8 / 10 11 890
2 Infinity REF-704A 9.6 / 10 9 010
3 Pioneer GM-D8604 9.0 / 10 9 990

Лучшие одноканальные автомобильные усилители

Создавая мощный усилитель (а на двухомную нагрузку Audison отдает до 940 Вт!), невольно задумаешься об использовании импульсных схем класса D с их высоким КПД, для традиционных «аналоговых» схем недостижимым. Но вот и качество звука здесь потребует уже таких ухищрений схемотехники, что дешевым подобный усилитель сделать будет трудно. Конечно, все относительно, если взять для сравнения щеголяющие медалями EISA усилители Ground Zero, но и цена Audison многим покажется чрезмерной.

Тем не менее, его разработчики добились отличного для класса D КНИ 0,108/0,644% на 4- и 2-омной нагрузке соответственно. Соотношение сигнал-шум тоже в рамках допустимого, если мы говорим о качестве звука, а не покупаем сабвуферный усилитель только для вибромассажа спины очередными «шедеврами» электронной музыки.

Удобное решение – то, что все регуляторы выведены на плоскость сверху, поэтому после закрепления усилителя в багажнике останутся легко доступными. Достаточно снять пластиковую защитную крышку, чтобы получить доступ к настройкам. Радует, что предусмотрена возможность и каскадного соединения через линейные входы-выходы, и входы высокого уровня. Предусмотрена также работа с внешним регулятором громкости.

Основные плюсы:
  • Высокая мощность при нормальном качестве звучания
  • Обилие регулировок
  • Высокоуровневые входы
  • Удобство настройки
Минусы:
  • Разве что цена
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Отличный усилок, с реально качественным и чистым звуком. Полдня провел, вылизывая настройки, зато результатом доволен на все сто.
Конструкторы из Сен-Этьена свой хлеб едят не зря – щеголяющий ровным киловаттом (на допустимой одноомной нагрузке) усилитель серии Performance умудряется в классе D демонстрировать отличное качество звука – КНИ 0,08%. Правда, соотношение сигнал-шум у него составляет лишь 76 дБ, что сразу выдает природу «начинки». Тем не менее, премия Sound Image Awards 2018 им заслужена явно не за «красивые глаза».

Схема оконечных каскадов изначально выполнена мостовой, то есть к выходам смело можно подключать однокатушечный «саб», рассчитывая получить максимальную мощность, не все одноканальники это могут (у них пара выходов рассчитана на строго на двухкатушечные динамики или подключение двух сабвуферов).

Набор настроек – классический: частоты среза, чувствительность, усиление баса, поворот фазы. Подключение – только «тюльпанами» линейных входов, предусмотрены и выходы для каскадного соединения усилителей сабвуфера и тыла.

Что же однозначно отнесем в плюсы класса D – так это габариты и вес усилителя: он в сравнении с «чисто аналоговыми» одноканальниками AB и тем более А гораздо меньше, легче и уж тем более не превращается в «печку» при длительной работе на высокой мощности.

Основные плюсы:
  • Высокая выходная мощность, в то же время хорошее качество звучания
  • Поддержка 1-омных динамиков
  • Малый нагрев
Минусы:
  • Нет высокоуровневого входа
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
С фокаловскими усилителями знаком уже прилично, так что в выборе не сомневался – усилок качественный и надежный, с хорошим звучанием.
Этот усилитель работает в «честном» AB-классе, так что не стоит переживать за качество звука: коэффициент нелинейных искажений на двухомной нагрузке составляет всего 0,029%. Этот результат выглядит превосходно на фоне большинства современных одноканальников, которые все чаще собирают на схемах D-класса. Расплата за качество звука – повышенное энергопотребление, КПД в режиме AB не превышает 50%. А в нагрузку «Кикс» способен отдавать до 600 Вт, если использовать двухомный динамик, или 350 Вт на 4 ома. Так что с сечением проводов питания не стоит экономить, да и конденсатор будет не лишним, чтобы сгладить просадки на пиках.

Набор функций здесь традиционен для одноканальных усилителей, которые используются с сабвуферами: регулировка чувствительности входа, поворота фазы в диапазоне от 0 до 180 градусов, частоты среза low pass-фильтра, подъема НЧ. Есть возможность подключения внешнего пульта управления.

В подключении этот усилитель удобен тем, что не требует от головного устройства наличия сабвуферного выхода – он имеет стандартные «тюльпаны» линейных входов, внутри суммируя сигналы обоих каналов. Стоп, а если я захочу и на тылы подключить усилитель, а единственная пара «тюльпанов» уже занята? Все просто – здесь есть не только линейные входы, но и линейные выходы, так что к Kicx AR 1.350 можно подключать и еще один усилитель в цепочку безо всяких ухищрений.

Основные плюсы:
  • Качество звука
  • Достаточный набор настроек
Минусы:
  • Нет высокоуровневого входа
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший усилитель, если от саба нужен звук, а не тупо киловатты бумкания в багажнике.
Заинтересует усилитель GX-A3001 в первую очередь владельцев автомобилей с кузовом «универсал», где большой открытый объем багажника не требует сверхмощных сабвуферов, чтобы «пробить» звук в салон, зато малогабаритный корпус может уместиться в штатные ниши багажного отделения. Ну, а если он и не влезет никуда, то пусть остается на виду, усилитель весьма привлекательно смотрится.

Мощность усилительного каскада, работающего в классе AB, составляет 200 Вт для 4-омной нагрузки или 300 Вт для 2-омной. Усилитель имеет неплохое соотношение сигнал-шум, благо и большинство шумов далеко выходят за полосу частот, отыгрываемую сабвуферными динамиками. Если Ваша магнитола не имеет линейных выходов – не переживайте, вход высокого уровня предусмотрен.

Настроек у этой модели немного – чувствительность, частота среза и усиление баса. В принципе, для большинства случаев больше-то и не надо, но иметь хотя бы «про запас» регулятор фазы было бы не лишним.

Основные плюсы:
  • Небольшие габариты
  • Высокоуровневый вход
Минусы:
  • Ограниченная выходная мощность
  • Нет регулятора фазы
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ставил в Хонду ЦРВ, мощности на 12-дюймовом сабе хватает. Звук отличный, куда лучше, чем у D-класса.

Лучшие двухканальные усилители в машину

«Ну ладно, в топ лучших сабвуферных одноканальников пролезли усилители класса D, но здесь-то?» - скорее всего, пронесется в голове аудиофилов. Однако разработчики двухканальной «семьсотпятидесятки» из Сен-Этьена переплюнули даже показатели, достигнутые на киловаттном одноканальнике, добившись КНИ в одну сотую (!) процента. Слабо в слепом тесте сказать, что это презренная «дэшка»? Вот то-то же.

750 Вт для этого усилителя – суммарная мощность двух каналов на 2-омной нагрузке. Оба независимых канала можно включать и в режиме моста, так что усилитель можно использовать и для двух фронтальных каналов, и одного сабвуферного (хотя зачем, если за те же деньги есть специально «заточенный» FPX 1.1000?). Соответственно, и органы управления у него схожи с FPX 1.1000, за исключением добавленного переключателя AЧX – можно вырезать низкие частоты, если в системе есть отдельный сабвуферный усилитель, или, наоборот, оставить только их, если именно этот усилитель в мостовом подключении работает на «саб». Если же Вы просто подключаете сюда акустику без сабвуфера, то фильтр можно полностью отключить и передать на нее весь частотный диапазон без изменений.

Основные плюсы:
  • Низкий коэффициент искажений при высокой мощности и одновременно – экономичности и компактных размерах.
  • Возможность использования с сабвуфером, тыловой акустикой, каскадного включения с сабвуферным усилителем
Минусы:
  • Все так же нет входа высокого уровня
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
По сравнению со старым «кирпичом» звук ни разу не хуже, зато меньше просадки (тока «ест» гораздо меньше), нет перегрева в жару, размеры куда меньше.
Перейдем к более «народным» усилителям в машину. Двухканальный Pioneer GM-A5702 построен по аналоговой схеме класса AB, так что при достойных параметрах заметно дешевле премиальных усилителей класса D. Коэффициент нелинейных искажений укладывается в 0,05%, нагрузка на двухомные динамики в двухканальном режиме – до 240 Вт, на четырехомные – до 150.

Как и подобает «двухканальнику», предусмотрена и работа в мостовом режиме на сабвуферный динамик: для этого предусмотрен отключаемый фильтр низких частот, настраиваемый в диапазоне от 40 до 500 Гц. Усиление баса – без плавной настройки, трехпозиционным переключателем, регулировка усиления плавная, а регулятора фазы нет. Проще говоря, перед нами усилитель для достаточно мощных, но все же любительских инсталляций, когда владельцу машины обилие регулировок и не требуется, а вот возможность подключения к силовым выходам «головы» (например, если оставляется штатная магнитола) как раз кстати.

Отметим, что нелинейные искажения минимальны в области средних мощностей – то есть именно там, где в основном и будет использоваться усилитель. На 4-омных динамиках искажения ожидаемо меньше. Бас-бустер работает и в одноканальном, и в двухканальном режиме работы, что тоже в плюс – можно поднять низы на задних «блинах», и не устанавливая сабвуфер, если качество динамиков и прочность полки позволяют. Однако подъем НЧ в двухканальном режиме меньше, чем в одноканальном – до 3 дБ, на сабвуфер же усилитель способен выдать и 12-децибельный буст.

Основные плюсы:
  • Простота подключения и настройки
  • Сбалансированное звучание в обоих режимах
  • Комфортный тепловой режим, у усилителя нет проблем с перегревом
Минусы:
  • Нет регулировки фазы
  • Ступенчатая регулировка подъема НЧ
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вроде простой усилитель, но звучит серьезно, мне понравился. Запас по мощности хороший, даже не особо чувствительные динамики раскачает.
Далее в рейтинге лучших - крайне минималистичный по дизайну усилитель, который не особо поражает мощностью – в двухканальном режиме на широко распространенные динамики 4 ома он отдаст только по 50 Вт на канал. Немного? Но, поверьте, качество звука у него при этом получше многих «голов» с той же заявленной выходной мощностью. Если же Вы хотите подключить двухомные динамики к головному устройству, не поддерживающему работу с таким сопротивлением, то усилитель потребуется в любом случае, и выходная мощность составит уже 75 Вт на канал: не гонясь за рекордами звукового давления и выбрав динамики с хорошей чувствительностью, можно вполне удовлетвориться этим значением. В мостовом режиме усилитель отдает до 150 Вт, динамик при этом можно подключать только на 4 ома.

Подключать усилитель можно и к линейным выходам, и непосредственно к оконечнику магнитолы – входы высокого уровня также предусмотрены. Регулировок, увы, минимум: режим работы фильтра (ФНЧ/ФВЧ/выключен), поднятие низких частот трехпозиционным переключателем, чувствительность. Так что усилитель, как ни крути, в первую очередь рассчитан на нетребовательных к сложности и мощности акустики пользователей, которым не нужны лишние «навороты», возиться с настройками желания нет, а магнитола, вполне вероятно, штатная, без линейных выходов. Зато он довольно недорог, неплохо звучит и легко подключается – так почему бы и нет?

Основные плюсы:
  • Качество звука
  • Простота установки и настройки
Минусы:
  • Невелика мощность
  • Минимум настроек
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Марка известная, звучит хорошо. Подключал к штатке, магнитолу менять не хочу, а линейных выходов нет. Звук гораздо лучше стал, а громкость до упора все равно не выкручиваю, незачем.

Лучшие четырехканальные усилители в машину

Усилитель рассчитан на работу в классе AB при поканальном или мостовом подключении. В первом случае на 4-омную нагрузку он выдает до 160 Вт, во втором – до 310. Двухомную акустику производитель разрешает подключать только в четырехканальном подключении (320 Вт на канал).

Корпус у усилителя простоват внешне, даже нарочито груб. Тем не менее, они имеет отличные характеристики и по уровню искажений, и по разделению каналов. Входных «тюльпанов» - 4 штуки, причем входы разделены на две группы, в каждой из которых все настройки задаются индивидуально – самое то для подключения фронтальной и тыловой акустики на один усилитель. Любая пара каналов может работать и в мостовом подключении – вот Вам и усилитель 2.1 на фронт и сабвуфер. Наличие линейных выходов позволит применить усилитель на все четыре канала, подключив сабвуферный усилитель в каскад.

Для каждой группы каналов (А и B) предусмотрена настройка чувствительности, фильтра сабсоника (0-50 Гц), есть ФВЧ, причем двухрежимный. В одном варианте частота среза регулируется в диапазоне 50-500 Гц, в другом – от 500 Гц до 5 кГц. Точно такие же два режима есть и у ФНЧ, для каждой группы можно по выбору активировать любой из фильтров – это уже пригодится при сборке компонентной акустики, где за средние/высокие частоты будет отвечать один канал усиления, а за низкие – другой.

Основные плюсы:
  • Гибкость режимов работы: четыре канала, 2+1, 2 канала компонентной акустики
  • Низкий уровень искажений
Минусы:
  • Нет регулировки фазы
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший автомобильный усилитель, использую на задние блины и саб, мощности хватает с запасом, настроек много – под себя можно все выкрутить.
Насколько Kicx сер (то есть черен) и невзрачен, настолько же Infinity привлекает взгляд, при этом обходясь без дешевого китча. Конечно, в мощности им не померяться: здесь при поканальном включении 4-омных динамиков доступно не более 70 Вт (причем по замерам реально можно получить и 100 Вт при нормированном КНИ). Зато, если Вам достаточно и этой мощности, а в машину куплена качественная чувствительная акустика, Infinity раскроет достаточно «фишек».

Одна из них – это возможность подключения напрямую к силовым выходам магнитолы, хотя отдельных высокоуровневых входов здесь нет. Берем из комплекта переходники с клеммников на «тюльпаны», вставляем их в линейные входы и просто перещелкиваем Input Level с Lo (линейный вход) на Hi1 или Hi2 (высокоуровневые входы с разной чувствительностью). В Hi2 дополнительно снижается входное сопротивление на случай, если штатное ГУ отказывается работать, «не видя» нагрузку на выходе своего усилителя. Просто и удобно, и отдельное спасибо за наличие в комплекте переходников.

Входные каналы жестко прописаны как фронтальные и тыловые, но на самом деле их набор настроек идентичен – можно раздельно настраивать чувствительность, частоту среза ФВЧ или ФНЧ, выбираемых произвольно. Однако полоса у фильтров фиксированная – от 32 до 320 Гц, то есть такого удобства в работе с компонентной акустикой, как у Kicx, нет. Есть и суммированные выходы для подключения усилителя сабвуфера в каскад.

Еще одна особенность – это дополнительный линейный вход Halosonic, предназначенный для фирменной «хармановской» системы активного шумоподавления: дорожный шум сюда подается в противофазе, и динамики тем самым глушат звуки окружающей среды.

Основные плюсы:
  • Качественное звучание, причем реальный запас мощности даже выше заявленного
  • Поддержка системы активного шумоподавления Harman Halosonic
  • Удобство сопряжения с ГУ без линейных выходов
Минусы:
  • Очень неудобная замена предохранителей (потребуются отвертка и щипцы)
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Звук отпадный, каждый нюанс прорисовывается, чувствуется напор и энергия. Если вложиться в шумку и акустику – усилок себя покажет.
А если «нам бы подешевле и помощнее»? Тогда, махнув рукой со словами «да все равно же MP3 буду слушать», посмотрим в сторону усилителей класса D. GM-D8604 способен отдать до 100 Вт на канал с 4-омным динамиком, способен и на большее (заявленная мощность в этом режиме – 200 Вт), но кривая КНИ к этой отметке резко уходит вверх, и качество звука снижается ощутимо. Для двухомных динамиков порог «слушабельности» - в пределах 150 Вт на канал.

Подключение простое и понятное – разъемы линейных входов расположены по центру, а регуляторы каждой пары разнесены к краям, не перепутаешь. Любая пара каналов может работать в мосту (подключение в формате 2.1), но учтите одну особенность, плохо заметную из-за неразборчивой маркировки: полярность на колодке не чередуется, как обычно (плюс-минус-плюс-минус), а симметрична (плюс-минус-минус-плюс).

Набор регулировок в каждой паре минимален – усиление, выбор режима кроссовера ФВЧ/линейный/ФНЧ), полоса срезания фильтра. Также можно найти переключатель Input Select: в положении 2CH задействована только одна пара линейных входов, и на каждую пару каналов динамик подключается в мост, либо собирается схема 2+1, в режиме 4CH, соответственно, работают все входы. Допускается подключение к линейным входам как к входам высокого уровня, отдельных переключателей режима работы нет.

Основные плюсы:
  • Компактность при неплохой мощности
  • Возможность подключения к ГУ без линейных выходов
Минусы:
  • Резкий рост КНИ в определенных точках кривой может давать о себе знать на пиках громкости
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Усилок маленький – всего с лист А4, но тянет акустику с запасом и не греется. Звук по мне нормальный, не жалуюсь.

Какой усилитель в машину лучше выбрать?

Начнем с его назначения. Если Вам нужен именно усилитель на сабвуфер, то вариантов два – либо одноканальный усилитель, либо двухканальный в мостовом подключении. В чем разница? Двухканальный усилитель универсальнее – его можно будет, сняв сабвуфер, переключить на широкополосную акустику, или, покупая более мощный «саб», подключить в каскад с новым сабвуферным усилителем. Именно поэтому на двухканальных усилителях предусматривается переключение фильтров, позволяющее либо отсекать все средние и высокие частоты, когда усилитель подключен к сабвуферу, либо вырезать НЧ, если он работает с фронтальной акустикой в паре с «сабом», или оставить спектр сигнала неизменным, когда сабвуфера в машине нет, и фронтальная акустика «играет» во всей полосе частот.

Если же Вы хотите добавить мощности и на фронтальную акустику, и на тыловую, то понадобятся уже 4 канала. Причем, подключив два канала в мост, Вы при желании получите усилитель 2.1 на сабвуфер и фронтальную акустику. Отметим, что на компонентной акустике использование отдельных каналов на разных полосах частот также часто практикуется, поэтому четырехканальные усилители, бывает, используют и только на фронтальной или тыловой акустике. Если же подключать и фронт, и тыл, да еще и полос частот в установленной акустике много… В общем, и 8 каналов на автомобильных усилителях никого не удивляют.

Качество звука усилителя во многом определяется классом работы его оконечных каскадов. Самым «чистым» (и то с оговорками) считается столь любимый аудиофилами класс А, но и КПД в нем минимален – а, значит, усилитель будет нагружать аккумулятор и генератор, большую часть израсходованных ватт отдав на разогрев багажника. Поэтому в автомобильной акустике если уж и говорить о «чистом аналоге», то в классе AB – звук у качественных усилителей практически не страдает, а вот КПД уже выше. Что же касается часто называемых «цифровыми» усилителей класса D, то у них КПД доходит до 90%, они компактны, минимально нагружают источники тока, мало нагреваются. Но и добиться хорошего звука от них сложнее и дороже. Поэтому в первую очередь актуальны они для сабвуферов – именно там мощности максимальны, а вот узкая полоса пропускания замаскирует многие огрехи, свойственные классу D. Широкополосные же усилители класса D с хорошим качеством звука на всех частотах пока что гораздо дороже сопоставимых по звучанию «аналоговых».

Естественно, обратите внимание на набор регулировок и входов-выходов: если на штатной магнитоле нет линейных выходов, а менять Вы ее не собираетесь, то однозначно потребуется усилитель с высокоуровневыми входами. Наличие на усилителе «тюльпанов» и на вход, и на выход позволит легко собрать каскадную схему – например, если на сабвуфер нужно отдать большую мощность, а широкополосную акустику только «приподнять», то двухканальный усилитель тыла можно будет подключить к линейным выходам сабвуферного усилителя, а уже его – к линейным выходам «головы». Наличие плавных регулировок частот среза, усиления НЧ и фазы позволит максимально точно подогнать звучание под свой вкус.

Говорить о мощности усилителя нельзя без отрыва от коэффициента искажений и чувствительности акустики. Чувствительные динамики обеспечат ту же громкость при меньшей мощности, подводимой усилителем, по сравнению с «тупыми». Поскольку с ростом мощности на выходе у усилителей неизбежно растут и искажения, звук в результате на менее чувствительных динамиках с тем же усилителем будет хуже. Чтобы сохранить качество, придется уже применить более мощный усилитель, который будет работать на более комфортном для уха участке кривой КНИ. Так что лучше купить более чувствительные динамики и усилитель попроще, чем пытаться «раскачать» низкочувствительные лишними ваттами.

И последнее, не по значению, а только по порядку. Никаких пластиковых «ушек» крепления, особенно на тяжелых усилителях большой мощности: сколько бы их ни попадалось автору установленными в клиентских машинах или принесенными в ремонт, у всех были трещины или вовсе отломанные крепления. Такой усилитель рано или поздно отправится «гулять» по багажнику, особенно зимой, когда пластик становится хрупким.

Удачной покупки!