9 лучших мотособак (мотобуксировщиков)

А вместо лайки пламенный мотор

Если вы охотник, рыбак, работник лесного хозяйства или просто любитель путешествовать, то вы точно мечтали о том, что было бы неплохо добраться до места назначения быстрее, а поклажу кто-либо за вами тащил. Народы Севера давно приспособили для этих целей собак. Но идея использовать вместо собак мотор всегда тревожила ум человека. Так родились мотобуксировщики, или мотособаки. Несомненно, существуют более комфортные и скоростные снегоходы и вездеходы, но в отличие от них мотособаки намного дешевле, более универсальные, маневренные, неприхотливые в эксплуатации, обладают значительно меньшим весом и размерами, при этом груз могут тащить немалый. Простота конструкции обуславливает надежность и долговечность мотособак даже в суровых метеоусловиях. Лучшие мотобуксировщики, представленные на российском рынке в 2020 году — в нашем рейтинге, составленном с учетом мнений экспертов и отзывов владельцев.

Родина мотобуксировщиков, как и снегоходов современной компоновки – это Канада, где большие пространства и весьма близкий к нашему климат невольно способствовали механизации зимнего передвижения. Однако, если современные снегоходы и по сложности, и по комфорту далеко шагнули вперед, то мотобуксировщики так и остаются очень простыми конструктивно, зато и дешевыми аппаратами.

Еще первые модели, вышедшие за рамки полной кустарщины (Hus Ski Snow Traveller, Bolens Hus Ski) заложили использующуюся до сих пор компоновку: простой бензиновый двигатель от генератора, центробежное сцепление и широкая гусеница. Кстати, и корни термина «мотособака» оттуда же: само название Hus Ski отсылает одновременно и к лыжной езде, и к известной породе собак. В нашей же стране мотобуксировщики долгое время строились лишь гаражными мастерами по чертежам из «Моделиста-Конструктора», но сейчас на рынке хватает и заводских моделей. Правда, зачастую эти «заводы» - чуть подросшие цеха тех же кустарей, зато максимальная унификация с доступными комплектующими здесь только в плюс: двигатель – обычно очередной клон классической Honda GX, множество запчастей – от старого доброго «Бурана» и так далее.

Огромный плюс мотособак даже не в их дешевизне или отсутствии необходимости в правах (с точки зрения закона они – те же мотоблоки). Главное – это низкое удельное давление на грунт и практически поголовное использование катковой подвески вместо склизов: хороший мотобуксировщик может работать не только зимой в качестве эрзац-снегохода, но и все остальное время служить болотоходом, спокойно преодолевать песок и глину. Так что охотнику или рыбаку компактный движитель-«проходимец», умещающийся в багажнике, пригодится всегда.

Рейтинг лучших мотобуксировщиков

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие мотособаки с вариатором 1 Бурлак-М2 9.9 / 10 83 900
2 Baltmotors Snowdog Standard 9.8 / 10 109 900
3 Барс Следопыт DS 9.7 / 10 79 300
4 Юкон 500 Лонг 9.6 / 10 83 000
5 Стем Север Эксперт 500 9.5 / 10 78 000
6 Норка 500 F 9.4 / 10 79 000
Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении 1 БТС Малек 380 9.5 / 10 50 000
2 Мухтар 7 9.2 / 10 59 900
3 Альбатрос-М 9.0 / 10 49 500

Лучшие мотособаки с вариатором

Бурлак-М2

83 900 (9 л.с., передний привод, короткая база, электрозапуск)
Открывает наш рейтинг лучших мотобуксировщиков модель Бурлак-М2. Если что-то в нашей стране имеет гусеницу и предназначено на ней ползать по снегу, то хотя бы какие-то запчасти от рыбинских снегоходов в нем точно будут. Ну, а «Бурлаки-М2» (обновление линейки «Бурлак-М») и вовсе целиком и полностью делаются в этом городе (и, честно говоря, буквально неподалеку от автора статьи) – нетрудно догадаться уже по названию, как-никак именно Рыбинск в свое время называли «столицей бурлаков».

К чести производителя, вариантов исполнения в этой линейке хватает, причем тут он действительно «впереди планеты всей»: можно выбрать не только длину базы и тип подвески (катки, склизы, пневмоколеса – они устанавливаются на унифицированную платформу, и уже купленная мотособака может легко переоборудоваться, например, на склизы зимой и «пневматику» летом), но и тип привода – передний или задний. Двигатели – «лифановские», от 9 до 15 л.с., и с такими моторами буксировщики могут таскать даже сцепку из двух саней с суммарной массой до 250 кг. Вариаторы – «Итлан Каюр», проще говоря – модернизированные для корректной работы с низкооборотными «мотособачьими» двигателями «Сафари».

Добавляем к этому дополнительное оборудование: колесные модули (как для переднеприводных, так и для заднеприводных моделей), лыжные модули, снегоуборочные отвалы. Для всех моделей можно выбрать исполнение двигателя с электрозапуском и только ручным стартером, причем «электрифицированные» моторы идут с силовой обмоткой на 12 В, которая, помимо зарядки аккумулятора, сможет и запитать фару. Также в числе опций есть и реверс-редуктор.

Итак, что мы имеем на выходе? Отличную возможность подобрать исполнение «под себя», причем по вполне разумным ценам, и с наличием запчастей. Многие из них взяты… ах да, мы с этого и начали – их нетрудно найти, да и на официальном сайте производитель не забыл разместить раздел «запчасти» на тот случай, если Вам понадобится что-то из неунифицированного ряда.

Основные плюсы:
  • Выбор исполнений и двигателей на любой вкус
  • Наличие дополнительного оснащения в большем количестве, чем у других марок
  • Простота обслуживания и ремонта
Минусы:
  • Дилерской сети нет как таковой: мотособаку или «допы» к ней за границами Рыбинска придется заказывать транспортной компанией – что, однако, типично для большинства производителей мотособак
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Сделано крепко, конструкция без замудрений и лишнего количества «оригинальных» запчастей – почти все от «Бурана» плюс стандартный китайский мотор, с ремонтом проблем нет.

Baltmotors Snowdog Standard

109 900 (двигатель Zongshen GB420, 15 л.с.)
Линейка Snowdog у небезызвестного «Балтмоторса» сейчас включает в себя уже три серии с двухлетней гарантией (начиная с 2019 года выпуска). Причем тут уже явно заметна заявка на некоторую «премиальность» - если самые доступные мотособаки, отнесенные производителем к «классической» серии, комплектуются моторами либо Zongshen, либо Briggs&Stratton, то в «спортивной» серии никакой «китайщины» - либо B&S, либо Yamaha. И, наконец, есть «ультранизкая» серия, основанная на тех же агрегатах, что и «классика».

В рейтинг лучших мотобуксировщиков мы, как наиболее интересную по соотношению цены, качества и функциональности, возьмем именно «классическую» серию, а конкретно в ней – мотособаки Standard, отличающиеся от Compact увеличенной базой, большим багажником (76 л против 51), улучшенной проходимостью и опциональной установкой «бурановских» реверс-редукторов. Моторы, как у же указано выше, здесь на выбор либо 15-сильный Zongshen GB420 (крутящий момент в 27,5 Н*м, чугунная гильза, карбюратор с праймером), либо 13-сильный Briggs&Stratton XR2100, который ценой меньшей максимальной мощности развивает даже чуть больший крутящий момент на более низких оборотах. Вариатор в любом случае – «Сафари». Электростартер и светодиодная фара установлены в «базе». Подвеска штатно используется катковая, как дополнительное оснащение предлагаются комплекты склизовой. Нагрузка на мотобуксировщик – до 50 килограммов, на сани – до 200: вполне серьезный аппарат по меркам своего класса.

Мотобуксировщики собраны на стальной раме, сверху полностью прикрыты пластиковым кожухом, хорошо защищающим вариатор, но не мешающим охлаждению двигателя. Управление привычное, однако стоит порадоваться тому, что рычаг воздушной заслонки находится на руле – запускать и прогревать мотор куда удобнее, чем на моделях, где «подсос» надо нащупывать на корпусе воздушного фильтра.

На руле же расположена и 12-вольтовая розетка для дополнительного оборудования, рассчитанная на нагрузку до 1,6 А - вроде немного, но подзарядить навигатор или рацию хватит. Учтите, что запитана розетка через переключатель на руле: в одном его положении запитана только фара, во втором – фара и розетка, так что не нужно искать «пропавшее» электричество, не прочитав инструкцию.

Реверс-редуктор, если он установлен на мотособаке, также управляется с руля – в общем, в плане эргономики мы можем поставить твердую «пятерку». Конечно, посетуем, что тормозит буксировщик простеньким механическим суппортом, но вспомним о цене и не особых его скоростных возможностях (все-таки это не снегоход), и сильно брюзжать не будем.

Основные плюсы:
  • Тяговитые моторы
  • Распространенные и хорошо изученные вариаторы
  • Опциональный реверс
  • Удобное управление
  • Неплохая грузоподъемность
Минусы:
  • Не совсем удобное обслуживание двигателя (что в принципе для мотособак характерно, на самом деле)
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал с китайским мотором (по виду – копия «Бриггса»). Заводится хорошо, работает ровно – проблем за зимний сезон ни разу не было.

Барс Следопыт DS

79 300 (модификация RV 13 DS, двигатель 13 л.с., без электростартера)

Здесь уже виден серьезный подход производителя: практически как в автосалоне Вы можете выбрать и объем двигателя, и дополнительные опции по потребностям и бюджету.

«Базовая комплектация», если продолжать автомобильные аналогии – это мотособака с 9-сильным китайским мотором, в «максималке» же здесь уже стоит 15-сильная «Хонда». Во всех вариантах мотобуксировщика применен вариатор «Сафари», возможна установка электростартера. Подвеска гусеницы тоже на выбор – хоть катки, хоть склизы.

В гусенице, пожалуй, один из главных плюсов «Следопыта». Она не только широкая (500 мм), но еще и имеет очень серьезные снегозацепы. Поэтому и с самым маломощным двигателем мотособака проявляет качества хорошего «проходимца», ну а с наиболее мощным мотором действительно способна заменить и утилитарный снегоход, если Вы, конечно, не купили путевку на кабана-секача.

Основные плюсы:
  • Широкий выбор моторов
  • Возможность установки лыжного модуля
  • Отличная проходимость
Минусы:
  • Не самая удобная компоновка
  • Подвеска невзаимозаменяема между собой
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотособака по глубокому снегу идет очень хорошо, мотор не перегревается даже с двумя волокушами. Мотор хоть и «Хонда», но к бензину совсем неприхотлив.

Юкон 500 Лонг

83 000 (модификация с двигателем Lifan 15 л.с.)

B эта мотособака производится не где-нибудь, а на родине отечественных снегоходов, в городе Рыбинске Ярославской области. Подобные конструкции в здешних краях популярны давно (сказывается соседство с огромными площадями Рыбинского водохранилища), так что начать малосерийный выпуск мотособак здесь были просто обязаны.

Модель 500 Лонг – это, пожалуй, самый мощный мотобуксировщик на отечественном рынке: она может по желанию заказчика комплектоваться 18,5-сильным мотором Lifan с рабочим объемом 470 см3 и оснащается (ну, в данном случае – кто бы сомневался) вариатором от «Бурана», с 1971 года собирающегося в том же самом городе. Вообще же сейчас на «Юконы» предлагаются моторы, начиная от 15 л.с. – выбирайте по потребностям, как говорится. А не так давно производитель на своей странице «засветил» и 20-сильный двигатель, так что кто его знает…

В итоге вышел тяжелый и весьма тяговитый мотобуксировщик, прекрасно реализующий возможности широкой и длинной гусеницы (500*2828 мм).

Основные плюсы:
  • Мотор с хорошим запасом крутящего момента
  • Широкая унификация с «Бураном»
Минусы:
  • Малые объемы производства
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Очень серьезный запас тяги, хотя сама мотособака и тяжеловата. По плотному снегу прет что угодно, на рыхлом склонна зарываться носом – центр тяжести смещен вперед.

Стем Север Эксперт 500

78 000 (мотор GX420W, без электростартера)
Продолжает наш рейтинг очередной мотобуксировщик из Ярославской области, но на этот раз из самого Ярославля – точнее, очередная линейка мотобуксировщиков, поскольку вариантов исполнения «Стем Север Эксперт 500» в каталоге производителя сейчас насчитывается пять штук (еще два варианта с 17-сильным мотором, увы, больше не доступны). Простые и достаточно кондовые по конструкции в полной симметрии со внешним видом мотособаки сейчас предлагаются с двумя моторами: 13-сильным GX390W и 15-сильным GX420W. Эти моторы – китайского производства без указания оригинального производителя, ребрендированные под Stem Techno и, по сути, конструктивно аналогичные популярным на мотособаках «Зонгшненам» и «Лифанам». Вариаторы – «Сафари», подвеска – катковая, так что в целом конструкция этих мотособак неожиданностей не принесет.

Длина мотособаки также может варьироваться – вариант «Компакт» выпускается с обоими доступными двигателями, но только при отсутствии электрозапуска – со стартером производитель предлагает только «полноразмерные» версии. Причем вариант с электростартером и светодиодной фарой получается прилично дороже – на уровне того же «Балтмоторса», у которого серьезное преимущество в удобстве управления.

Действительно, вот уж что трудно похвалить, так это органы управления у «Эксперта». Справа на руле есть только курок газа, а на левой стойке его в более старых модификациях был закреплен пульт, на котором поселились замок зажигания и выключатель фары (при ее наличии) – на более свежих мотобуксировщиках пульт таки переехал на саму трубу руля, но, конечно, «Балтмоторс» по эргономике впереди далеко не на одну голову. Добавим к этому то, что не только реверс-редуктор, но и дисковый тормоз производитель предлагает только как дополнительное оснащение, требующее установки после покупки (а не входящее в какую-нибудь готовую комплектацию или «с базы») – и в итоге это очевидным образом повлияет на баллы рейтинга.

Основные плюсы:
  • «Классическая», по сути, конструкция с моторами хорошо известного типа
  • Хорошая грузоподъемность
Минусы:
  • Чрезмерная доплата за наличие электростартера и фары – под 30 тысяч, вы сейчас серьезно?
  • Эргономика органов управления уровня самоделки
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Собак как собак, доводилось и самому когда-то собирать – конструкция можно сказать отлаженная, если что сломается – всегда можно исправить.

Норка 500 F

79 000 (мотор 9 л.с., катковая подвеска)

500-миллиметровая гусеница плюс 9-сильный мотор Zongshen – это весьма неплохое сочетание, особенно с учетом того, что связаны они через вариатор «Сафари» от всем известного «Бурана». Без груза мотособака способна быстро довезти до назначения, не спасовав затем и с загруженной волокушей.

Простой кожух, закрывающий вариатор от снега, снабжен карманами «быстрого доступа» - для обслуживания или мелкого ремонта его можно и не снимать. В общей сложности перед нами достойный «проходимец» по вменяемой цене. Доступна и модификация со склизовой подвеской, что для мотособак нетипично – однако, если часто приходится ездить по слусу (снежно-водной каше), это решение будет более подходящим, так как в отличие от забивающихся слусом катков склизы в таких условиях как раз работают идеально. Однако склизы устанавливаются только с более мощными двигателями, 14-сильным Zongshen и «заказным» 13-сильным от Honda.

Основные плюсы:
  • Проходимость
  • Тяговитый мотор, хорошо сочетающийся с настройками вариатора
Минусы:
  • Мягкий кожух – не лучшая защита для ремня вариатора
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Шустрая хорошая мотособака, на ней иногда и просто для удовольствия можно погонять. Ну а уж за рыбой на водохранилище – самое то!

Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении

БТС Малек 380

50 000

Мотобуксировщик «Малек» действительно оправдывает название: в сложенном состоянии он предельно компактен, да и в «боевом» невелик. Конструкция здесь проще не придумаешь: к 6,5-сильному мотору Lifan, имеющему центробежное сцепление и встроенный понижающий редуктор, присоединен дополнительный понижающий цепной редуктор, приводящий в движение гусеницу. И, собственно, все. Максимум шика здесь – это светодиодная фара и электростартер на некоторых модификациях.

Однако простота – это одновременно и плюс: ломаться здесь практически нечему, а в случае поломки он разбирается быстрее велосипеда. И при этом он вполне способен утянуть за собой до центнера груза, еще четверть забрав на платформу.

Осталось добавить, что производится Малек все в том же Рыбинске.

Основные плюсы:
  • Крайняя простота обслуживания за исключением разве что смены масла
  • Проверенный двигатель Lifan
Минусы:
  • Сливная пробка расположена очень неудобно (мотор изначально никто не рассчитывал на такую установку)
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Движок хороший, стартует в мороз уверенно. Тянет хорошо, расход горючего вменяемый. Из обслуги только приводную цепь пока подтягивал.

Мухтар 7

59 900
Похоже, с рынком мотобуксировщиков у «Ирбиса» не заладилось – от изначально представленной компанией гаммы мотособак с мощностью до 15 л.с. в актуальном каталоге осталась только одна семисильная модель с приставкой «мини». Самый «младший» из «Мухтаров», а ныне единственный — это достаточно простой мотобуксировщик с двигателем Lifan объемом 212 кубических сантиметров, установленным на открытой раме. Вариатора нет, цепной привод идет на гусеницу через сблокированный с двигателем редуктор с центробежным сцеплением.

Сама конструкция мотособаки – модульная: к переднему узлу крепления (на котором установлено водительское седло) монтируется рулевая колонка с «лыжей-корытом», которая может заменяться на колесный модуль. Можно эту сцепку снять вовсе, подцепив сзади на фаркоп более привычные для мотособак сани (в которые компактный буксировщик полностью уберется при транспортировке). Цепь привода гусеницы – открытая, типоразмера 428, натягиваемая выступающим вверх болтом, регулирующим положение башмака. Небольшой багажник в задней части рамы мотобуксировщика рассчитан на нагрузку до 20 кг, в санях можно перевозить до 150 кг. Подвеска – подпружиненная, катковая.

Управление ожидаемо простое: на руле можно найти только рычаг газа с винтом регулировки максимального открытия дросселя. Воздушную заслонку придется открывать и закрывать на самом воздушном фильтре, даже выключатель зажигания установили на двигателе (что, кстати, не совсем безопасно – пускай мотособака и разгоняется не больее чем до 25 км/ч, но, «потеряв» ездока, она и дальше сможет уползти спокойно, чеки или «киллсвитча» на руле нет). Стартер, что неудивительно, только ручной.

В целом, конечно, это была бы весьма интересная модель в своем сегменте «компактов» без вариатора, но все-таки ее подводит цена (что, похоже, и испортило «Ирбису» все планы): тут уже можно добавить некоторую сумму и рассчитывать на более мощный и тяговитый мотобуксировщик, имеющий вариатор, пускай и тоже без электростартера. Тем более что реализовать «модульность» этой модели получится только при докупании колесного модуля, что задерет цену еще выше – так что логично обсуждать его именно в состоянии «из коробки», а тут его цена оказывается действительно завышенной.

Основные плюсы:
  • Компактность
  • Хороший (по меркам «китайцев») мотор
  • Возможность установки переднего модуля (лыжного или колесного)
Минусы:
  • Высокая цена для «компакта» с бедной базовой комплектацией
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тянет мотособака для своего объема неплохо, чувствуется наличие понижающего редуктора перед цепью. Но, конечно, скорость по сравнению с вариаторными скучная.

Но есть вещи и поменьше «Малька» - самый компактный мотобуксировщик от кировских мастеров за счет отказа от грузовой платформы и бугелей вокруг нее весит всего лишь 50 кг в сборе. Он предназначен для одиночных поездок с небольшими грузами, но может и комплектоваться лыжным рулем, превращаясь в мототолкач, если Вас интересуют подобные развлечения.

Мотор же здесь абсолютно тот же самый – 6,5-сильный Lifan, так что лишний раз писать о нем просто нечего. Однако в утилитарности «Альбатрос» настолько проигрывает остальным моделям этого класса, что рассматривать его иначе как развлекательную технику при всем желании трудно – а просят за него ничуть не меньше прочих.

Основные плюсы:
  • Предельная компактность – платформа немногим больше самого мотора
  • Возможность сборки в формате мототолкача и мототягача
Минусы:
  • Умеренная проходимость и грузоподъемность
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший компактный мотобуксировщик, зимой езжу на рыбалку – много все равно не ловлю, так что банка спокойно умещается в санях под ногами. Зато в багажник просто влетает, и разгрузить в одиночку можно без проблем.

Какой мотобуксировщик лучше выбрать?

По большому счету, все представленные в продаже модели – это вариации на одну тему, в такой компоновке придумать что-то необычное сложно. Поэтому решая, какой мотобуксировщик лучше купить - отталкивайтесь в основном от особенностей конструкции:

  • Мощность двигателя для мотобуксировщика лишней не будет. Если простые модели на 6-7 лошадиных сил невольно заставляют рождаться в уме фразу «три часа скуки – и мы на рыбалке», то более мощные не просто быстрее, но и часто используются совсем не по изначальному назначению: как толкач для лыжников, как мини-снегоход, да и вообще человек способен приспособить к развлекательной езде практически все. Из производителей моторов однозначные фавориты – это Lifan и Zongshen (они же, собственно, и лидеры по выпуску моторов такого плана в Китае в целом). Honda же обойдется дороже, не так уж значительно и превосходя по ресурсу собственные клоны из Китая.
  • Вариантов трансмиссии немного: на маломощных недорогих моделях это обычное центробежное сцепление (иногда называемое продавцами «автоматическая коробка», но это далеко не одно и то же), но гораздо практичнее модели вариаторные, особенно с уже хорошо известными по снегоходам вариаторами «Сафари». Не теряя в тяговитости (а зачастую и выигрывая в ней из-за возможности использования цепного редуктора с большим передаточным числом), такие мотособаки получают плюс к крейсерской скорости, а самое главное – не жгут сцепление при езде внатяг.
  • Подвеска гусеницы с точки универсальности лучше катковая, склизы все же «заточены» под рыхлый или мокрый снег, служащий им смазкой. Только если Вам часто приходится ездить именно в таких условиях, стоит задуматься о мотособаке на склизах – но и ездить на ней в любой другой сезон уже не получится. Идеальна в этом плане конструкция «Мухтар 15», где подвеску можно в три счета пересобрать под текущие нужды.
  • Какой ширины должна быть гусеница? На самом деле – такой, какой ее легко будет впоследствии купить. Не забывайте и о нагрузке, определяющей «зацепистость»: легкой маломощной мотособаке широкая «пятисотка» не даст реальных плюсов при езде зимой, а вот в «болотоходном» варианте будет как раз незаменима именно из-за минимального давления на грунт.
  • Передний или задний привод гусеницы? Опять-таки, это зависит от того, как мотособака будет эксплуатироваться: переднеприводные натягивают верхнюю ветвь гусеницы, оставляя нижнюю (рабочую) расслабленной, и на неровностях она изнашивается значительно меньше, а зацеп лучше (не зря этот вариант называют «танковым»). На рыхлом же снеге удобнее задний привод – прогибаться рабочей части гусеницы тут не надо, и мотор, натягивая именно ее, обеспечивает лучшую проходимость без склонности к закапыванию.

Важно то, что мотособака действительно отличный помощник почитателей охоты, рыбалки, экстрим-туризма и просто активных людей. Ну что же, удачных покупок!

Комментарии