11 лучших мотособак (мотобуксировщиков)

А вместо лайки пламенный мотор

Если вы охотник, рыбак, работник лесного хозяйства или просто любитель путешествовать, то вы точно мечтали о том, что было бы неплохо добраться до места назначения быстрее, а поклажу кто-либо за вами тащил. Народы Севера давно приспособили для этих целей собак. Но идея использовать вместо собак мотор всегда тревожила ум человека. Так родились мотобуксировщики, или мотособаки. Несомненно, существуют более комфортные и скоростные снегоходы и вездеходы, но в отличие от них мотособаки намного дешевле, более универсальные, маневренные, неприхотливые в эксплуатации, обладают значительно меньшим весом и размерами, при этом груз могут тащить немалый. Простота конструкции обуславливает надежность и долговечность мотособак даже в суровых метеоусловиях. Лучшие мотобуксировщики, представленные на российском рынке в 2022 году — в нашем рейтинге, составленном с учетом мнений экспертов и отзывов владельцев.

Родина мотобуксировщиков, как и снегоходов современной компоновки – это Канада, где большие пространства и весьма близкий к нашему климат невольно способствовали механизации зимнего передвижения. Однако, если современные снегоходы и по сложности, и по комфорту далеко шагнули вперед, то мотобуксировщики так и остаются очень простыми конструктивно, зато и дешевыми аппаратами.

Еще первые модели, вышедшие за рамки полной кустарщины (Hus Ski Snow Traveller, Bolens Hus Ski) заложили использующуюся до сих пор компоновку: простой бензиновый двигатель от генератора, центробежное сцепление и широкая гусеница. Кстати, и корни термина «мотособака» оттуда же: само название Hus Ski отсылает одновременно и к лыжной езде, и к известной породе собак. В нашей же стране мотобуксировщики долгое время строились лишь гаражными мастерами по чертежам из «Моделиста-Конструктора», но сейчас на рынке хватает и заводских моделей. Правда, зачастую эти «заводы» - чуть подросшие цеха тех же кустарей, зато максимальная унификация с доступными комплектующими здесь только в плюс: двигатель – обычно очередной клон классической Honda GX, множество запчастей – от старого доброго «Бурана» и так далее.

Огромный плюс мотособак даже не в их дешевизне или отсутствии необходимости в правах (с точки зрения закона они – те же мотоблоки). Главное – это низкое удельное давление на грунт и практически поголовное использование катковой подвески вместо склизов: хороший мотобуксировщик может работать не только зимой в качестве эрзац-снегохода, но и все остальное время служить болотоходом, спокойно преодолевать песок и глину. Так что охотнику или рыбаку компактный движитель-«проходимец», умещающийся в багажнике, пригодится всегда.

Рейтинг лучших мотобуксировщиков

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие мотособаки с вариатором 1 Бурлак-М2 9.9 / 10 96 640
2 Baltmotors Snowdog Utility 9.8 / 10 149 900
3 Барс Следопыт DS 9.7 / 10 79 300
4 Койра Т-15ЕR PRO 9.7 / 10 152 500
5 Стем Север Эксперт 500 9.5 / 10 91 000
6 Норка 500 Standart 9.4 / 10 91 900
7 Sharmax S500 1450 HP20 Enduro 9.3 / 10 116 900
Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении 1 БТС Малек 380 9.5 / 10 65 000
2 Мухтар 7 9.2 / 10 64 900
3 Альбатрос-М 9.0 / 10 59 500
4 Конек-Горбунок 8.8 / 10 48 600

Лучшие мотособаки с вариатором

Бурлак-М2

96 640 (модификация FK, мотор 9 л.с. без электростартера, короткая база, катки, передний привод)

Открывает наш рейтинг лучших мотобуксировщиков модель Бурлак-М2. Если что-то в нашей стране имеет гусеницу и предназначено на ней ползать по снегу, то хотя бы какие-то запчасти от рыбинских снегоходов в нем точно будут. Ну, а «Бурлаки-М2» (обновление линейки «Бурлак-М») и вовсе целиком и полностью делаются в этом городе (и, честно говоря, буквально неподалеку от автора статьи) – нетрудно догадаться уже по названию, как-никак именно Рыбинск в свое время называли «столицей бурлаков».

К чести производителя, вариантов исполнения в этой линейке хватает, причем тут он действительно «впереди планеты всей»: можно выбрать не только длину базы и тип подвески (катки, склизы, пневмоколеса – они устанавливаются на унифицированную платформу, и уже купленная мотособака может легко переоборудоваться, например, на склизы зимой и «пневматику» летом), но и тип привода – передний или задний. Двигатели – «лифановские», от 9 до 15 л.с., и с такими моторами буксировщики могут таскать даже сцепку из двух саней с суммарной массой до 250 кг. Вариаторы – «Итлан Каюр», проще говоря – модернизированные для корректной работы с низкооборотными «мотособачьими» двигателями «Сафари».

Добавляем к этому дополнительное оборудование: колесные модули (как для переднеприводных, так и для заднеприводных моделей), лыжные модули, снегоуборочные отвалы. Для всех моделей можно выбрать исполнение двигателя с электрозапуском и только ручным стартером, причем «электрифицированные» моторы идут с силовой обмоткой на 12 В, которая, помимо зарядки аккумулятора, сможет и запитать фару. Также в числе опций есть и реверс-редуктор.

Итак, что мы имеем на выходе? Отличную возможность подобрать исполнение «под себя», причем по вполне разумным ценам, и с наличием запчастей. Многие из них взяты… ах да, мы с этого и начали – их нетрудно найти, да и на официальном сайте производитель не забыл разместить раздел «запчасти» на тот случай, если Вам понадобится что-то из неунифицированного ряда.

Основные плюсы:
  • Выбор исполнений и двигателей на любой вкус
  • Наличие дополнительного оснащения в большем количестве, чем у других марок
  • Простота обслуживания и ремонта
Минусы:
  • Дилерской сети нет как таковой: мотособаку или «допы» к ней за границами Рыбинска придется заказывать транспортной компанией – что, однако, типично для большинства производителей мотособак
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Сделано крепко, конструкция без замудрений и лишнего количества «оригинальных» запчастей – почти все от «Бурана» плюс стандартный китайский мотор, с ремонтом проблем нет.

Baltmotors Snowdog Utility

149 900 (мотор Zongshen 18 л.с., реверс)

С момента публикации прошлой редакции нашего рейтинга лучших мотобуксировщиков в гамме мотособак «Балтмоторс» произошли некоторые изменени, так что мы неизбежно обновляем наш топ. «Базовую» линейку мотособак Standard, которая и представляла компанию в нашем рейтинге ранее, сняли с выпуска – теперь «базовой» придется считать линейку Utility.

Эти мотособаки выпускаются в двух вариантах – либо с 18-сильным мотором Zongshen GB460, либо с 13,5-сильным двигателем Briggs & Stratton XR2100, за который, между прочим, придется отдать сразу на 10 тысяч рублей больше. При этом «китаец» и мощнее, и тяговитее – и, особо отметим, обладает вполне приличной надежностью, так что на фоне «американца» выигрывает не только ценой. К тому же именно комплектация с китайским двигателем получила заодно и приборную панель с указателями уровня топлива, оборотов двигателя, наработки в моточасах, «контрольками» включенной фары и критического уровня масла.

В 2021 году мотособаки были обновлены – теперь они оснащаются штатно подогревом ручек руля (да и сам руль изменен по форме и стал удобнее), защитой рук, увеличенным багажником. Подвеска – катковая, но с возможностью переделки на склизовую (комплект переделки стоит в фирменном интернет-магазине в районе 6 тысяч без скидок). Реверс-редуктор – от «Бурана», с управлением на руле.

Вес у мотособаки приличный: полтора центнера «с копейками», так что наличие штатных точек для вкручивания рымов при транспортировке не будет лишним. 500-миллиметровая гусеница обеспечивает хорошую проходимость, чему помогает и грамотно выбранный угол атаки. Максимальная нагрузка на багажник мотособаки по паспорту не должна превышать 50 кг, в санях – 200 кг.

Тормоз – дисковый в обоих комплектациях, эффективный и цепкий. Привод – только передний, оба мотора оснащаются электростартерами.

Основные плюсы:
  • Удобное управление реверсом
  • Тяговитые двигатели
  • Богатая штатная комплектация
Минусы:
  • Малый выбор двигателей
  • Только один вариант привода и длины
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Комфортная и надежная «собака». Груза тянет и побольше паспортного, не напрягаясь по ощущениям.

Барс Следопыт DS

79 300 (модификация RV 13 DS, двигатель 13 л.с., без электростартера)

Здесь уже виден серьезный подход производителя: практически как в автосалоне Вы можете выбрать и объем двигателя, и дополнительные опции по потребностям и бюджету.

«Базовая комплектация», если продолжать автомобильные аналогии – это мотособака с 9-сильным китайским мотором, в «максималке» же здесь уже стоит 15-сильная «Хонда». Во всех вариантах мотобуксировщика применен вариатор «Сафари», возможна установка электростартера. Подвеска гусеницы тоже на выбор – хоть катки, хоть склизы.

В гусенице, пожалуй, один из главных плюсов «Следопыта». Она не только широкая (500 мм), но еще и имеет очень серьезные снегозацепы. Поэтому и с самым маломощным двигателем мотособака проявляет качества хорошего «проходимца», ну а с наиболее мощным мотором действительно способна заменить и утилитарный снегоход, если Вы, конечно, не купили путевку на кабана-секача.

Основные плюсы:
  • Широкий выбор моторов
  • Возможность установки лыжного модуля
  • Отличная проходимость
Минусы:
  • Не самая удобная компоновка
  • Подвеска невзаимозаменяема между собой
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотособака по глубокому снегу идет очень хорошо, мотор не перегревается даже с двумя волокушами. Мотор хоть и «Хонда», но к бензину совсем неприхотлив.

Койра Т-15ЕR PRO

152 500 (Lifan 15 л.с., реверс, электростартер)

Уж где-где, а в Архангельске-то точно должны были начать собирать мотособаки, причем весьма интересной конструкции – двухгусеничные, да еще с возможностью комплектации «болотным» понижающим редуктором и хорошим выбором двигателей. Неудивительно, что еще в 2015 году фирма получила премию «Лучший товар года» именно в категории мотобуксировщиков.

Выбранная нами для рейтинга лучших мотособак модель оснащается «лифановским» или «зонгшеновским» 15-сильным мотором и двумя 220-милиметровыми гусеницами длиной 2828 мм каждая. Высота грунтозацепов у них – 21 мм, и в результате мы получаем технику с хорошей проходимостью и возможностью буксировки груза до 650 кг, плюс до 90 килограммов нагрузки допускается на сам мотобуксировщик. Более того – как опция предлагается съемный модуль повышения проходимости, представляющий собой еще одну гусеницу, которая связывается с отдельной приводной звездочкой на валу ведущих барабанов. Вместо жестких катков в подвеске применены пневмоколеса, повышающие комфорт при езде. И не будем забывать, что езде всесезонной – конструкция мотобуксировщиков «заточена» под эксплуатацию круглый год, а не только в снежный сезон.

Конечно, у всего есть и обратная сторона: мотобуксировщик вышел тяжелым (140 кг) и более сложным в ремонте и эксплуатации, чем его одногусеничные конкуренты. Но, если Вас интересует мощный и проходимый всесезонный аппарат – то именно в Архангельске знают, как на это ответить.

Основные плюсы:
  • Выбор моторов и комплектаций
  • Высокая проходимость, дополнительно увеличиваемая установкой модуля СМПП
  • Круглогодичная эксплуатация
Минусы:
  • Сложность конструкции
  • Высокая цена
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Прет по любому снегу и даже без снега – гусеницы всесезонные, подвеска на пневматиках.

Стем Север Эксперт 500

91 000 (15 л.с., без электростартера)

Продолжает наш рейтинг очередной мотобуксировщик из Ярославской области, но на этот раз из самого Ярославля – точнее, очередная линейка мотобуксировщиков, поскольку вариантов исполнения «Стем Север Эксперт 500» в каталоге производителя сейчас насчитывается пять штук (еще два варианта с 17-сильным мотором, увы, больше не доступны). Простые и достаточно кондовые по конструкции в полной симметрии со внешним видом мотособаки сейчас предлагаются с двумя моторами: 13-сильным GX390W и 15-сильным GX420W. Эти моторы – китайского производства без указания оригинального производителя, ребрендированные под Stem Techno и, по сути, конструктивно аналогичные популярным на мотособаках «Зонгшненам» и «Лифанам». Вариаторы – «Сафари», подвеска – катковая, так что в целом конструкция этих мотособак неожиданностей не принесет.

Длина мотособаки также может варьироваться – вариант «Компакт» выпускается с обоими доступными двигателями, но только при отсутствии электрозапуска – со стартером производитель предлагает только «полноразмерные» версии. Причем вариант с электростартером и светодиодной фарой получается прилично дороже – на уровне того же «Балтмоторса», у которого серьезное преимущество в удобстве управления.

Действительно, вот уж что трудно похвалить, так это органы управления у «Эксперта». Справа на руле есть только курок газа, а на левой стойке его в более старых модификациях был закреплен пульт, на котором поселились замок зажигания и выключатель фары (при ее наличии) – на более свежих мотобуксировщиках пульт таки переехал на саму трубу руля, но, конечно, «Балтмоторс» по эргономике впереди далеко не на одну голову. Добавим к этому то, что не только реверс-редуктор, но и дисковый тормоз производитель предлагает только как дополнительное оснащение, требующее установки после покупки (а не входящее в какую-нибудь готовую комплектацию или «с базы») – и в итоге это очевидным образом повлияет на баллы рейтинга.

Основные плюсы:
  • «Классическая», по сути, конструкция с моторами хорошо известного типа
  • Хорошая грузоподъемность
Минусы:
  • Чрезмерная доплата за наличие электростартера и фары – под 30 тысяч, вы сейчас серьезно?
  • Эргономика органов управления уровня самоделки
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Собак как собак, доводилось и самому когда-то собирать – конструкция можно сказать отлаженная, если что сломается – всегда можно исправить.

Норка 500 Standart

91 900 (Lifan 15 л.с., без реверса и электростартера)

На текущий момент «стандартная» линейка мотобуксировщиков из Санкт-Петербурга включает в себя приличное число вариантов – по мощности двигателя от 9 до 20 лошадиных сил, сами двигатели можно выбирать через онлайн-конфигуратор на сайте – хоть Lifan, хоть Zongshen, хоть Loncin, хоть Honda, хоть Briggs&Stratton. Также сразу можно выбрать, нужен ли Вам реверс-редуктор, подогрев ручек руля, дисковый тормоз – в общем, подобрать вариант «под себя» можно с хорошим перечнем исполнений. Правда, фару в штатной комплектации или как стандартную опцию производитель почему-то не предлагает, а ведь зимой с ее коротким светлым временем суток фара на мотособаке – вещь совсем не из бесполезных!

Примечательная особенность конструкции мотобуксировщиков – узел натяжения гусеницы (сама она – стандартной длины 1450 мм и ширины 500 мм). Здесь ленивец перемещается не в пазах рамы, а на резьбовых кронштейнах – они, конечно, сделаны нарочито мощными, но с точки зрения сопромата автор все-таки обеими руками за классическую конструкцию натяжения. Учтите, что при ослабленной контргайке натяжителя ленивца резьбу в раме, куда ввернут кронштейн, будет разбивать быстро!

Привод у мотособак – только передний, открытой цепью с левой стороны кожуха. Подвеска штатно идет катковая, на шести парах катков, с возможностью переделки на склизовую.

Вариатор традиционно используется «бурановский» - «Сафари», дорабатываемый производителем и оснащаемый чешскими ремнями Rubena. Цепь и звезды используются мотоциклетные, причем цепь – сальниковая, с высоким ресурсом.

Основные плюсы:
  • Выбор двигателей
  • Возможность комплектации реверс-редуктором и электростартером по желанию
  • Приличная тяга
Минусы:
  • Не комплектуются фарами
  • Только один вариант длины
  • Открытая приводная цепь
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Заказал с «хондовским» мотором, второй сезон доволен как слон.

Sharmax S500 1450 HP20 Enduro

116 900

Ранее под этой торговой маркой у нас в стране были в основном известны китайские лодочные моторы Jianshe и ПВХ-лодки из той же страны, однако сейчас хабаровская фирма предлагает и несколько вариантов мотобуксировщиков.

Как нетрудно догадаться по маркировке, выбранная нами в качестве примера модель оснащена 500-миллиметровой гусеницей длиной 1450 мм («стандартная» длина базы) и 20-сильным двигателем. Все моторы, устанавливаемые на мотособаки Sharmax – производства Lifan, на них дается год гарантии (в то время как на сам буксировщик – 2 года). Конструкция здесь самая что ни на есть классическая – переднее расположение двигателя и передний же привод открытой цепью, катковая подвеска с возможностью установки склизов. Вариатор не менее классический – «Сафари». Мотособака штатно комплектуется «световой» обмоткой двигателя и галогеновой фарой, а вот электростартер – уже опция.

Основная проблема у этих мотособак, надо сказать, географическая: если для жителей Зауралья доставка из Хабаровска вполне разумна и выгодна по деньгам, то в европейской части России мотособаки неизбежно теряют конкурентоспособность цены в сравнении с мотобуксировщиками, собранными в тех же Рыбинске или Архангельске, откуда их не нужно везти несколько тысяч километров через всю страну. К тому же на рынке уже есть хорошо зарекомендовавшие себя и проверенные в деле модели – так что в игроки «первой лиги» Sharmax’у западнее Урала пробиваться будет явно нелегко.

Основные плюсы:
  • Мощный двигатель
  • Штатная светотехника
  • Прочная рама
Минусы:
  • А как насчет реверса? Ну хотя бы в виде опции, мм?
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тяги хватает на сцепку из двух волокуш. Штатная гусеница неплохо цепляет, но, думаю, с таким мотором можно и более зубастую.

Лучшие мотособаки на центробежном сцеплении

БТС Малек 380

65 000

Мотобуксировщик «Малек» действительно оправдывает название: в сложенном состоянии он предельно компактен, да и в «боевом» невелик. Конструкция здесь проще не придумаешь: к 6,5-сильному мотору Lifan, имеющему центробежное сцепление и встроенный понижающий редуктор, присоединен дополнительный понижающий цепной редуктор, приводящий в движение гусеницу. И, собственно, все. Максимум шика здесь – это светодиодная фара и электростартер на некоторых модификациях.

Однако простота – это одновременно и плюс: ломаться здесь практически нечему, а в случае поломки он разбирается быстрее велосипеда. И при этом он вполне способен утянуть за собой до центнера груза, еще четверть забрав на платформу.

Осталось добавить, что производится Малек все в том же Рыбинске.

Основные плюсы:
  • Крайняя простота обслуживания за исключением разве что смены масла
  • Проверенный двигатель Lifan
Минусы:
  • Сливная пробка расположена очень неудобно (мотор изначально никто не рассчитывал на такую установку)
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Движок хороший, стартует в мороз уверенно. Тянет хорошо, расход горючего вменяемый. Из обслуги только приводную цепь пока подтягивал.

Мухтар 7

64 900

Похоже, с рынком мотобуксировщиков у «Ирбиса» не заладилось – от изначально представленной компанией гаммы мотособак с мощностью до 15 л.с. в актуальном каталоге осталась только одна семисильная модель с приставкой «мини». Самый «младший» из «Мухтаров», а ныне единственный — это достаточно простой мотобуксировщик с двигателем Lifan объемом 212 кубических сантиметров, установленным на открытой раме. Вариатора нет, цепной привод идет на гусеницу через сблокированный с двигателем редуктор с центробежным сцеплением.

Сама конструкция мотособаки – модульная: к переднему узлу крепления (на котором установлено водительское седло) монтируется рулевая колонка с «лыжей-корытом», которая может заменяться на колесный модуль. Можно эту сцепку снять вовсе, подцепив сзади на фаркоп более привычные для мотособак сани (в которые компактный буксировщик полностью уберется при транспортировке). Цепь привода гусеницы – открытая, типоразмера 428, натягиваемая выступающим вверх болтом, регулирующим положение башмака. Небольшой багажник в задней части рамы мотобуксировщика рассчитан на нагрузку до 20 кг, в санях можно перевозить до 150 кг. Подвеска – подпружиненная, катковая.

Управление ожидаемо простое: на руле можно найти только рычаг газа с винтом регулировки максимального открытия дросселя. Воздушную заслонку придется открывать и закрывать на самом воздушном фильтре, даже выключатель зажигания установили на двигателе (что, кстати, не совсем безопасно – пускай мотособака и разгоняется не больее чем до 25 км/ч, но, «потеряв» ездока, она и дальше сможет уползти спокойно, чеки или «киллсвитча» на руле нет). Стартер, что неудивительно, только ручной.

В целом, конечно, это была бы весьма интересная модель в своем сегменте «компактов» без вариатора, но все-таки ее подводит цена (что, похоже, и испортило «Ирбису» все планы): тут уже можно добавить некоторую сумму и рассчитывать на более мощный и тяговитый мотобуксировщик, имеющий вариатор, пускай и тоже без электростартера. Тем более что реализовать «модульность» этой модели получится только при докупании колесного модуля, что задерет цену еще выше – так что логично обсуждать его именно в состоянии «из коробки», а тут его цена оказывается действительно завышенной.

Основные плюсы:
  • Компактность
  • Хороший (по меркам «китайцев») мотор
  • Возможность установки переднего модуля (лыжного или колесного)
Минусы:
  • Высокая цена для «компакта» с бедной базовой комплектацией
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Тянет мотособака для своего объема неплохо, чувствуется наличие понижающего редуктора перед цепью. Но, конечно, скорость по сравнению с вариаторными скучная.

Но есть вещи и поменьше «Малька» - самый компактный мотобуксировщик от кировских мастеров за счет отказа от грузовой платформы и бугелей вокруг нее весит всего лишь 50 кг в сборе. Он предназначен для одиночных поездок с небольшими грузами, но может и комплектоваться лыжным рулем, превращаясь в мототолкач, если Вас интересуют подобные развлечения.

Мотор же здесь абсолютно тот же самый – 6,5-сильный Lifan, так что лишний раз писать о нем просто нечего. Однако в утилитарности «Альбатрос» настолько проигрывает остальным моделям этого класса, что рассматривать его иначе как развлекательную технику при всем желании трудно – а просят за него ничуть не меньше прочих.

Основные плюсы:
  • Предельная компактность – платформа немногим больше самого мотора
  • Возможность сборки в формате мототолкача и мототягача
Минусы:
  • Умеренная проходимость и грузоподъемность
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший компактный мотобуксировщик, зимой езжу на рыбалку – много все равно не ловлю, так что банка спокойно умещается в санях под ногами. Зато в багажник просто влетает, и разгрузить в одиночку можно без проблем.

Конек-Горбунок

48 600 (6,5 л.с.)

Самый дешевый мотобуксировщик в нашем рейтинге родом из Костромы, где «Коньков-Горбунков» с моторами Zongshen 6,5 или 8,5 л.с. собирает ООО «Экстрим моторс». Эти мотобуксировщики предельно компактны и просты донельзя: привод на гусеницу идет напрямую от выходного вала двигателя, смонтированного с центробежным сцеплением и редуктором, без каких-либо кожухов. Даже натяжителя цепи как отдельного узла нет – перемещается вперед-назад крепление самого двигателя. Зато весит 6,5-сильная версия всего 66 килограммов – это плюс к удобству транспортировки, но…

Сопоставьте эту массу с использованием короткой и узкой 380-мм гусеницы: мотособака практически не идет по глубокому снегу, что в немалой степени ограничивает ее применяемость и практичность. Ограничена и нагрузка: гусеница слишком легко срывается на букс, даже если в качестве «груза» выступают пара рыбаков, снасти и термос. Подобная техника все-таки не сказать что утилитарна: лично автор бы порекомендовал все-таки добавить по возможности денег на «нормальный» мотобуксировщик с «пятисотой» гусеницей: разница будет огромной, а разрыв в ценах себя окупит.

Забавно, что производитель предлагает свои мотособаки даже в качестве набора «сделай сам» - кит-комплект «Конек-Горбунок», включающий в себя раму, гусеницу, катки и все прочее, кроме двигателя, стоит по каталогу на момент написания статьи чуть более 26 тысяч рублей. Это уже вариант предельно экономичнейший – например, если у Вас уже есть под руками подходящий двигатель, да и просто хочется повозиться с техникой, тот тут в дешевизне с костромичами уж точно не поспорить.

Основные плюсы:
  • Компактность и удобство транспортировки
Минусы:
  • Переохлаждение карбюратора на ходу в мороз (нужен кожух!)
  • Низкая проходимость
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Больше похож на игрушку, но для моих целей хватает.

Какой мотобуксировщик лучше выбрать?

По большому счету, все представленные в продаже модели – это вариации на одну тему, в такой компоновке придумать что-то необычное сложно. Поэтому решая, какой мотобуксировщик лучше купить - отталкивайтесь в основном от особенностей конструкции:

  • Мощность двигателя для мотобуксировщика лишней не будет. Если простые модели на 6-7 лошадиных сил невольно заставляют рождаться в уме фразу «три часа скуки – и мы на рыбалке», то более мощные не просто быстрее, но и часто используются совсем не по изначальному назначению: как толкач для лыжников, как мини-снегоход, да и вообще человек способен приспособить к развлекательной езде практически все. Из производителей моторов однозначные фавориты – это Lifan и Zongshen (они же, собственно, и лидеры по выпуску моторов такого плана в Китае в целом). Honda же обойдется дороже, не так уж значительно и превосходя по ресурсу собственные клоны из Китая.
  • Вариантов трансмиссии немного: на маломощных недорогих моделях это обычное центробежное сцепление (иногда называемое продавцами «автоматическая коробка», но это далеко не одно и то же), но гораздо практичнее модели вариаторные, особенно с уже хорошо известными по снегоходам вариаторами «Сафари». Не теряя в тяговитости (а зачастую и выигрывая в ней из-за возможности использования цепного редуктора с большим передаточным числом), такие мотособаки получают плюс к крейсерской скорости, а самое главное – не жгут сцепление при езде внатяг.
  • Подвеска гусеницы с точки универсальности лучше катковая, склизы все же «заточены» под рыхлый или мокрый снег, служащий им смазкой. Только если Вам часто приходится ездить именно в таких условиях, стоит задуматься о мотособаке на склизах – но и ездить на ней в любой другой сезон уже не получится. Идеальна в этом плане конструкция «Мухтар 15», где подвеску можно в три счета пересобрать под текущие нужды.
  • Какой ширины должна быть гусеница? На самом деле – такой, какой ее легко будет впоследствии купить. Не забывайте и о нагрузке, определяющей «зацепистость»: легкой маломощной мотособаке широкая «пятисотка» не даст реальных плюсов при езде зимой, а вот в «болотоходном» варианте будет как раз незаменима именно из-за минимального давления на грунт.
  • Передний или задний привод гусеницы? Опять-таки, это зависит от того, как мотособака будет эксплуатироваться: переднеприводные натягивают верхнюю ветвь гусеницы, оставляя нижнюю (рабочую) расслабленной, и на неровностях она изнашивается значительно меньше, а зацеп лучше (не зря этот вариант называют «танковым»). На рыхлом же снеге удобнее задний привод – прогибаться рабочей части гусеницы тут не надо, и мотор, натягивая именно ее, обеспечивает лучшую проходимость без склонности к закапыванию.

Важно то, что мотособака действительно отличный помощник почитателей охоты, рыбалки, экстрим-туризма и просто активных людей. Ну что же, удачных покупок!

Комментарии