20 лучших лодочных моторов

Рейтинг пламенных движков

Выбор лодочного мотора не прост. В зависимости от поставленной задачи необходимо определиться с мощностью, с типом двигателя, со способом управления. Но в любом случае, мотор должен быть надежным – если он подведет на воде, серьезных проблем не избежать. В этом рейтинге – только лучшие лодочные двигатели, достойные внимания самого взыскательного покупателя.

Выбирая хороший лодочный мотор, нужно учитывать множество нюансов конструкции – например, при эксплуатации преимущественно на грязной воде гораздо жестче требования к конструкции термостата, наиболее уязвимого для загрязнений элемента системы охлаждения. Основная же ошибка – это приобретение дешевого, но недостаточно мощного мотора, который в итоге будет постоянно эксплуатироваться в режиме «полный газ», интенсивно изнашиваться, и обойдется в перспективе с учетом ремонта даже дороже более мощного агрегата. В нашем рейтинге рассмотрены в том числе и китайские лодочные моторы заслуживших доверие марок. Но эксперты единодушны — "китайцев" следует покупать, только если Ваш бюджет ограничен.

Сегодня мы попробуем разобраться с самыми популярными в 2021 г. моделями лодочных моторов российского рынка – какие из них заслуживают наибольшего внимания? Разделение на категории мы выбрали согласно наиболее востребованным мощностям, дополнительно разделив самые популярные 5-сильные (максимальная мощность, при которой не нужны права и уплата налога) моторы по тактности. Отдельного внимания заслужила категория «почти 10 л.с.», не требующая регистрации лодки в ГИМС: здесь потеря пары десятых долей мощности снимает с владельца много забот, и спрос на моторы в 9,8 л.с. гораздо больше, чем на имеющие ровно 10.

Рейтинг лучших лодочных моторов 2021 года

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие лодочные моторы малой мощности 1 Suzuki DF 2,5S 10 / 10 51 000
2 Mercury ME F 2.5 M 9.9 / 10 61 000
3 Honda BF2.3DH SCHU 9.7 / 10 82 900
4 NS Marine NM 3.5 B2 S 9.6 / 10 43 900
5 HDX T 2.6 CBMS 9.4 / 10 21 800
6 Huter GBM-35 8.8 / 10 16 800
7 PATRIOT BM-120 8.7 / 10 15 490
8 Toyama TA2 8.6 / 10 11 200
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 HDX T 5 BMS 8.5 / 10 54 300
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Yamaha F5AMHS 9.8 / 10 90 400
2 HONDA BF5DH SHU 9.7 / 10 132 900
3 Mercury ME F 5 M 9.5 / 10 83 000
4 HDX F 5 BMS 8.5 / 10 61 700
Лучшие 2-х тактные моторы мощностью до 10 л.с. 1 Yamaha 9.9 GMHS 9.9 / 10 150 000
2 Tohatsu M 9.8B S 9.8 / 10 112 100
3 Suzuki DT 9.9 AS 9.7 / 10 122 000
4 SEA-PRO ОТН 9.9S 9.1 / 10 67 400
5 HDX T 9.9 BMS 9.0 / 10 98 400
6 Hidea HD9.8FHS 8.9 / 10 81 900
7 Golfstream T9.9BMS USB 8.8 / 10 110 000
Лучшие 4-х тактные лодочные моторы мощностью до 10 л. с. 1 Yamaha F9.9JMHS 9.9 / 10 190 000
2 Mercury ME F 9.9 M 9.7 / 10 160 000
3 HDX F 9.8 BMS 9.2 / 10 116 900
4 Toyama TM9.8FS 8.3 / 10 110 000
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с. 1 Honda BF20DK2 SHSU 9.6 / 10 262 900
2 Yamaha F20B 9.6 / 10 240 600
3 Suzuki DF20AS 9.5 / 10 199 900
4 NS Marine NS 18 E2 S 9.4 / 10 134 900
5 SEA-PRO T 15S 8.9 / 10 74 700
Лучшие лодочные моторы высокой мощности 1 Yamaha 30H 9.9 / 10 203 600
2 Honda BF30DK2 SHGU 9.8 / 10 445 900

Лучшие лодочные моторы малой мощности

2,5-сильный «Сузуки» — это самый компактный и легкий в линейке компании лодочный мотор (13,5 кг), собранный на 68-кубовом четырехтактнике. В версии под высокий транец (DF 2,5L) мотор прибавляет в весе всего полкилограмма. Причем, стремясь сделать мотор полегче, производитель не отказался от водяного охлаждения – как не отказался и от переключения передач, не ограничившись только центробежным сцеплением, а применив полноценную «нейтралку». А вот для реверса уже придется разворачивать мотор на 180 градусов, задний ход «малышу» не достался.

Регулировка наклона – четырехпозиционная, но ни разу не удобная, поскольку потребует крутить гайку с контргайкой, да еще и полностью извлекать фиксирующий болт с шайбами. На воде этого не стоит делать – так что, если Вы часто эксплуатируете лодку с разной нагрузкой, меняющей развесовку и соответственно дифферент, будьте внимательнее: как бы что не улетело в процессе настройки за борт.

Двигатель завод умудрился настроить аж на соответствие калифорнийским экологическим нормам, так что встроенный микробачок объемом всего в 0,9 л по паспорту не так страшен: на самом деле мотор весьма-таки экономичен даже по меркам именно малокубатурных четырехтактников. А вот что позабавит владельца точно, так это инструкция, которую как будто и не японцы писали: например, она подробно описывает, как завести мотор с помощью комплектной «аварийной веревки» и комплектной же отвертки, если неисправен ручной стартер.

Лодочный мотор у «Сузуки» вышел и тихим, и надежным, и вполне шустрым – так что с учетом цены мы, пожалуй, не поскупимся на баллы рейтинга. Но инструкцию не забудьте хорошенько прочитать, иначе при транспортировке Ваш багажник будет ждать сюрприз (перевозить мотор можно только на одном боку, иначе вытечет моторное масло – мы предупреждали!).

Основные плюсы:
  • Надежность
  • Умеренный уровень шума
  • Экономичность
  • Приличная для такой мощности тяга
Минусы:
  • Неудачно расположен контрольный канал охлаждения, струю воды из лодки почти что не видно
10 / 10
Рейтинг
Отзывы
Надежный, не громкий мотор – хотя и сборка не японская, а Таиланд, но качество соответствует марке.

Еще один очень хороший лодочный мотор, который может поспорить с лидером категории за первое место. Посудите сами: если практически все двигатели с мощностью около трех лошадиных сил – двухтактные, то здесь установлен четырехтактник, что уже является огромным плюсом к ресурсу, особенно если учесть, что при такой мощности мотор обычно эксплуатируется в режиме «холостой – полный газ».

Выхлоп у него выведен над винтом. что вместе с малым уровнем шума оценят рыбаки – улов у них явно увеличится в сравнении с трескучими двухтактниками, из-под воды очень хорошо слышными. И даже литровый встроенный бензобак нельзя назвать большим недостатком, ведь у большинства двухтактных аналогов он максимум в полтора раза больше, но настолько же больше и их «аппетит».

К комплектации производитель тоже подошел основательно – много ли лодочных моторов такой мощности имеют возможность подключения дистанционного управления? К мотору прилагаются полноценный комплект инструмента для обслуживания и запасные свечи, что еще раз указывает на его позиционирование – его купит скорее обеспеченный хозяин, не успевший забить гараж наборами ключей и запчастями от старых моторов. К тому же и с надежностью у ME F 2.5 M проблем не отмечено, так что этот комплект инструмента надолго станет приятным бонусом, а не реальной необходимостью.

Основные плюсы:
  • Надежный четырехтактный мотор
  • Мизерный расход топлива
  • Приличная тяга с самых низов
Минусы:
  • Высокая цена
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший лодочный мотор, четырехтактный, и его просто нельзя сравнивать с двухтактниками, я давно забыл, что такое плохо заводящийся мотор, не говоря уже о переборке – самое сложное тут масло поменять, и больше ничего не требуется.

Продолжает наш обзор лучших лодочных моторов Honda BF2.3DH SCHU. Конечно, Honda is Honda, но цена этого лодочного мотора заставит трижды подумать: отдавать больше 80 тысяч рублей за 57-кубовый двигатель мощностью в 2,3 л.с. решит не каждый. Но, как ни крути, зато мы получаем то самое, что и принято обозначать понятием «японское качество»: надежный и экономичный четырехтактник будет радовать долго, при этом расходуя за час не более 1,1 литра топлива (что, собственно, равно объему бака).

Поскольку для сохранения небольших габаритов и веса мотор не имеет коробки реверса, вопрос с маневрированием решен просто и изящно: сам мотор может поворачиваться в креплении на полный оборот, позволяя давать задний ход с полной тягой разворотом мотора, при этом румпель легко перекидывается на 180 градусов, чтобы мотором можно было управлять в таком положении. Нейтральной передачи также нет – вместо этого использовано центробежное сцепление, на что указывает С в маркировке. Дейдвуд – «короткий», что и логично для компактного и легкого мотора.

Если Вы часто используете лодку в мутной воде, на мелководье, где винт дополнительно поднимает ил со дна, то с неприятной особенностью моторов водяного охлаждения уже хорошо знакомы – собирать грязь они любят еще как. А «Хонде» все будет нипочем: мотор охлаждается воздухом, за счет чего стал дополнительно проще и требует меньше обслуживания.

Основные плюсы:
  • Экономичность
  • Надежность
  • Нечувствительность к чистоте воды
Минусы:
  • Высокая цена
  • Пластиковый винт
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотор ни разу не дешевый, зато тихий, экономичный и практически неубиваемый. Постоянно работает на охоте и рыбалке, никаких нареканий.

Мотор дороговат – многие предпочтут «японцу» за те же деньги более мощного «китайца», благо их выбор в магазинах уже очень велик. Однако и у NS Marine есть серьезные аргументы «за»: в первую очередь это общее качество изготовления и особенно антикоррозийной защиты. Если Вы выходите только на пресную воду, это не так важно, а вот если мотор ставится на лодку для недалеких выходов в море…

Рабочий объем здесь – 75 «кубиков», которые выдают 3,5 лошадиные силы. Мотор, как и подобает двухтактнику малой кубатуры, при работе характерно «зудит» комариным тоном, хотя водяная рубашка и снижает общую шумность. При этом размерность цилиндра почти «квадратная», так что двигатель не страдает необходимостью в высоких холостых или полным отсутствием «низов».

Стоит обратить внимание, что гребной винт здесь изготовлен из пластика, а не из металла – не стоит бездумно гонять по мелководью, тем более что поднять «ногу» нетрудно.

Основные плюсы:
  • Качество сборки и хороший ресурс
  • Эффективная антикоррозийная защита
Минусы:
  • Пластиковый винт
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший лодочный мотор, если нет потребности в высокой скорости, а лодка небольшая. Шумит умеренно, расход маленький.

Если Вы ищете хороший китайский лодочный мотор - обратите внимание на HDX T 2.6 CBMS. Компактный двигатель HDX T 2.6 CBMS неприхотлив в эксплуатации и прост в обслуживании. У мотора небольшой вес и его легко переносить с места на место. Модель HDX оснащена надежным трехлопастным алюминиевым винтом, скорость лодки с таким движком доходит до 9 км/ч. Расход топлива не превышает 1,3 л в час. Смазка трущихся деталей в двигателе комбинированная (смесь масла с бензином), удаление выхлопных газов происходит через винт. Заднего хода в механизме не предусмотрено, обратный ход лодки осуществляется разворотом на 180 градусов.

Основные плюсы:
  • Отлично заводится в любых погодных условиях;
  • Обладает хорошей тягой, несмотря на свою компактность;
  • Низкая цена;
  • Мотор можно использовать на мелких водоемах;
  • Имеется встроенный бензобак емкостью 1,2 л;
  • Газ регулируется с румпеля.
Минусы:
  • Ручка газа сделана из пластмассы, поэтому не слишком надежная.
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дешевый, легкий. В отличии оригинала (yamaha 2T), управление дросселем на румпеле. Заводится с полтычка. Что еще надо от маленькой тарахтелки?

3,5-сильный двухтактный Huter – это типичный представитель рода «плавучих триммеров»: конструкция здесь напоминает бензокосу от и до, разве что к ней приделали транцевое крепление румпель и редуктор с винтом. За счет предельной простоты мотор удобен в транспортировке, его легко снимать и ставить хоть одной рукой.

Но, конечно, выбранный производителем триммерный мотор с выхлопом в воздух, а не в воду, имеет и ту самую особенность, которая заставляет узнать о начале покоса весь квартал – да, мотор и шумит точно так же, как бензокосы, что, честно говоря, достаточно быстро заставит сбросить газ, дабы хоть как-то дать ушам отдохнуть. Впрочем, семидюймовый винт и на средних оборотах двигателя тянет неплохо.

Еще при такой цене неудивительно и то, что сразу от мотора начинаешь ждать подвоха – это касается и качества литья крепления (тот самый знаменитый китайский силумин), и общей небрежности сборки. Как всегда, подобная техника – не просто для людей с ограниченным бюджетом, но еще и с руками из правильного места.

Основные плюсы:
  • Удобство транспортировки
  • Неплохая тяга
  • Простота конструкции
Минусы:
  • Шумность и вибрации
  • Применение не особо-то качественных материалов, хотя при такой цене это неудивительно
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Для легкой лодки хватает за глаза. Единственное что глушитель сразу переделал, чтобы тише было – а то, пока к зарослям доплывешь, всех уток перепугаешь.

Как и подобает «микролитражке», этот лодочный мотор изрядно напоминает газонокосилку. Чего еще хотеть от 52-кубового двухтактника, у которого заявлена мощность 2,2 кВт?

Впрочем, этого хватает, если речь идет именно о неспешном передвижении без необходимости грести веслами. В отличие от «младшего» мотора BM-110, который благодаря принудительному воздушному охлаждению еще больше походил на газонокосилку, здесь применена «водянка». И именно она, увы, стала слабым местом «Патриота» - эффективность у нее слабовата. А ведь с учетом небольшой мощности мотора его поневоле придется крутить до высоких оборотов. Так что стоит двигаться с передышками, не экономя на моторном масле (да и добавлять его в бензин стоит побольше, чем велит инструкция – для теплонагруженных двухтактников это не лишнее). И, главное, не забывать про чистку заборника системы охлаждения – здесь это действительно важно!

С учетом небольшого веса транспортировка и установка этого моторчика не вызовет затруднений, да и с запуском его справится даже ребенок.

Основные плюсы:
  • Компактность
Минусы:
  • Мала эффективность охлаждения
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Забавный недорогой моторчик, после небольшой доработки неплохо меня выручает.

Один из самых доступных лодочных моторов малой мощности на нашем рынке – это «старательно косящий под японца китаец» все той же «триммерной» компоновки, имеющий 50-кубовый двигатель мощностью 2,24 л.с. Конечно, чудес скорости и тяги он не продемонстрирует (тем более что штатный винт ему по ощущению не очень-то и подходит), но идеология таких лодочных моторов проста как палка: «зато не на веслах», и большего от них особо и не требуют. Тем более что весит мотор всего 8 килограммов – до лодки его можно донести хоть на плече, даже не имея машины вовсе.

Естественно, придется за это расплатиться акустическим дискомфортом: «рычит» мотор на все 115 децибел, а это реально много, фактически уже переход от «крайне громко» к «почти невыносимо» (этот порог условно начинается от 120 дБ). Выходить на воду, не снимая наушников? Ну, так себе вариант, на самом деле.

Основные плюсы:
  • Небольшие габариты и вес
  • Умеренный расход топлива
  • Низкая цена
Минусы:
  • Слишком высокий уровень шума
8.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Против течения лодку медленно, но вывозит, так что со своей задачей «задешево избавиться от весел» справляется.

Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с.

HDX – это пятисильный двухтактник, который более-менее удовлетворил условиям попадания в рейтинг лучших лодочных моторов. По сути, это брат-близнец Toyama: моторы здесь идентичны не только по характеристикам, но и конструктивно, то же самое можно сказать о винте или редукторе.

Почему же тогда такой невысокий рейтинг? Ответ прост: производитель явно не принял во внимание тот факт, что в России бюджетные «двухтактники» используют в первую очередь рыбаки на обширных территориях водохранилищ, и оснастил прожорливый мотор бензобаком с объемом всего 1,5 л. Для двухтактного двигателя это очень мало даже при небольшой нагрузке, на полном газу же одной заправки может не хватить даже в «один конец».

Нельзя не попенять китайскому производителю и на опасное упрощение конструкции: аварийного отключения винта (хотя бы банальной срезной шпонки) здесь нет, и, зацепив на мелководье винтом камень, можно в лучшем случае лишиться лопасти, в худшем же услышать предсмертный хруст самого редуктора с выкрошенным зубом конической передачи.

Основные плюсы:
  • Мотор по меркам китайских 2Т весьма и весьма надежен при грамотной эксплуатации.
Минусы:
  • Мизерный запас хода.
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотор тихий и вполне прилично «прет», вот только и бензина при этом уходит много. По Волге на рыбалку ходить можно, но вот далеко забираться на водохранилище заправлять надоест.

Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с.

Продолжает наш рейтинг лучших лодочных моторов достаточно легкий для своего класса (27 кг) четырехтактник под 15-дюймовый транец имеет полезную особенность: к нему фирма предлагает полноценный 12-вольтовый генератор, так что на рыбалку можно выбираться смело – и эхолот, и навигатор будет от чего запитать. Характеристики мотора и настройки карбюратора подобраны хорошо – с ним можно и осторожно пробираться к заветному месту, не рискуя распугать рыбу или дичь, и вывести лодку на глиссирование, не будет ни рывков, ни провалов реакции на газ. При работе уровень вибраций и шума невелики – в длительных поездках это не будет досаждать. Конечно, для них сразу стоит задуматься и о второй опции – внешнем топливном баке, встроенный на 1,1 литра все-таки маловат, примерно его хватит на час работы при средних оборотах.

Еще один плюс модели, говорящий о ее продуманности – удобство переноски и транспортировки. Ручки для переноски расположены в самом подходящем месте, а двигатель имеет защиту от протечек масла, так что укладывать в багажник его можно как угодно.

Учитывая, что семейство моторов F5A выпускается в этом году аккурат 10 лет, изучена и проверена конструкция многократно – и отзывы об этих моторах более чем достойные. Конечно, цена с тех пор выросла солидно, и многих людей это может оттолкнуть от покупки: пятисильные моторы часто покупают из-за их сравнительной бюджетности, и тут у «брендовых японцев» позиции неминуемо пострадали.

Основные плюсы:
  • Надежность
  • Качество сборки
  • Возможность оборудования 12-вольтовым генератором
Минусы:
  • Неудобная регулировка дифферента
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший моторчик – купил в 2014 году еще, так и работает. Тихий, экономичный, и за рыбой, и на утку самое то.

В отличие от «бывалой» Yamaha, эта модель от их основного японского конкурента «свежее» - она представлена в 2017 году. Однако эта «свежесть» не всегда в плюс. Так, и диаметр поршня, и его ход в «хондовском» моторе хоть и немного, но меньше, а это дает нам на практике менее приятные реакции на работу газа: Honda больше любит повышенные обороты, а на низких чувствуется проигрыш в тяге. Встроенный бак у «хондовского» мотора немного больше (полтора литра), но сопоставимо больше и расход горючего. Пожалуй, что подкупит – это то, что здесь шестиамперная линия 12 вольт есть «из коробки», в то время как у Yamaha это – опция, идущая за доплату. Однако и «электрифицированная» Yamaha все равно будет стоить дешевле.

Но в итоговой расстановке баллов мы проголосуем не только кошельком. В плюсах у Yamaha и куда более развитая дилерская сеть – например, даже в своем отнюдь не большом городе автор может и купить «ямаховский» мотор у официалов, и при необходимости отдать его в сервис при салоне, а вот за «хондовским» придется прилично прокатиться. А вопрос удобства и доступности важен ничуть не меньше, чем цена – и тут у «Хонды» мало аргументов в свою пользу.

Основные плюсы:
  • Низкий уровень шума и вибраций
  • Хорошее качество сборки
  • Надежность
Минусы:
  • Высокая цена
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
«Хонда» есть «Хонда» - с момента покупки эмоции только положительные.

«Американец» стал антирекордсменом по объему встроенного бензобака: в него влезает лишь литр топлива, для 123-кубового мотора этого хватит разве что на небольшое плавание по реке. Конечно, производитель предлагает в числе опций и внешний бак на 12 литров, но в этом случае цена и так не самого дешевого мотора приблизится к стоимости двигателя Honda, у которого и генератор входит в базовую комплектацию (у Mercury это тоже опция).

В чем лодочный мотор Mercury действительно неплох – так это в движении по мелководью, когда его приходится сильно накренивать, чтобы поднять винт: эффективность винта падает мало, а охлаждение двигателя не страдает. Выхлоп здесь идет не в воду через винт, а напрямую в атмосферу, поэтому несколько шумнее, чем у «водяных» моделей.

Основные плюсы:
  • Отличный вариант для мелководья, охоты с воды.
Минусы:
  • Мизерный объем штатного бака.
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Отменная надежность, а при прямых руках и с маленьким баком проблем нет.

Сейчас на рынке лодочных моторов появилось много товаров китайского производства, и качество продукции не всегда на уровне. Фирма HDX (или Hondex) – одна из немногих компаний в Китае, производящих надежные движки.

Установка четырехтактного мотора привела к увеличению цены по сравнению с двухтактным аналогом (T 5 BMS) на 7 тысяч рублей, но это вложение денег нельзя назвать неоправданным: лодочный мотор стал ощутимо тише и экономичнее, правда, установка более габаритного двигателя в тот же кожух потребовала сделать бензобак еще меньше: теперь его объем всего 1,3 л. Но четырехтактный 112-кубовый двигатель на таком объеме топлива имеет вполне пристойный запас хода, не менее важен и другой плюс в виде большего крутящего момента на низких оборотах. Идти на небольшой скорости загруженной лодке гораздо проще, и ускориться при необходимости – тоже. Разогнаться же можно вполне уверенно до 20-25 км/ч, что для пятисильного мотора неплохо.

Сам же мотор при необходимости в ремонте окажется ничуть не сложнее всем знакомых OHV-моторов генераторов или культиваторов, если не брать в расчет водяное охлаждение. Стоит предостеречь любителей охотиться с воды: HDX для этой цели далеко не лучший выбор, так как забить водозаборник здесь достаточно просто, а на заболоченных водоемах небольшой глубины винт будет активно поднимать ил. Гораздо больше этот мотор подойдет рыбакам, выходящим на чистую воду.

Основные плюсы:
  • Экономичный двигатель.
  • Легкость обслуживания.
  • Пристойная динамика.
Минусы:
  • Маленький встроенный бензобак.
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хоть и китаец, а вполне ничего за свои деньги. Рыбу не распугивает, «жрет» умеренно, да и груженую лодку тянет спокойно.

Лучшие 2-х тактные моторы мощностью до 10 л.с.

Российское представительство Yamaha называет двигатели этого семейства (из которого, правда, сейчас доступен только «короткодейдвудный» GMHS 2020 модельного года) своими самыми продаваемыми в нашей стране – и этому можно поверить. Ибо это – не просто «волшебные 9,9 лошадиных сил», но и конструкция, взятая от 15-сильного мотора: тут «ямаховцы» и сэкономили, максимально унифицировав востребованную на российском рынке версию с уже отлаженной на производстве, и обеспечили будущим покупателям простоту «раздушки». 9,9 сил хорошо, а 15 лучше – особенно когда по документам и шильдику-то категория остается «безрегистрационной», а всех манипуляций – это даже не подогнуть ограничители лепестковых клапанов, которые и «душат» мотор, как у не менее известного мотора 9.9 FMHS, а вовсе просто перевернуть ограничитель газа, который у 9.9 GMHS не дает открыть дроссель на полную. И, конечно, поменять винт на тот, которым комплектуется «пятнашка», иначе большого эффекта от «раздушки» на лодке будет не почувствовать. Естественно, расход топлива вырастет – зато и лодка побежит по воде веселее, да и при 24-литровом баке это еще не так критично.

Лишних «наворотов» у мотора нет (хотя возможность установки опцией у дилера 12-вольтового генератора и не помешала бы: не хочешь – и не покупай), что зато дает свой плюс к надежности и простоте обслуживания – да и не зря ведь этот мотор так любят клонировать китайцы? Что, правда, дает большой минус при покупке мотора б/у: ведь и китайские запчасти на него подходят как родные (ибо все скопировано по размерам «от и до», но не по качеству), так что можно наткнуться на двигатель, «подшаманенный» на продажу.

Основные плюсы:
  • Простейшая доводка до 15 л.с. без потери ресурса (ибо мотор – изначально «пятнашка»), из вложений требующая только покупку другого винта
  • Надежность
  • Хорошая тяга
  • Проверенная временем и прекрасно изученная конструкция
  • На случай финансовых проблем – совместимость по запчастям с китайскими клонами, но сами понимаете…
Минусы:
  • Большой вес (хотя, если сравнивать именно с 15-сильными моторами…)
  • Официалы убрали из каталога модель с длинным дейдвудом (9.9 GMHL)
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
По-моему, лучший двухтактник как минимум у «Ямахи». Надежный, неприхотливый, ну и со всем известным «бонусом»…

Из числа представленных в продаже моторов «долицензионной» категории этот, пожалуй, самый спорный: к сожалению, дилеров Tohatsu у нас не так много, хотя по соотношению цены и качества эта марка может уверенно спорить с признанными японскими лидерами. Но, в конце концов, такой мотор покупается не на один сезон и не на два – что мешает съездить за ним в отдаленный магазин, а не экономить время на поездке, тратя его на последующий ремонт?

Простота двухтактного мотора в данном случае не означает проигрыша в ресурсе: достаточно не экономить на масле, чтобы не знать проблем с 9,8-сильным мотором Tohatsu. При этом он, несмотря на простоту (отсутствие непосредственного впрыска, мощностных клапанов), демонстрирует заслуживающую уважения экономичность: вот что значит внимание к геометрии и качестве обработки продувочных окон цилиндра.

Увы, все имеет свою цену: кто-то предпочтет купить более дешевый мотор (скорее всего, скопированный китайцами именно с этого), хотя и с известными вложениями на обслуживание. Но не упомянуть это практически идеальное сочетание простоты и надежности мы не могли.

Основные плюсы:
  • Отличная для двухтактника экономичность
  • Надежность двигателя
Минусы:
  • Цена и малая распространенность в торговой сети
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший лодочный мотор, на мой взгляд, и своих денег он стоит. Там, где «японцы» китайской сборки уходят в ремонт, этот «чистокровный» продолжает тянуть.

Этот мотор в свое время мог подвинуть с трона народной любви «Ямаху», но «не срослось»: хотя он точно так же представляет собой «задушенную» 15-сильную версию, причем весит меньше, стоит дешевле, да еще и имеет чуть больший рабочий объем (а это – лучшая тяга на низких и средних оборотах), но до 2014 года для «раздушки» на нем приходилось не много ни мало менять карбюратор в сборе, ибо «задушен» был мотор не только жиклерами (что еще решаемо «малой кровью»), но и диаметром диффузора (что и делало замену карбюратора приговором). Это поняли и в Suzuki – на более «свежих» моторах «душилка» сделана по типу одновременно двух «Ямах», то есть и ограничители лепесткового клапана нужно подгибать, позволяя ему нормально «дышать», и убирать ограничитель газа. Но время ушло, репутация «неправильного» мотора осталась, так что «Ямаха» все равно впереди – чему способствует и более широкая дилерская сеть по России, впрочем.

Если же вдаваться в особенности конструкции, то причина меньшего веса и меньшей цены в сравнении с «Ямахой» очевидна: в этом моторе банально больше пластика. Из-за чего есть и неприятные нюансы – например, легко деформирующийся поддон не дает нормально работать уплотнителю крышки, а при транспортировке легко сломать пластиковый же рычаг включения скорости. При той же транспортировке есть риск протечек карбюратора. И ведь это при том, что сам по себе лодочный мотор надежен, удобен (даже очень) в обслуживании, негромок и достаточно экономичен для «двухтактника» - общее прекрасное впечатление такие «мелочи» портят, особенно если рядом поставить 9.9 GMHS с тремя камертонами фирменной эмблемы.

Основные плюсы:
  • «Раздушиваемость» малой кровью после 2014 года
  • Надежность
  • Простота обслуживания
  • Хорошая тяга
  • Умеренный шум
Минусы:
  • Перебор с пластиком
  • Склонность к протечкам бензина из карбюратора даже при поднятом моторе
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
По сравнению с аналогами от Yamaha и Tohatsu легче, а, поскольку частенько таскаю мотор туда-сюда, учел и это. На воде же ни тому, ни другому не уступит.

Там, где на брендового «японца» денег не хватает, приходят на помощь китайские марки. Sea-Pro – это один из их типичных представителей: все так же копируя японские образцы, они предлагают достаточно сносное качество.

Конкретно этот лодочный мотор берет свое начало еще в 90-х годах и традиционно основан на «ямаховском» моторе (их двухтактники столь же популярны в Китае, как и «хондовские» четырехтактники). Его мощность ограничена 9,9 л.с., что явно указывает на стремление китайской фирмы попасть в самый востребованный в России сегмент рынка: оригинал выдавал больше, а копирование здесь практически абсолютное.

За что нам придется заплатить, экономя деньги на кассе магазина? Как и всегда с китайской техникой – на необходимости доводки. Конкретно здесь стоит сразу подстроить карбюратор (он настроен на обогащенную смесь, чтобы облегчить запуск необкатанного мотора), иначе на горячем обкатанном моторе появятся проблемы с запуском, хотя и незначительные: все же двухтактники весьма капризны к настройкам впуска и выпуска.

Но для достаточно «рукастого» и ограниченного в средствах хозяина этот мотор станет интересным вариантом для покупки: сочетание качества «из коробки» и цены здесь интересное.

Основные плюсы:
  • Высокая удельная мощность
  • Проверенная двумя десятилетиями конструкция
Минусы:
  • Необходимость доводки и настройки
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
При нынешних ценах приходится невольно смотреть на Китай. И, кстати, этот мотор себя отлично показал. Если же вам лень один раз подкрутить карбюратор – покупайте японца в два раза дороже.

Двухцилиндровый двухтактник, который с 246 «кубиков» объема выдает всего 9,9 лошадиных сил мощности, явно скрывает внутри факт того, что он «задушен» заводом под особенности нашего законодательства. И действительно, фактически это «пятнашка», у которой изначальная мощность легко возвращается после доработки лепестковых клапанов. Конечно, нас всех учили в детстве, что обманывать нехорошо, но кто же откажется от дополнительной мощности без лишней нервотрепки?

Ну, а сам по себе мотор имеет ярко выраженные «Ямаховские» корни, оригинал его прекрасно известен уже очень давно и хорошо себя зарекомендовал.Особо отметим, что «раздушка» мотора незначительно влияет на топливные аппетиты мотора (он при этом, по сути, просто начинает работать так, как изначально и рассчитывался еще в Японии), если правильно настроить карбюратор. Но и гнаться за экономичностью не стоит: не забывайте, что это двухтактный двигатель, и склонность к прогару днища поршней на бедной смеси у него выше, чем у четырехтактников.

При этом цена на мотор, хотя и выросла в последнее время, все равно почти в два раза ниже, чем у японского оригинала. Неизбежная для Китая «лотерейность» здесь даже забавна: некоторым покупателям мотор доставался «раздушенным» изначально, сборщики просто клеили стикер «9,9» на полноценную «пятнашку». А в целом по качеству здесь нюансы выбора традиционны для китайских моторов – желательно проверить момент зажигания (в «уходе» ВМТ моторы этого типа замечены и у Sea Pro, и у Mikatsu, и у HDX), протянуть крепежи, проконтролировать наличие и качество смазки в «ноге».

Основные плюсы:
  • Простое форсирование при сохранении паспорта «до 10 л.с.»
  • Проверенная «ямаховская» конструкция
Минусы:
  • Требует определенного внимания при выборе, как и любая техника этого сегмента.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал специально под «рукоблудие» - после доработки мотор тянет просто отлично, а в бумагах 9,9 «кобыл».

Китайские лодочные моторы Hidea успели получить определенную известность в России. И, естественно, китайцы, вообще остро реагирующие на особенности законодательства северного соседа, не могли обойти вниманием «безрегистрационную» категорию лодочных моторов, представив свой 9,8-сильный двухтактник.

Мотор для 2Т достаточно низкофорсированный: снять 9,8 л.с. с 169 см3 объема – это не так и много (для сравнения – удельная мощность выше даже у советского мотоцикла «Минск»). С другой стороны, это дает надежду на хороший запас прочности, тем более что мотор имеет явные японские корни.

Вполне приемлем и расход (конечно, по меркам двухтактников!) – Hidea сжигает полный 12-литровый бак за 50-60 км пути, разгоняя лодку до 30 км/ч. Простой и надежный карбюратор, легкий в обслуживании двигатель – что еще нужно владельцу лодки, которому нужен достаточно мощный подвесной мотор, а финансы позволяют смотреть только в сторону Китая?

Основные плюсы:
  • Клон Tohatsu, и весьма удачный.
  • Легкое обслуживание.
Минусы:
  • Двухтактник.
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Много мотора за вполне приемлемые деньги. Заводится легко, в эксплуатации не капризный, и лодку тянет нормально. Ну и самое главное – до 10 сил!

Ничего не напоминает? Ну да, под торговой маркой Golfstream скрывается продукция все той же китайской компании Suzhou Parsun Power Marine Co.,Ltd, которая уже известна у нас по многочисленным моторам разных марок, старательно копируемых то с «Ямахи», то с Tohatsu. А что любят китайцы? Правильно, засунуть в выпускаемое ими какие-нибудь «свистелки», изначальной конструкции не свойственные. Здесь в их роли выступает то, о чем Вы невольно должны были подумать при виде названия этой модели: да, USB в названии здесь – это именно что указатель на наличие двух USB-гнезд в дополнение к прикуривателю. Ну мало ли Вы захотите зарядить на воде какой-то гаджет, а адаптера питания «в прикуриватель» у Вас к нему нет?

Сам же мотор, можно сказать, наш «старый знакомый» - 246-кубовый двухтактник, который «придушили» до 9,9 лошадиных сил. Собственно говоря, чисто конструктивно перед нами практически полный близнец HDX T 9.9 BMS (тут даже сходство названий намекает) – и неудивительно, ведь и тот собирают на том же самом заводе в Сучжоу. Вся разница – в наличии генератора и тех самых розеток, за которые, правда, придется доплатить: HDX стоит заметно дешевле. Да и в продаже эта марка на нынешний момент распространена больше, чем «Гольфстрим» - и, хоть мы и говорим о продукции одного и того же производителя, все-таки у HDX балл рейтинга будет чуть повыше.

Основные плюсы:
  • Легко «раздушиваемая» и хорошо известная конструкция
  • Наличие 12-вольтового гнезда и двух розеток USB (на 2,1 и 1 А)
Минусы:
  • Как и все моторы Parsun (какое бы им название не придумывали), требует больше внимания при покупке, качество сборки «плавучее»
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Обычный, я бы даже сказал, стандартный «ямахокитаец». Впрочем, учитывая, что у нас половина китаемоторов – это одни и те же Parsun, чему удивляться-то…

Лучшие 4-х тактные лодочные моторы мощностью до 10 л. с.

Yamaha F9.9JMHS

190 000

Отличный четырехтактный лодочный мотор «самой долицензионной» мощности оснащается рядной «двойкой» с рабочим объемом 212 «кубиков» и одним верхним распредвалом. В 2021 году вариаций этого двигателя стало меньше – выбрать можно только между «коротким» (F9.9JMHS) и «длинным» (F9.9JMHL) дейдвудом. Вариант со штатно установленным электростартером и шестиамперным генератором (F9.9JES/JEL) теперь не купить (если не найдете где-то «залежавшуюся» в магазине модель предыдущих лет), но сам генератор по-прежнему доступен как опция при заказе мотора у «официалов». И это будет полезным дополнением – запитать свет, зарядить рацию или навигатор куда полезнее, чем запускать мотор без дергания шнура – тем более что заводится мотор «со шморгалки» без проблем.

Подогнать характеристики мотора под себя нетрудно – Yamaha предлагает для него ни много ни мало семь разных винтов. Правда, почему-то сразу в комплект к низкотранцевой модификации кладут только один, в то время как под высокий транец их два «из коробки». Мотор надежен, малошумен и приятно экономичен – расходует он на крейсерской скорости после обкатки в районе трех литров в час, в то время как китайские одноклассники способны перевалить и за четыре без вмешательства карбюраторного шамана. Одно портит настроение – цена у него с нынешними курсами не особо приятная.

Основные плюсы:
  • Хорошая тяга на всех оборотах плюс возможность точно подобрать характеристики винта
  • Высокий ресурс
  • Умеренный расход топлива
Минусы:
  • Генератор на мотор без стартера нужно ставить за доплату, самостоятельно или в мастерской
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
По сравнению с китайцами серьезная разница. Мощность вроде та же, но даже просто по ощущениям сразу поймешь, где что.

Ничто так не отвратительно инспектору ГИМСа и не ласкает так взгляд владельца моторной лодки, как цифра 9,9 на кожухе двигателя: хотя права на управление маломерным водным транспортом уже при себе нужно иметь, а вот регистрировать лодку и платить за нее налоги не нужно благодаря всего лишь недостающим 0,1 л.с. в паспорте.

На фоне многих хороших лодочных моторов этого класса Mercury выиграл в первую очередь за счет четырех тактов: все-таки такие агрегаты приобретают чаще всего для длительной и частой эксплуатации, и здесь вопрос ресурса и экономичности стоит на первом месте. Цена же у двигателя не так велика – всего в два раза больше аналогичных по мощности, но двухтактных и сугубо китайских агрегатов, и сопоставима со стоимостью японских двухтактников.

Два цилиндра Mercury в сумме имеют рабочий объем 209 см3 и приводят во вращение трехлопастной винт «квадратной» (диаметр и шаг – 9 дюймов) размерности. Встроенный бензобак на 12 литров обеспечивает хороший запас хода, а 6-амперный генератор позволит плавать и в темное время.

Основные плюсы:
  • Экономичный двигатель с высоким ресурсом.
  • Известный, «говорящий сам за себя» бренд.
Минусы:
  • Малая распространенность: магазинам выгоднее выставлять дешевые китайские агрегаты.
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Китай не рассматривал сразу, в выборе «Америка против Японии» победил четырехтактник Mercury. Экономичный, надежный, плюс дистанционное управление в комплекте.

Двухцилиндровый четырехтактник станет интересным вариантом для покупки, особенно с нынешними ценами, когда даже двухтактный «японец» будет часто по карману разве что с рук. К тому же известен у нас в стране этот лодочный мотор (собранный, естественно, на заводе Parsun) не первый год и показал себя весьма достойно. Конечно, он тяжелее двухтактников аналогичной мощности, но это и неудивительно – как ни крути, моторы 4Т конструктивно сложнее. Зато ресурс у него, за исключением неизбежного процента китайского «рандома», весьма неплох, а обслуживание минимально – знай время от времени меняй масло и свечи.

Из минусов отметим не всегда удачную регулировку карбюратора с завода – могут быть проблемы с холодным запуском из-за бедной смеси или, напротив, перерасход горючего из-за богатой. «Ест» он, кстати, обычный 92-й бензин без особой привередливости к его качеству.

Кому этот мотор не понравится точно, так это любителям «наколоть систему», купив мотор с расчетом на его дальнейшую форсировку с сохранением более выгодной мощности по бумагам. Дело в том, что в линейке четырехтактников HDX как раз 9,8-сильная модель и является с завода «раздушенной» в сравнении с предыдущими, имеющими точно тот же рабочий объем мотора.

Основные плюсы:
  • Вполне достойное качество сборки
  • Хорошо известная конструкция с явными (как всегда) японскими корнями
Минусы:
  • Мотор шумноват (слабая шумоизоляция кожуха)
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Три сезона откатал, менял только масло по регламенту. Лодку на глиссирование выводит уверенно даже со штатным винтом, хотя часто советуют на форумах менять.

И еще один мотор с «типа японским» названием, которое самим японцам, увы, не известно. Здесь 9,8 «водяных коней» снято с 209-кубового мотора, но в данном случае речь не идет о намеренном дефорсировании: мотор-то четырехтактный!

Естественно, если Вам нужна хорошая тяга, экономичность и умеренный уровень шума, то этот двигатель станет интереснее легко «раздушиваемых» 2Т-моторов. Однако главной претензией к нему станет цена – отдавать почти 100 тысяч рублей пускай и за неплохой, но все же китайский двигатель решится не каждый, ибо с небольшой добавкой можно уже говорить, скажем, о двухтактной «Ямахе».

Основные плюсы:
  • Приличное качество сборки
  • Экономичный и тяговитый мотор
Минусы:
  • Чрезмерная цена
8.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Движок хорошо заводится, ровно работает, «ест» умеренно. С 28-литровым баком можно смело уходить на рыбалку на несколько дней.

Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с.

Если не обращать внимание на цену, невольно вызывающую в глубинах подсознания возглас «да я за эти деньги машину куплю», то Honda вновь заслуженно получает первое место рейтинга лучших лодочных моторов. Четырехтактный 350-кубовый мотор выдает 20 л.с. на винт, одновременно приводя в действие и 12-амперный электрогенератор. Конечно, завести тросом такой двигатель – не самая сложная задача, но производитель не забыл и об электростартере. При этом дейдвуд здесь «короткий» (381 мм), о чем напоминает первая S в суффиксе, так что установить этот мотор можно на большинство распространенных у нас лодок.

Мотор имеет эффективную систему охлаждения, два водозаборника которой развернуты в сторону направления движения и на скорости снимают часть нагрузки с помпы. Благодаря сетчатым фильтрам риск проникновения в каналы посторонних предметов и повреждения крыльчатки значительно снижен.

Основные плюсы:
  • Превосходный ресурс, общая продуманность конструкции.
Минусы:
  • Высокая цена.
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
В глаз мотор бросился обтекаемым корпусом, обещавшим отличную динамику, и на практике обещание полностью оправдалось. Плюс к этому – традиционно эталонная надежность.

Yamaha F20B

240 600

Купить такой мотор российские «официалы» предлагают в двух вариантах – ES и MHS. Их расшифровку мы уже описывали выше, но стоит упомянуть, что «электростартерная» комплектация здесь на этот раз включает не только саму систему электрозапуска, но и комплект дистанционного управления. Выносить пульт, легко переоборудуемый под левую или правую руку, можно на расстояние до 8,2 м от мотора.

Но давайте поговорим о самом моторе. В его основе – 362-кубовая «двойка» с системой облегчения ручного запуска, питающаяся от простого и понятного в настройке карбюратора, к тому же имеющего продуманный влагоотделитель на впуске. Для этой модели производитель предлагает четыре варианта винтов, в комплекте идет только один – как с «мануальной» версией, так и с «электрической».

Если Вы живете на юге, то одна особенность конструкции мотора сможет Вас заинтересовать. Здесь применено водяное охлаждение топливного насоса – даже на жаре при длительной работе он не будет перегреваться, создавая паровые пробки. Что ж, пора заправить 24-литровый бак (которого хватит ориентировочно на 120-километровое плавание) и заводить мотор – благо 120-ваттный генератор сможет обеспечить лодку хоть музыкой (в разумных пределах, конечно – и да, на «мануальную» комплектацию его опять придется покупать отдельно).

Подведем итог: мотор вышел, бесспорно, удачным, разве что выбор комплектаций немного неправилен, с точки зрения автора – например, если кому-то нужен электростартерный вариант с генератором, но исключительно с румпелем, то ему придется все равно доплачивать за комплект дистанционного управления.

Основные плюсы:
  • Хорошо сбалансированный мотор с ровной кривой крутящего момента
  • 4 варианта винтов под разные потребности
Минусы:
  • Высоковат расход горючего
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лодку тянет только в путь, груженую сетями и рыбой даже не замечает в сравнении с предыдущим.

Хотя подавляющее большинство лодочных моторов комплектуется карбюраторными двигателями, маркетологи Suzuki не побоялись вывести на рынок мотор, оснащенный впрыском топлива. Уже одно это привлекает внимание к модели DF20AS, но и технические характеристики здесь достойны.

Мотор Suzuki – 327-кубовый двухцилиндровый четырехтактник, выдающий все заявленные в маркировке 20 л.с. Трехлопастной винт с 10-дюймовым шагом позволяет лодке «выстреливать» с места, при этом неплохо работая и на больших нагрузках (тяжелая или груженая лодка). Больше всего же радует экономичность: благодаря впрыску топлива, к тому же работающему по принципу Lean Burn (на обедненных смесях), Suzuki способен оставить далеко позади карбюраторных конкурентов.

Есть и ложка дегтя, точнее даже две. Во-первых, все же хотелось бы иметь электростартер: запуск впрыскового двигателя ручным стартером несколько капризнее, чем карбюраторного, особенно если не подключать аккумулятор (опциональный, в комплект поставки не входящий), так как рывок должен запитать от генератора и ЭБУ впрыска, и бензонасос, у карбюраторного же мотора даже небольшой скорости вращения хватит для срабатывания CDI-зажигания.

Во-вторых, это проблемы с переусложненной электрикой: многие владельцы отмечали «глюки», в первые годы выпуска мотора статистика поломок, собранная завсегдатаями форума RusFishing, показывала 20-24% отказов, что очень много, особенно учитывая сложность мотора, затрудняющую самостоятельный ремонт. К настоящему времени от «детских болезней» избавились, но определенная настороженность все же остается.

Основные плюсы:
  • Великолепная экономичность.
  • Достойная динамика.
Минусы:
  • Отремонтировать систему впрыска – это не карбюратор продуть.
  • Нет электростартера.
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Конечно, доводилось слышать, что со впрыском тут проблемы, но у меня за три года никаких. Зато расход топлива такой, как будто в моторе сил пять, а не 20.

С двухтактного двухцилиндрового двигателя объемом 294 кубических сантиметра Nissan Marine снимает 18 лошадиных сил – мотор сравнительно низкооборотный (для двухтактника особенно), зато вполне тихий. Фактически перед нами «заводской тюнинг» - ведь это не что иное, как «раздушенная» самим производителем 15-сильная модель NS 15, которую ушлые продавцы нередко выставляют и вовсе с припиской «оформим как 9,9» (интересно, что они делают с шильдиком на моторе в этом случае, там-то цифры такое «оформление» сразу выдадут с потрохами).

Как и прочие моторы Nissan Marine, этот имеет хорошую защиту от коррозии – помпа из нержавейки, стальные детали оцинкованы. Помпа собирается специально с повышенными зазорами, что компенсируется диаметром ее крыльчатки – зато нет риска повреждения из-за попадания песка или грязи между ней и корпусом, если Вы часто ходите по мелководью, это станет неплохим аргументом в пользу NS Marine. Впрочем, мотор неплох в любых условиях – надежность у него высокая, больших проблем по обслуживанию или регулировкам он не доставляет.

Основные плюсы:
  • Хорошая тяга
  • Умеренная шумность
  • Низкая чувствительность к чистоте охлаждающей воды
Минусы:
  • Неизбежный для двухтактника «аппетит»
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Соленой воды действительно не боится, заводится легко что весной, что летом, что осенью. Покупкой однозначно доволен.

2 цилиндра, 2 такта, 246 «кубиков» … Ничего не напоминает? Да, это все тот же наш знакомый «ямаховский» мотор без «душилки». Что ж, этот клон неплохо собран и уверенно переваривает то, что у нас называется 92-м бензином. При этом он сохраняет привлекательную цену.

По надежности больших претензий к нему нет, если дать понятную скидку на ценовой сегмент и происхождение двигателя. Основная проблема у него, как это часто бывает у китайцев, с системой зажигания – через несколько сезонов может начать отказывать один цилиндр, что легко лечится заменой блока CDI. В остальном же говорить о каких-то типично проблемных узлах нельзя, механика у двигателя «ходит» прилично, если не пытаться сознательно «упороть» мотор перегрузками и некачественным маслом.

Основные плюсы:
  • Неплохое общее качество за эти деньги
  • Легкий запуск, умеренные вибрации
Минусы:
  • Не лучшая надежность системы зажигания
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший китайский лодочный мотор, три года его постоянно использую на рыбалке, все устраивает. Сразу все протянул на всякий пожарный, и все.

Лучшие лодочные моторы высокой мощности

Yamaha 30H

203 600

По мощности лодочный мотор «Ямаха» - прямой конкурент для Honda BF30DK2 SHGU, но конструктивно они скорее даже не конкуренты, а идеологические противники. Посудите сами – в то время как Honda основана на трехцилиндровом четырехтактнике, то за основу тридцатисильной «Ямахи» взяли двухцилиндровый двухтактник. В результате Yamaha, которая и весит почти на 20 кг легче, заметно отличается по характеру – она любит, чтобы хозяин поддал газку, отзывается на него с прямо-таки ощутимым удовольствием. Конечно, и «Хонду» не назвать «овощем» (ускорительные насосы в карбюраторах дают о себе знать), но все же двухтактность у «трех камертонов» сразу видна уже на первых минутах катания. А винтов для этого двигателя выпускается ни много ни мало 15 модификаций – тут немудрено и запутаться в выборе.

Комплектаций у мотора… Ну, скажем, две с половиной. Полноценными тремя их не назвать – под двадцатидюймовый транец предлагают только версию с ручным управлением, в то время как под пятнадцатидюймовый – хоть «мануальную», хоть с электростартером и комплектом дистанционного управления. Генератор есть во всех трех исполнениях, но взятый от менее мощных моделей (все те же 6 ампер), хотя обычно моторы такого класса дают возможности электропитания получше.

Но, конечно, чем однозначно «Ямаха» кроет «Хонду», так это ценой. Сами посудите – двукратный разрыв! Так что даже с учетом того, что ресурс у двухтактников неизбежно меньше, тут за те же деньги можно вообще успеть поменять мотор. А то и вовсе сразу замахнуться на пятидесятисильную Yamaha 50H.

Основные плюсы:
  • Привлекательная цена для такой мощности и известного японского бренда
  • Выбор винтов чуть ли «не на каждый день недели и разное настроение»
  • Легкий запуск, хорошая отзывчивость газа
Минусы:
  • Слабоват генератор
  • Странный набор доступных комплектаций
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Простой и резвый двухтактник, и по делу съездить, и для души покататься.

Трехцилиндровый лодочный мотор с объемом почти 600 кубических сантиметров – это уже серьезная заявка на отличные характеристики, но, когда на этом всем еще и красуется надпись «Хонда»… В общем, в данном случае мы получаем тридцатисильный двигатель, который одновременно сочетает в себе и разумную архаичность (карбюраторное питание, один верхний распредвал), и максимальное использование возможностей этих технологий: блок из трех карбюраторов оснащен индивидуальными ускорительными насосами, впрыскивающими дополнительную порцию топлива при резком открытии газа и при должной настройке обеспечивающими максимальную отдачу от каждого цилиндра.

В итоге перед нами достаточно компактный (вес в сборе – 72 кг) двигатель с высокой мощностью, способный и уверенно тащить лодку с максимальной нагрузкой на малой скорости, и тут же ускориться. Добавим к этому эталонную надежность двигателей Honda… и нам останется только пожалеть о высокой цене.

Основные плюсы:
  • Мощный и неприхотливый карбюраторный мотор
  • Легкий запуск с ручного стартера – объем каждого цилиндра меньше 200 «кубиков»
Минусы:
  • Далеко не демократичная цена
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
После «Ямахи» все же растряс кубышку и поставил «Хонду». Сравнивать их просто невозможно – и по возможностям, и по ресурсу.

Как выбрать лучший лодочный мотор

Фактически при выборе подвесного мотора используется треугольник «цена-мощность-желание тратить время в ГИМСе». Конечно, никто не спорит, что с 20-сильным мотором на лодке будет гораздо интереснее плавать, но и цена такого мотора многим окажется не по карману, да и налоги с регистрацией…

С другой стороны, и самый выгодный в плане избавления от бумаг и налогов пятисильный агрегат на большую лодку ставить нет смысла. Так что неудивительно, что два самых частых поисковых запроса – это «купить мотор 5 л.с.» от рыбаков, которым просто нужно избавить руки от длительной гребли, и «купить мотор до 10 л.с.» от владельцев вместительных лодок, которым 5 сил уже не хватает.

Комментарии