12 лучших лодочных моторов

Рейтинг пламенных движков

Выбор лодочного мотора не прост. В зависимости от поставленной задачи необходимо определиться с мощностью, с типом двигателя, со способом управления. Но в любом случае, мотор должен быть надежным – если он подведет на воде, серьезных проблем не избежать. В этом рейтинге – только лучшие лодочные двигатели, достойные внимания самого взыскательного покупателя.

Выбирая хороший лодочный мотор, нужно учитывать множество нюансов конструкции – например, при эксплуатации преимущественно на грязной воде гораздо жестче требования к конструкции термостата, наиболее уязвимого для загрязнений элемента системы охлаждения. Основная же ошибка – это приобретение дешевого, но недостаточно мощного мотора, который в итоге будет постоянно эксплуатироваться в режиме «полный газ», интенсивно изнашиваться, и обойдется в перспективе с учетом ремонта даже дороже более мощного агрегата.

Сегодня мы попробуем разобраться с самыми популярными моделями лодочных моторов российского рынка – какие из них заслуживают наибольшего внимания? Разделение на категории мы выбрали согласно наиболее востребованным мощностям, дополнительно разделив самые популярные 5-сильные (максимальная мощность, при которой не нужны права и уплата налога) моторы по тактности. Отдельного внимания заслужила категория «почти 10 л.с.», не требующая регистрации лодки в ГИМС: здесь потеря пары десятых долей мощности снимает с владельца много забот, и спрос на моторы в 9,8 л.с. гораздо больше, чем на имеющие ровно 10.

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие лодочные моторы малой мощности 1 HDX T 2.6 CBMS 9.7 / 10 16 150
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Toyama TM5TS 9.0 / 10 49 800
2 HDX T 5 BMS 8.5 / 10 39 900
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Honda BF5AK2 SU 9.8 / 10 80 500
2 Honda BF5A4 SBU 9.7 / 10 83 900
3 Mercury ME F 5 M 9.5 / 10 72 300
4 Toyama TM5FS 9.0 / 10 57 400
5 HDX F 5 BMS 8.5 / 10 49 990
Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с. 1 Mercury ME F 9.9 M 9.7 / 10 143 800
2 Hidea HD9.8FHS 8.9 / 10 67 300
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с. 1 Honda BF20D3 SHSU 9.6 / 10 220 500
2 Suzuki DF20AS 9.5 / 10 159 000

Лучшие лодочные моторы малой мощности

Компактный двигатель HDX T 2.6 CBMS неприхотлив в эксплуатации и прост в обслуживании. У мотора небольшой вес и его легко переносить с места на место. Модель HDX оснащена надежным трехлопастным алюминиевым винтом, скорость лодки с таким движком доходит до 9 км/ч. Расход топлива не превышает 1,3 л в час. Смазка трущихся деталей в двигателе комбинированная (смесь масла с бензином), удаление выхлопных газов происходит через винт. Заднего хода в механизме не предусмотрено, обратный ход лодки осуществляется разворотом на 180 градусов. Сборка модели производится в Китае.
Основные плюсы:
  • Отлично заводится в любых погодных условиях;
  • Обладает хорошей тягой, несмотря на свою компактность;
  • Низкая цена;
  • Мотор можно использовать на мелких водоемах;
  • Имеется встроенный бензобак емкостью 1,2 л;
  • Газ регулируется с румпеля.
Минусы:
  • Ручка газа сделана из пластмассы, поэтому не слишком надежная.
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дешевый, легкий. В отличии оригинала (yamaha 2T), управление дросселем на румпеле. Заводится с полтычка. Что еще надо от маленькой тарахтелки?

Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с.

49 800
Прожорливые и малоресурсные двухтактные двигатели продолжают сдавать свои позиции в сегменте маломощных лодочных моторов: Toyama занял место лидера рейтинга лучших 5-сильных «двухтактников» в основном как самый распространенный в торговой сети, а его борьбу с HDX нельзя назвать напряженной.

Итак, перед нами компактный (вес 20 кг) мотор с объемом 102 см3, приводящий во вращение трехлопастной винт диаметром 7,8 дюйма. Привод традиционно для моделей этого класса имеет три положения: передняя скорость, задняя и «нейтралка», крепление на транец – винтовой зажим струбцинного типа.

Японский бренд не должен вызывать иллюзий: лодочные моторы Toyama производятся в Китае, поставляясь под этой маркой исключительно в Россию. Впрочем, надежность силового агрегата производителю удалось удержать на достаточно высоком для двухтактника уровне, а его простота во многом даже окажется плюсом: например, отказ от раздельной смазки хотя и усложняет заправку, зато и исключает задиры на цилиндре в случае отказа маслонасоса, которого просто-напросто нет. С обслуживанием двигателя можно справиться без каких-либо затруднений. Вот отсутствие электростартера не очень приятно, хотя провернуть 100 «кубиков» тросовым стартером нетрудно.

Кстати, о заправке: в лодке явно придется предусмотреть место для канистры, ведь объем встроенного бака TM5TS – всего 2,7 л. Высосет его насухо на полной скорости мотор менее чем за час.

Основные плюсы:
  • Пристойное качество сборки.
  • Неплохой ресурс.
Минусы:
  • Низкий запас хода на одной заправке.
  • Маломощный китайский двухтактник за 45 тысяч? Дороговато.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Купил, к счастью, до «крымнаша», когда цена мотора была гораздо вкуснее. Приемистый и малошумный, проблем с ним с момента покупки не было. Аппетит, правда, у него «взрослый».
39 900
HDX – это второй пятисильный двухтактник, который более-менее удовлетворил условиям попадания в рейтинг лучших лодочных моторов. По сути, это брат-близнец Toyama: моторы здесь идентичны не только по характеристикам, но и конструктивно, то же самое можно сказать о винте или редукторе.

Почему же тогда HDX получил второе место, если его цена даже ниже, чем у Toyama? Ответ прост: производитель явно не принял во внимание тот факт, что в России бюджетные «двухтактники» используют в первую очередь рыбаки на обширных территориях водохранилищ, и оснастил прожорливый мотор бензобаком с объемом всего 1,5 л. Для двухтактного двигателя это очень мало даже при небольшой нагрузке, на полном газу же одной заправки может не хватить даже в «один конец».

Нельзя не попенять китайскому производителю и на опасное упрощение конструкции: аварийного отключения винта (хотя бы банальной срезной шпонки) здесь нет, и, зацепив на мелководье винтом камень, можно в лучшем случае лишиться лопасти, в худшем же услышать предсмертный хруст самого редуктора с выкрошенным зубом конической передачи.

Основные плюсы:
  • Мотор по меркам китайских 2Т весьма и весьма надежен при грамотной эксплуатации.
Минусы:
  • Мизерный запас хода.
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотор тихий и вполне прилично «прет», вот только и бензина при этом уходит много. По Волге на рыбалку ходить можно, но вот далеко забираться на водохранилище заправлять надоест.

Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с.

Надежный лодочный двигатель Honda BF5AK2 SU имеет румпельное управление и низкий уровень шума, собирается модель в Японии. Мотор активно используется любителями рыбной ловли, он идеально подходит для троллинга. Продукция компании Honda славится надежностью, марка BF5AK2 SU тоже не стала исключением – двигатели служат верой и правдой до 10 лет и больше. Расход топлива в режиме троллинга экономичный, за 7-8 часов мотор потребляет около трех литров бензина Аи-95. Мотор Honda BF5AK2 SU применяется на лодках длиной от 3,5 до 4 метров.
Основные плюсы:
  • Долговечность и надежность;
  • Экономичное потребление топлива;
  • Объемный внешний топливный бак (13 л);
  • Возможность работать на бензине с октановым числом от 86 (можно смешивать Аи-92 с А80);
  • Удобное и легкое управление.
Минусы:
  • Достаточно высокая цена.
9.8 / 10
Рейтинг
Марка – это уже неплохая рекомендация для двигателя. Как ни крути, а Honda is Honda. Действительно, лодочный мотор стоит каждого рубля из своих денег: изготовленный с достаточным запасом прочности (чего стоит только крепление к транцу, по виду рассчитанное на мотор в несколько раз тяжелее. И, кстати, имеющее простую и надежную регулировку наклона), он проработает не один и не два сезона: ресурс в десяток лет при должном уходе для японской техники не является чем-то экстраординарным.

Двигатель с рабочим объемом 127 см3 малошумен и имеет отличный запас хода: производитель установил бензобак с объемом 12 литров. При этом требования к качеству топлива вполне приемлемые: товарный «92-й» он переварит практически с любой заправки, главное – не забывать сливать горючее из карбюратора перед постановкой на зиму, он довольно чувствителен к загрязнению и образованию осадка в топливе.

О качестве продукта обычно говорит внимание производителя к мелочам, BF5A4 здесь не исключение. Достаточно взять в руку рычаг румпеля, чтобы понять: инженеры действительно думали об эргономике, оснастив его не только удобной, но и надежно удерживающейся в мокрой или испачканной в рыбьей слизи руке накладкой. К тому же ручка газа имеет регулятор трения, а удобная предохранительная чека гарантирует, что Вы не «потеряете» лодку, выпав за борт на вираже. Кроме того, под кожухом двигателя можно обнаружить установочные кронштейны для тросов дистанционного управления.

Символ B в маркировке модели означает наличие «на борту» электрогенератора. Он хотя и невелик (максимальный ток – 3 А), но светодиодную оптику для ночной рыбалки потянет без проблем. Кроме того, от него запитаны аноды противокоррозионной защиты, расположенные на пере триммера около винта.

Основные плюсы:
  • Превосходное качество, практически эталонная надежность.
  • Большой запас хода на одной заправке.
Минусы:
  • Не совсем удобное обслуживание (заменить свечу зажигания на воде, к примеру, крайне неудобно).
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лодочный мотор лучший, как говорится, «на века». За шесть лет разве что свечки менял, и все. Заводится легко, бензин переваривает любой.
«Американец» стал антирекордсменом по объему встроенного бензобака: в него влезает лишь литр топлива, для 123-кубового мотора этого хватит разве что на небольшое плавание по реке. Конечно, производитель предлагает в числе опций и внешний бак на 12 литров, но в этом случае цена и так не самого дешевого мотора приблизится к стоимости двигателя Honda, у которого и генератор входит в базовую комплектацию (у Mercury это тоже опция).

В чем лодочный мотор Mercury действительно неплох – так это в движении по мелководью, когда его приходится сильно накренивать, чтобы поднять винт: эффективность винта падает мало, а охлаждение двигателя не страдает. Выхлоп здесь идет не в воду через винт, а напрямую в атмосферу, поэтому несколько шумнее, чем у «водяных» моделей.

Основные плюсы:
  • Отличный вариант для мелководья, охоты с воды.
Минусы:
  • Мизерный объем штатного бака.
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Отменная надежность, а при прямых руках и с маленьким баком проблем нет.
57 400
Нижние ступени рейтинга лучших четырехтактных лодочных моторов небольшой мощности замыкают уже знакомые агрегаты: китайский «японец» TM5FS – это не что иное, как четырехтактная версия TM5TS, что видно и по маркировке, отличающейся только окончанием (four stroke, two stroke). По сравнению с двухтактным вариантом мотор прибавил в весе на 5 кг, при этом потеряв в динамике: винт на этом моторе меньше и в диаметре (на 0,5 дюйма), и по шагу (на дюйм).

В итоге, если TM5TS позволял при необходимости и «позажигать» на легкой лодке, то TM5FS – исключительно «рабочая лошадка», причем ориентированная на недалекие плавания: объем бензобака в 1,1 л приближается к понятию о неприличном.

Основные плюсы:
  • Неплохая сборка при доступной цене.
Минусы:
  • Это не бензобак, это клизма! (подслушано в магазине).
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вполне можно и поплавать в свое удовольствие, и на рыбалку. Мотор «медленный», но надежный и неприхотливый.
49 990

Сейчас на рынке лодочных моторов появилось много товаров китайского производства, и качество продукции не всегда на уровне. Фирма HDX (или Hondex) – одна из немногих компаний в Китае, производящих надежные движки.

Установка четырехтактного мотора привела к увеличению цены по сравнению с двухтактным аналогом (T 5 BMS) на 7 тысяч рублей, но это вложение денег нельзя назвать неоправданным: лодочный мотор стал ощутимо тише и экономичнее, правда, установка более габаритного двигателя в тот же кожух потребовала сделать бензобак еще меньше: теперь его объем всего 1,3 л. Но четырехтактный 112-кубовый двигатель на таком объеме топлива имеет вполне пристойный запас хода, не менее важен и другой плюс в виде большего крутящего момента на низких оборотах. Идти на небольшой скорости загруженной лодке гораздо проще, и ускориться при необходимости – тоже. Разогнаться же можно вполне уверенно до 20-25 км/ч, что для пятисильного мотора неплохо.

Сам же мотор при необходимости в ремонте окажется ничуть не сложнее всем знакомых OHV-моторов генераторов или культиваторов, если не брать в расчет водяное охлаждение. Стоит предостеречь любителей охотиться с воды: HDX для этой цели далеко не лучший выбор, так как забить водозаборник здесь достаточно просто, а на заболоченных водоемах небольшой глубины винт будет активно поднимать ил. Гораздо больше этот мотор подойдет рыбакам, выходящим на чистую воду.

Основные плюсы:
  • Экономичный двигатель.
  • Легкость обслуживания.
  • Пристойная динамика.
Минусы:
  • Маленький встроенный бензобак.
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хоть и китаец, а вполне ничего за свои деньги. Рыбу не распугивает, «жрет» умеренно, да и груженую лодку тянет спокойно.

Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с.

Ничто так не отвратительно инспектору ГИМСа и не ласкает так взгляд владельца моторной лодки, как цифра 9,9 на кожухе двигателя: хотя права на управление маломерным водным транспортом уже при себе нужно иметь, а вот регистрировать лодку и платить за нее налоги не нужно благодаря всего лишь недостающим 0,1 л.с. в паспорте.

На фоне многих хороших лодочных моторов этого класса Mercury выиграл в первую очередь за счет четырех тактов: все-таки такие агрегаты приобретают чаще всего для длительной и частой эксплуатации, и здесь вопрос ресурса и экономичности стоит на первом месте. Цена же у двигателя не так велика – всего в два раза больше аналогичных по мощности, но двухтактных и сугубо китайских агрегатов, и сопоставима со стоимостью японских двухтактников.

Два цилиндра Mercury в сумме имеют рабочий объем 209 см3 и приводят во вращение трехлопастной винт «квадратной» (диаметр и шаг – 9 дюймов) размерности. Встроенный бензобак на 12 литров обеспечивает хороший запас хода, а 6-амперный генератор позволит плавать и в темное время.

Основные плюсы:
  • Экономичный двигатель с высоким ресурсом.
  • Известный, «говорящий сам за себя» бренд.
Минусы:
  • Малая распространенность: магазинам выгоднее выставлять дешевые китайские агрегаты.
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Китай не рассматривал сразу, в выборе «Америка против Японии» победил четырехтактник Mercury. Экономичный, надежный, плюс дистанционное управление в комплекте.
Китайские лодочные моторы Hidea успели получить определенную известность в России. И, естественно, китайцы, вообще остро реагирующие на особенности законодательства северного соседа, не могли обойти вниманием «безрегистрационную» категорию лодочных моторов, представив свой 9,8-сильный двухтактник.

Мотор для 2Т достаточно низкофорсированный: снять 9,8 л.с. с 169 см3 объема – это не так и много (для сравнения – удельная мощность выше даже у советского мотоцикла «Минск»). С другой стороны, это дает надежду на хороший запас прочности, тем более что мотор имеет явные японские корни.

Вполне приемлем и расход (конечно, по меркам двухтактников!) – Hidea сжигает полный 12-литровый бак за 50-60 км пути, разгоняя лодку до 30 км/ч. Простой и надежный карбюратор, легкий в обслуживании двигатель – что еще нужно владельцу лодки, которому нужен достаточно мощный подвесной мотор, а финансы позволяют смотреть только в сторону Китая?

Основные плюсы:
  • Клон Tohatsu, и весьма удачный.
  • Легкое обслуживание.
Минусы:
  • Двухтактник.
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Много мотора за вполне приемлемые деньги. Заводится легко, в эксплуатации не капризный, и лодку тянет нормально. Ну и самое главное – до 10 сил!

Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с.

Если не обращать внимание на цену, невольно вызывающую в глубинах подсознания возглас «да я за эти деньги машину куплю», то Honda вновь заслуженно получает первое место рейтинга лучших лодочных моторов. Четырехтактный 350-кубовый мотор выдает 20 л.с. на винт, одновременно приводя в действие и 12-амперный электрогенератор. Конечно, завести тросом такой двигатель – не самая сложная задача, но производитель не забыл и об электростартере. При этом дейдвуд здесь «короткий» (381 мм), о чем напоминает первая S в суффиксе, так что установить этот мотор можно на большинство распространенных у нас лодок.

Мотор имеет эффективную систему охлаждения, два водозаборника которой развернуты в сторону направления движения и на скорости снимают часть нагрузки с помпы. Благодаря сетчатым фильтрам риск проникновения в каналы посторонних предметов и повреждения крыльчатки значительно снижен.

Основные плюсы:
  • Превосходный ресурс, общая продуманность конструкции.
Минусы:
  • Высокая цена.
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
В глаз мотор бросился обтекаемым корпусом, обещавшим отличную динамику, и на практике обещание полностью оправдалось. Плюс к этому – традиционно эталонная надежность.
159 000
Хотя подавляющее большинство лодочных моторов комплектуется карбюраторными двигателями, маркетологи Suzuki не побоялись вывести на рынок мотор, оснащенный впрыском топлива. Уже одно это привлекает внимание к модели DF20AS, но и технические характеристики здесь достойны.

Мотор Suzuki – 327-кубовый двухцилиндровый четырехтактник, выдающий все заявленные в маркировке 20 л.с. Трехлопастной винт с 10-дюймовым шагом позволяет лодке «выстреливать» с места, при этом неплохо работая и на больших нагрузках (тяжелая или груженая лодка). Больше всего же радует экономичность: благодаря впрыску топлива, к тому же работающему по принципу Lean Burn (на обедненных смесях), Suzuki способен оставить далеко позади карбюраторных конкурентов.

Есть и ложка дегтя, точнее даже две. Во-первых, все же хотелось бы иметь электростартер: запуск впрыскового двигателя ручным стартером несколько капризнее, чем карбюраторного, особенно если не подключать аккумулятор (опциональный, в комплект поставки не входящий), так как рывок должен запитать от генератора и ЭБУ впрыска, и бензонасос, у карбюраторного же мотора даже небольшой скорости вращения хватит для срабатывания CDI-зажигания.

Во-вторых, это проблемы с переусложненной электрикой: многие владельцы отмечали «глюки», в первые годы выпуска мотора статистика поломок, собранная завсегдатаями форума RusFishing, показывала 20-24% отказов, что очень много, особенно учитывая сложность мотора, затрудняющую самостоятельный ремонт. К настоящему времени от «детских болезней» избавились, но определенная настороженность все же остается.

Основные плюсы:
  • Великолепная экономичность.
  • Достойная динамика.
Минусы:
  • Отремонтировать систему впрыска – это не карбюратор продуть.
  • Нет электростартера.
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Конечно, доводилось слышать, что со впрыском тут проблемы, но у меня за три года никаких. Зато расход топлива такой, как будто в моторе сил пять, а не 20.

Как выбрать лучший лодочный мотор

Фактически при выборе подвесного мотора используется треугольник «цена-мощность-желание тратить время в ГИМСе». Конечно, никто не спорит, что с 20-сильным мотором на лодке будет гораздо интереснее плавать, но и цена такого мотора многим окажется не по карману, да и налоги с регистрацией…

С другой стороны, и самый выгодный в плане избавления от бумаг и налогов пятисильный агрегат на большую лодку ставить нет смысла. Так что неудивительно, что два самых частых поисковых запроса – это «купить мотор 5 л.с.» от рыбаков, которым просто нужно избавить руки от длительной гребли, и «купить мотор до 10 л.с.» от владельцев вместительных лодок, которым 5 сил уже не хватает.

14
Обновлено: 04.11.2016
Рейтинг в категориях:
Для корректной работы, необходимо включить Javascript в браузере. Как это сделать?