20 лучших лодочных моторов

Рейтинг пламенных движков

Выбор лодочного мотора не прост. В зависимости от поставленной задачи необходимо определиться с мощностью, с типом двигателя, со способом управления. Но в любом случае, мотор должен быть надежным – если он подведет на воде, серьезных проблем не избежать. В этом рейтинге – только лучшие лодочные двигатели, достойные внимания самого взыскательного покупателя.

Выбирая хороший лодочный мотор, нужно учитывать множество нюансов конструкции – например, при эксплуатации преимущественно на грязной воде гораздо жестче требования к конструкции термостата, наиболее уязвимого для загрязнений элемента системы охлаждения. Основная же ошибка – это приобретение дешевого, но недостаточно мощного мотора, который в итоге будет постоянно эксплуатироваться в режиме «полный газ», интенсивно изнашиваться, и обойдется в перспективе с учетом ремонта даже дороже более мощного агрегата. В нашем рейтинге рассмотрены в том числе и китайские лодочные моторы заслуживших доверие марок. Но эксперты единодушны — "китайцев" следует покупать, только если Ваш бюджет ограничен.

Сегодня мы попробуем разобраться с самыми популярными в 2018-2019 г.г. моделями лодочных моторов российского рынка – какие из них заслуживают наибольшего внимания? Разделение на категории мы выбрали согласно наиболее востребованным мощностям, дополнительно разделив самые популярные 5-сильные (максимальная мощность, при которой не нужны права и уплата налога) моторы по тактности. Отдельного внимания заслужила категория «почти 10 л.с.», не требующая регистрации лодки в ГИМС: здесь потеря пары десятых долей мощности снимает с владельца много забот, и спрос на моторы в 9,8 л.с. гораздо больше, чем на имеющие ровно 10.

Рейтинг лучших лодочных моторов 2019 года

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие лодочные моторы малой мощности 1 Mercury ME F 2.5 M 9.9 / 10 47 500
2 NS Marine NM 3.5 B2 S 9.6 / 10 38 100
3 HDX T 2.6 CBMS 9.4 / 10 10 799
4 Carver MHT 3.8 S 8.8 / 10 8 621
5 PATRIOT BM-120 8.7 / 10 15 490
Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Toyama TM5TS 9.0 / 10 16 990
2 HDX T 5 BMS 8.5 / 10 45 500
Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с. 1 Yamaha F5A 9.8 / 10 74 900
2 HONDA BF5DH SHU 9.7 / 10 113 100
3 Mercury ME F 5 M 9.5 / 10 67 900
4 Toyama TM5FS 9.0 / 10 44 589
5 HDX F 5 BMS 8.5 / 10 17 200
Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с. 1 Yamaha F9.9J 9.9 / 10 159 700
2 Tohatsu M 9.8B S 9.8 / 10 47 500
3 Mercury ME F 9.9 M 9.7 / 10 130 000
4 HDX F 9.8 BMS 9.2 / 10 98 600
5 SEA-PRO ОТН 9.9S 9.1 / 10 67 332
6 HDX T 9.9 BMS 9.0 / 10 79 500
7 Hidea HD9.8FHS 8.9 / 10 66 200
8 Toyama TM9.8FS 8.3 / 10 87 695
Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с. 1 Honda BF20D3 SHSU 9.6 / 10 223 100
2 Yamaha F20B 9.6 / 10 195 600
3 Suzuki DF20AS 9.5 / 10 199 900
4 SEA-PRO T 15S 8.9 / 10 73 700
Лучшие лодочные моторы высокой мощности 1 Yamaha 30H 9.9 / 10 174 900
2 Honda BF30DK2 SHGU 9.8 / 10 381 100

Лучшие лодочные моторы малой мощности

Хотя этот лодочный мотор и самый дорогой в выбранной категории, но присвоить ему первое место придется однозначно. Посудите сами: если практически все двигатели с мощностью около трех лошадиных сил – двухтактные, то здесь установлен четырехтактник, что уже является огромным плюсом к ресурсу, особенно если учесть, что при такой мощности мотор обычно эксплуатируется в режиме «холостой – полный газ».

Выхлоп у него выведен над винтом. что вместе с малым уровнем шума оценят рыбаки – улов у них явно увеличится в сравнении с трескучими двухтактниками, из-под воды очень хорошо слышными. И даже литровый встроенный бензобак нельзя назвать большим недостатком, ведь у большинства двухтактных аналогов он максимум в полтора раза больше, но настолько же больше и их «аппетит».

К комплектации производитель тоже подошел основательно – много ли лодочных моторов такой мощности имеют возможность подключения дистанционного управления? К мотору прилагаются полноценный комплект инструмента для обслуживания и запасные свечи, что еще раз указывает на его позиционирование – его купит скорее обеспеченный хозяин, не успевший забить гараж наборами ключей и запчастями от старых моторов. К тому же и с надежностью у ME F 2.5 M проблем не отмечено, так что этот комплект инструмента надолго станет приятным бонусом, а не реальной необходимостью.

Основные плюсы:
  • Надежный четырехтактный мотор
  • Мизерный расход топлива
  • Приличная тяга с самых низов
Минусы:
  • Высокая цена
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший лодочный мотор, четырехтактный, и его просто нельзя сравнивать с двухтактниками, я давно забыл, что такое плохо заводящийся мотор, не говоря уже о переборке – самое сложное тут масло поменять, и больше ничего не требуется.

Мотор дороговат – многие предпочтут «японцу» за те же деньги более мощного «китайца», благо их выбор в магазинах уже очень велик. Однако и у NS Marine есть серьезные аргументы «за»: в первую очередь это общее качество изготовления и особенно антикоррозийной защиты. Если Вы выходите только на пресную воду, это не так важно, а вот если мотор ставится на лодку для недалеких выходов в море…

Рабочий объем здесь – 75 «кубиков», которые выдают 3,5 лошадиные силы. Мотор, как и подобает двухтактнику малой кубатуры, при работе характерно «зудит» комариным тоном, хотя водяная рубашка и снижает общую шумность. При этом размерность цилиндра почти «квадратная», так что двигатель не страдает необходимостью в высоких холостых или полным отсутствием «низов».

Стоит обратить внимание, что гребной винт здесь изготовлен из пластика, а не из металла – не стоит бездумно гонять по мелководью, тем более что поднять «ногу» нетрудно.

Основные плюсы:
  • Качество сборки и хороший ресурс
  • Эффективная антикоррозийная защита
Минусы:
  • Пластиковый винт
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший лодочный мотор, если нет потребности в высокой скорости, а лодка небольшая. Шумит умеренно, расход маленький.

Компактный двигатель HDX T 2.6 CBMS неприхотлив в эксплуатации и прост в обслуживании. У мотора небольшой вес и его легко переносить с места на место. Модель HDX оснащена надежным трехлопастным алюминиевым винтом, скорость лодки с таким движком доходит до 9 км/ч. Расход топлива не превышает 1,3 л в час. Смазка трущихся деталей в двигателе комбинированная (смесь масла с бензином), удаление выхлопных газов происходит через винт. Заднего хода в механизме не предусмотрено, обратный ход лодки осуществляется разворотом на 180 градусов. Сборка модели производится в Китае.

Основные плюсы:
  • Отлично заводится в любых погодных условиях;
  • Обладает хорошей тягой, несмотря на свою компактность;
  • Низкая цена;
  • Мотор можно использовать на мелких водоемах;
  • Имеется встроенный бензобак емкостью 1,2 л;
  • Газ регулируется с румпеля.
Минусы:
  • Ручка газа сделана из пластмассы, поэтому не слишком надежная.
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дешевый, легкий. В отличии оригинала (yamaha 2T), управление дросселем на румпеле. Заводится с полтычка. Что еще надо от маленькой тарахтелки?

Классический представитель современных малокубатурных лодочных моторов – по сути, «переквалифицированная» бензокоса. Использованный здесь двигатель – это трехсильный двухтактник с вертикальным коленвалом, имеющий рабочий объем в 62 «кубика» и, как и подобает таким моторам, с громким треском раскручивающийся до своих семи тысяч оборотов. И, как ни крути, за небольшую сумму он позволяет не грести веслами, а двигаться своим ходом, причем даже вызывая мысли о том, что шаг у винта можно было бы сделать и побольше – мощности должно хватить.

Но будем откровенны – технику такого класса и цены трудно назвать завершенной. Скорее – это конструктор для рукастого хозяина, который согласится обменять экономию денег на какое-то потраченное время и какой-то объем работы этими самыми руками. Транцевое крепление усиливать нужно однозначно: на его слабость жалоб больше всего. Механизм подъема тоже откровенно неудачен. Ну, а вывести глушитель в воду нетрудно и полезно – мотор станет куда тише.

Стоп, может, тогда не стоило и вообще включать такую технику в рейтинг лучших лодочных моторов? Однако, и у таких «бензовесел» есть свои плюсы. Начнем с воздушного охлаждения – с ним можно спокойно идти по илу, тине – нет риска перегрева из-за забитых каналов, как бывает на «водяных» моторах. «Аппетит» у мотора под стать его рабочему объему – бензин он не столько «ест», сколько «нюхает». И, наконец, весит он совсем немного – его можно не то что снять и положить в багажник, а хоть донести до дома на плече. Презрительное невнимание ГИМСа к лодкам с подобными «тарахтелками» запишем в побочные бонусы.

Основные плюсы:
  • Неплохая тяга для «газонокосилки»
  • Низкий расход топлива
Минусы:
  • Максимально удешевленная и упрощенная конструкция потребует «доработки напильником»
8.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Сам по себе лодочный мотор нормальный – и по расходу, и по тяге, и заводится легко. Крепление переделывал, да и так по мелочам доводить до ума пришлось. Конструктор для взрослых, можно так сказать.

Как и подобает «микролитражке», этот лодочный мотор изрядно напоминает газонокосилку. Чего еще хотеть от 52-кубового двухтактника, у которого заявлена мощность 2,2 кВт?

Впрочем, этого хватает, если речь идет именно о неспешном передвижении без необходимости грести веслами. В отличие от «младшего» мотора BM-110, который благодаря принудительному воздушному охлаждению еще больше походил на газонокосилку, здесь применена «водянка». И именно она, увы, стала слабым местом «Патриота» - эффективность у нее слабовата. А ведь с учетом небольшой мощности мотора его поневоле придется крутить до высоких оборотов. Так что стоит двигаться с передышками, не экономя на моторном масле (да и добавлять его в бензин стоит побольше, чем велит инструкция – для теплонагруженных двухтактников это не лишнее). И, главное, не забывать про чистку заборника системы охлаждения – здесь это действительно важно!

С учетом небольшого веса транспортировка и установка этого моторчика не вызовет затруднений, да и с запуском его справится даже ребенок.

Основные плюсы:
  • Компактность
Минусы:
  • Мала эффективность охлаждения
8.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Забавный недорогой моторчик, после небольшой доработки неплохо меня выручает.

Лучшие двухтактные моторы мощностью 5 л. с.

Прожорливые и малоресурсные двухтактные двигатели продолжают сдавать свои позиции в сегменте маломощных лодочных моторов: Toyama занял место лидера рейтинга лучших 5-сильных «двухтактников» в основном как самый распространенный в торговой сети, а его борьбу с HDX нельзя назвать напряженной.

Итак, перед нами компактный (вес 20 кг) мотор с объемом 102 см3, приводящий во вращение трехлопастной винт диаметром 7,8 дюйма. Привод традиционно для моделей этого класса имеет три положения: передняя скорость, задняя и «нейтралка», крепление на транец – винтовой зажим струбцинного типа.

Японский бренд не должен вызывать иллюзий: лодочные моторы Toyama производятся в Китае, поставляясь под этой маркой исключительно в Россию. Впрочем, надежность силового агрегата производителю удалось удержать на достаточно высоком для двухтактника уровне, а его простота во многом даже окажется плюсом: например, отказ от раздельной смазки хотя и усложняет заправку, зато и исключает задиры на цилиндре в случае отказа маслонасоса, которого просто-напросто нет. С обслуживанием двигателя можно справиться без каких-либо затруднений. Вот отсутствие электростартера не очень приятно, хотя провернуть 100 «кубиков» тросовым стартером нетрудно.

Кстати, о заправке: в лодке явно придется предусмотреть место для канистры, ведь объем встроенного бака TM5TS – всего 2,7 л. Высосет его насухо на полной скорости мотор менее чем за час.

Основные плюсы:
  • Пристойное качество сборки.
  • Неплохой ресурс.
Минусы:
  • Низкий запас хода на одной заправке.
  • Маломощный китайский двухтактник за 45 тысяч? Дороговато.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Купил, к счастью, до «крымнаша», когда цена мотора была гораздо вкуснее. Приемистый и малошумный, проблем с ним с момента покупки не было. Аппетит, правда, у него «взрослый».
HDX – это второй пятисильный двухтактник, который более-менее удовлетворил условиям попадания в рейтинг лучших лодочных моторов. По сути, это брат-близнец Toyama: моторы здесь идентичны не только по характеристикам, но и конструктивно, то же самое можно сказать о винте или редукторе.

Почему же тогда HDX получил второе место, если его цена даже ниже, чем у Toyama? Ответ прост: производитель явно не принял во внимание тот факт, что в России бюджетные «двухтактники» используют в первую очередь рыбаки на обширных территориях водохранилищ, и оснастил прожорливый мотор бензобаком с объемом всего 1,5 л. Для двухтактного двигателя это очень мало даже при небольшой нагрузке, на полном газу же одной заправки может не хватить даже в «один конец».

Нельзя не попенять китайскому производителю и на опасное упрощение конструкции: аварийного отключения винта (хотя бы банальной срезной шпонки) здесь нет, и, зацепив на мелководье винтом камень, можно в лучшем случае лишиться лопасти, в худшем же услышать предсмертный хруст самого редуктора с выкрошенным зубом конической передачи.

Основные плюсы:
  • Мотор по меркам китайских 2Т весьма и весьма надежен при грамотной эксплуатации.
Минусы:
  • Мизерный запас хода.
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мотор тихий и вполне прилично «прет», вот только и бензина при этом уходит много. По Волге на рыбалку ходить можно, но вот далеко забираться на водохранилище заправлять надоест.

Лучшие четырехтактные моторы мощностью 5 л. с.

Yamaha F5A
74 900

Продолжает наш рейтинг лучших лодочных моторов достаточно легкий для своего класса (27 кг) четырехтактник под 15-дюймовый транец имеет полезную особенность: к нему фирма предлагает полноценный 12-вольтовый генератор, так что на рыбалку можно выбираться смело – и эхолот, и навигатор будет от чего запитать. Характеристики мотора и настройки карбюратора подобраны хорошо – с ним можно и осторожно пробираться к заветному месту, не рискуя распугать рыбу или дичь, и вывести лодку на глиссирование, не будет ни рывков, ни провалов реакции на газ. При работе уровень вибраций и шума невелики – в длительных поездках это не будет досаждать. Конечно, для них сразу стоит задуматься и о второй опции – внешнем топливном баке, встроенный на 1,1 литра все-таки маловат, примерно его хватит на час работы при средних оборотах.

Еще один плюс модели, говорящий о ее продуманности – удобство переноски и транспортировки. Ручки для переноски расположены в самом подходящем месте, а двигатель имеет защиту от протечек масла, так что укладывать в багажник его можно как угодно.

Выпускается лодочный мотор с 2011 года, так что отзывов он о себе успел собрать прилично, и они более чем достойные. Конечно, цена с тех пор выросла солидно, и многих людей это может оттолкнуть от покупки: пятисильные моторы часто покупают из-за их сравнительной бюджетности, и тут у «брендовых японцев» позиции неминуемо пострадали.

Основные плюсы:
  • Надежность
  • Качество сборки
  • Возможность оборудования 12-вольтовым генератором
Минусы:
  • Неудобная регулировка дифферента
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший моторчик – купил в 2014 году еще, так и работает. Тихий, экономичный, и за рыбой, и на утку самое то.

В отличие от «бывалой» Yamaha, эта модель от их основного японского конкурента «свежее» - она представлена в 2017 году. Однако эта «свежесть» не всегда в плюс. Так, и диаметр поршня, и его ход в «хондовском» моторе хоть и немного, но меньше, а это дает нам на практике менее приятные реакции на работу газа: Honda больше любит повышенные обороты, а на низких чувствуется проигрыш в тяге. Встроенный бак у «хондовского» мотора немного больше (полтора литра), но сопоставимо больше и расход горючего. Пожалуй, что подкупит – это то, что здесь шестиамперная линия 12 вольт есть «из коробки», в то время как у Yamaha это – опция, идущая за доплату. Однако и «электрифицированная» Yamaha все равно будет стоить дешевле.

Но в итоговой расстановке баллов мы проголосуем не только кошельком. В плюсах у Yamaha и куда более развитая дилерская сеть – например, даже в своем отнюдь не большом городе автор может и купить «ямаховский» мотор у официалов, и при необходимости отдать его в сервис при салоне, а вот за «хондовским» придется прилично прокатиться. А вопрос удобства и доступности важен ничуть не меньше, чем цена – и тут у «Хонды» мало аргументов в свою пользу.

Основные плюсы:
  • Низкий уровень шума и вибраций
  • Хорошее качество сборки
  • Надежность
Минусы:
  • Высокая цена
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
«Хонда» есть «Хонда» - с момента покупки эмоции только положительные.
«Американец» стал антирекордсменом по объему встроенного бензобака: в него влезает лишь литр топлива, для 123-кубового мотора этого хватит разве что на небольшое плавание по реке. Конечно, производитель предлагает в числе опций и внешний бак на 12 литров, но в этом случае цена и так не самого дешевого мотора приблизится к стоимости двигателя Honda, у которого и генератор входит в базовую комплектацию (у Mercury это тоже опция).

В чем лодочный мотор Mercury действительно неплох – так это в движении по мелководью, когда его приходится сильно накренивать, чтобы поднять винт: эффективность винта падает мало, а охлаждение двигателя не страдает. Выхлоп здесь идет не в воду через винт, а напрямую в атмосферу, поэтому несколько шумнее, чем у «водяных» моделей.

Основные плюсы:
  • Отличный вариант для мелководья, охоты с воды.
Минусы:
  • Мизерный объем штатного бака.
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Отменная надежность, а при прямых руках и с маленьким баком проблем нет.
Нижние ступени рейтинга лучших четырехтактных лодочных моторов небольшой мощности замыкают уже знакомые агрегаты: китайский «японец» TM5FS – это не что иное, как четырехтактная версия TM5TS, что видно и по маркировке, отличающейся только окончанием (four stroke, two stroke). По сравнению с двухтактным вариантом мотор прибавил в весе на 5 кг, при этом потеряв в динамике: винт на этом моторе меньше и в диаметре (на 0,5 дюйма), и по шагу (на дюйм).

В итоге, если TM5TS позволял при необходимости и «позажигать» на легкой лодке, то TM5FS – исключительно «рабочая лошадка», причем ориентированная на недалекие плавания: объем бензобака в 1,1 л приближается к понятию о неприличном.

Основные плюсы:
  • Неплохая сборка при доступной цене.
Минусы:
  • Это не бензобак, это клизма! (подслушано в магазине).
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Вполне можно и поплавать в свое удовольствие, и на рыбалку. Мотор «медленный», но надежный и неприхотливый.

Сейчас на рынке лодочных моторов появилось много товаров китайского производства, и качество продукции не всегда на уровне. Фирма HDX (или Hondex) – одна из немногих компаний в Китае, производящих надежные движки.

Установка четырехтактного мотора привела к увеличению цены по сравнению с двухтактным аналогом (T 5 BMS) на 7 тысяч рублей, но это вложение денег нельзя назвать неоправданным: лодочный мотор стал ощутимо тише и экономичнее, правда, установка более габаритного двигателя в тот же кожух потребовала сделать бензобак еще меньше: теперь его объем всего 1,3 л. Но четырехтактный 112-кубовый двигатель на таком объеме топлива имеет вполне пристойный запас хода, не менее важен и другой плюс в виде большего крутящего момента на низких оборотах. Идти на небольшой скорости загруженной лодке гораздо проще, и ускориться при необходимости – тоже. Разогнаться же можно вполне уверенно до 20-25 км/ч, что для пятисильного мотора неплохо.

Сам же мотор при необходимости в ремонте окажется ничуть не сложнее всем знакомых OHV-моторов генераторов или культиваторов, если не брать в расчет водяное охлаждение. Стоит предостеречь любителей охотиться с воды: HDX для этой цели далеко не лучший выбор, так как забить водозаборник здесь достаточно просто, а на заболоченных водоемах небольшой глубины винт будет активно поднимать ил. Гораздо больше этот мотор подойдет рыбакам, выходящим на чистую воду.

Основные плюсы:
  • Экономичный двигатель.
  • Легкость обслуживания.
  • Пристойная динамика.
Минусы:
  • Маленький встроенный бензобак.
8.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хоть и китаец, а вполне ничего за свои деньги. Рыбу не распугивает, «жрет» умеренно, да и груженую лодку тянет спокойно.

Лучшие лодочные моторы мощностью до 10 л. с.

Yamaha F9.9J
159 700

Отличный четырехтактный лодочный мотор «самой долицензионной» мощности оснащается рядной «двойкой» с рабочим объемом 212 «кубиков» и одним верхним распредвалом. Выпускают его в нескольких комплектациях, обозначаемых дополнительными буквами в аббревиатуре – так, MH означает только ручной запуск, а на моделях Е установлен и электростартер. Сам он не сказать, что особо нужен на моторе с таким рабочим объемом (хотя, бесспорно, и удобен), но с ним «бонусом» идет и шестиамперная низковольтная обмотка генератора – а, значит, удастся запитать навигатор, эхолот, светодиодную фару-искатель. Последняя буква индекса означает высоту транца: моторы L рассчитаны на двадцатидюймовый, модели S – на 15 дюймов.

Подогнать характеристики мотора под себя нетрудно – Yamaha предлагает для него ни много ни мало семь разных винтов. Правда, почему-то сразу в комплект к низкотранцевой модификации кладут только один, в то время как под высокий транец их два «из коробки». Мотор надежен, малошумен и приятно экономичен – расходует он на крейсерской скорости после обкатки в районе трех литров в час, в то время как китайские одноклассники способны перевалить и за четыре без вмешательства карбюраторного шамана. Одно портит настроение – цена у него с нынешними курсами не особо приятная.

Основные плюсы:
  • Хорошая тяга на всех оборотах плюс возможность точно подобрать характеристики винта
  • Высокий ресурс
  • Умеренный расход топлива
Минусы:
  • Генератор на мотор без стартера нужно ставить за доплату, самостоятельно или в мастерской
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
По сравнению с китайцами серьезная разница. Мощность вроде та же, но даже просто по ощущениям сразу поймешь, где что.
Из числа представленных в продаже моторов «долицензионной» категории этот, пожалуй, самый спорный: к сожалению, дилеров Tohatsu у нас не так много, хотя по соотношению цены и качества эта марка может уверенно спорить с признанными японскими лидерами. Но, в конце концов, такой мотор покупается не на один сезон и не на два – что мешает съездить за ним в отдаленный магазин, а не экономить время на поездке, тратя его на последующий ремонт?

Простота двухтактного мотора в данном случае не означает проигрыша в ресурсе: достаточно не экономить на масле, чтобы не знать проблем с 9,8-сильным мотором Tohatsu. При этом он, несмотря на простоту (отсутствие непосредственного впрыска, мощностных клапанов), демонстрирует заслуживающую уважения экономичность: вот что значит внимание к геометрии и качестве обработки продувочных окон цилиндра.

Увы, все имеет свою цену: кто-то предпочтет купить более дешевый мотор (скорее всего, скопированный китайцами именно с этого), хотя и с известными вложениями на обслуживание. Но не упомянуть это практически идеальное сочетание простоты и надежности мы не могли.

Основные плюсы:
  • Отличная для двухтактника экономичность
  • Надежность двигателя
Минусы:
  • Цена и малая распространенность в торговой сети
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший лодочный мотор, на мой взгляд, и своих денег он стоит. Там, где «японцы» китайской сборки уходят в ремонт, этот «чистокровный» продолжает тянуть.
Ничто так не отвратительно инспектору ГИМСа и не ласкает так взгляд владельца моторной лодки, как цифра 9,9 на кожухе двигателя: хотя права на управление маломерным водным транспортом уже при себе нужно иметь, а вот регистрировать лодку и платить за нее налоги не нужно благодаря всего лишь недостающим 0,1 л.с. в паспорте.

На фоне многих хороших лодочных моторов этого класса Mercury выиграл в первую очередь за счет четырех тактов: все-таки такие агрегаты приобретают чаще всего для длительной и частой эксплуатации, и здесь вопрос ресурса и экономичности стоит на первом месте. Цена же у двигателя не так велика – всего в два раза больше аналогичных по мощности, но двухтактных и сугубо китайских агрегатов, и сопоставима со стоимостью японских двухтактников.

Два цилиндра Mercury в сумме имеют рабочий объем 209 см3 и приводят во вращение трехлопастной винт «квадратной» (диаметр и шаг – 9 дюймов) размерности. Встроенный бензобак на 12 литров обеспечивает хороший запас хода, а 6-амперный генератор позволит плавать и в темное время.

Основные плюсы:
  • Экономичный двигатель с высоким ресурсом.
  • Известный, «говорящий сам за себя» бренд.
Минусы:
  • Малая распространенность: магазинам выгоднее выставлять дешевые китайские агрегаты.
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Китай не рассматривал сразу, в выборе «Америка против Японии» победил четырехтактник Mercury. Экономичный, надежный, плюс дистанционное управление в комплекте.

Двухцилиндровый четырехтактник станет интересным вариантом для покупки, особенно с нынешними ценами, когда даже двухтактный «японец» будет часто по карману разве что с рук. К тому же известен у нас в стране этот лодочный мотор (собранный, естественно, на заводе Parsun) не первый год и показал себя весьма достойно. Конечно, он тяжелее двухтактников аналогичной мощности, но это и неудивительно – как ни крути, моторы 4Т конструктивно сложнее. Зато ресурс у него, за исключением неизбежного процента китайского «рандома», весьма неплох, а обслуживание минимально – знай время от времени меняй масло и свечи.

Из минусов отметим не всегда удачную регулировку карбюратора с завода – могут быть проблемы с холодным запуском из-за бедной смеси или, напротив, перерасход горючего из-за богатой. «Ест» он, кстати, обычный 92-й бензин без особой привередливости к его качеству.

Кому этот мотор не понравится точно, так это любителям «наколоть систему», купив мотор с расчетом на его дальнейшую форсировку с сохранением более выгодной мощности по бумагам. Дело в том, что в линейке четырехтактников HDX как раз 9,8-сильная модель и является с завода «раздушенной» в сравнении с предыдущими, имеющими точно тот же рабочий объем мотора.

Основные плюсы:
  • Вполне достойное качество сборки
  • Хорошо известная конструкция с явными (как всегда) японскими корнями
Минусы:
  • Мотор шумноват (слабая шумоизоляция кожуха)
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Три сезона откатал, менял только масло по регламенту. Лодку на глиссирование выводит уверенно даже со штатным винтом, хотя часто советуют на форумах менять.
Там, где на брендового «японца» денег не хватает, а брать откровенный «мейд ин чайна» уже не хочется, приходят на помощь, если так можно выразиться, премиумные китайские марки. Sea-Pro – это один из их типичных представителей: все так же копируя японские образцы, они предлагают достаточно сносное качество.

Конкретно этот лодочный мотор берет свое начало еще в 90-х годах и традиционно основан на «ямаховском» моторе (их двухтактники столь же популярны в Китае, как и «хондовские» четырехтактники). Его мощность ограничена 9,9 л.с., что явно указывает на стремление китайской фирмы попасть в самый востребованный в России сегмент рынка: оригинал выдавал больше, а копирование здесь практически абсолютное.

За что нам придется заплатить, экономя деньги на кассе магазина? Как и всегда с китайской техникой – на необходимости доводки. Конкретно здесь стоит сразу подстроить карбюратор (он настроен на обогащенную смесь, чтобы облегчить запуск необкатанного мотора), иначе на горячем обкатанном моторе появятся проблемы с запуском, хотя и незначительные: все же двухтактники весьма капризны к настройкам впуска и выпуска.

Но для достаточно «рукастого» и ограниченного в средствах хозяина этот мотор станет интересным вариантом для покупки: сочетание качества «из коробки» и цены здесь интересное.

Основные плюсы:
  • Высокая удельная мощность
  • Проверенная двумя десятилетиями конструкция
Минусы:
  • Необходимость доводки и настройки
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
При нынешних ценах приходится невольно смотреть на Китай. И, кстати, этот мотор себя отлично показал. Если же вам лень один раз подкрутить карбюратор – покупайте японца в два раза дороже.

Двухцилиндровый двухтактник, который с 246 «кубиков» объема выдает всего 9,9 лошадиных сил мощности, явно скрывает внутри факт того, что он «задушен» заводом под особенности нашего законодательства. И действительно, фактически это «пятнашка», у которой изначальная мощность легко возвращается после доработки лепестковых клапанов. Конечно, нас всех учили в детстве, что обманывать нехорошо, но кто же откажется от дополнительной мощности без лишней нервотрепки?

Ну, а сам по себе мотор имеет ярко выраженные «Ямаховские» корни, оригинал его прекрасно известен уже очень давно и хорошо себя зарекомендовал.Особо отметим, что «раздушка» мотора незначительно влияет на топливные аппетиты мотора (он при этом, по сути, просто начинает работать так, как изначально и рассчитывался еще в Японии), если правильно настроить карбюратор. Но и гнаться за экономичностью не стоит: не забывайте, что это двухтактный двигатель, и склонность к прогару днища поршней на бедной смеси у него выше, чем у четырехтактников.

При этом цена на мотор, хотя и выросла в последнее время, все равно почти в два раза ниже, чем у японского оригинала. Неизбежная для Китая «лотерейность» здесь даже забавна: некоторым покупателям мотор доставался «раздушенным» изначально, сборщики просто клеили стикер «9,9» на полноценную «пятнашку». А в целом по качеству здесь нюансы выбора традиционны для китайских моторов – желательно проверить момент зажигания (в «уходе» ВМТ моторы этого типа замечены и у Sea Pro, и у Mikatsu, и у HDX), протянуть крепежи, проконтролировать наличие и качество смазки в «ноге».

Основные плюсы:
  • Простое форсирование при сохранении паспорта «до 10 л.с.»
  • Проверенная «ямаховская» конструкция
Минусы:
  • Требует определенного внимания при выборе, как и любая техника этого сегмента.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал специально под «рукоблудие» - после доработки мотор тянет просто отлично, а в бумагах 9,9 «кобыл».
Китайские лодочные моторы Hidea успели получить определенную известность в России. И, естественно, китайцы, вообще остро реагирующие на особенности законодательства северного соседа, не могли обойти вниманием «безрегистрационную» категорию лодочных моторов, представив свой 9,8-сильный двухтактник.

Мотор для 2Т достаточно низкофорсированный: снять 9,8 л.с. с 169 см3 объема – это не так и много (для сравнения – удельная мощность выше даже у советского мотоцикла «Минск»). С другой стороны, это дает надежду на хороший запас прочности, тем более что мотор имеет явные японские корни.

Вполне приемлем и расход (конечно, по меркам двухтактников!) – Hidea сжигает полный 12-литровый бак за 50-60 км пути, разгоняя лодку до 30 км/ч. Простой и надежный карбюратор, легкий в обслуживании двигатель – что еще нужно владельцу лодки, которому нужен достаточно мощный подвесной мотор, а финансы позволяют смотреть только в сторону Китая?

Основные плюсы:
  • Клон Tohatsu, и весьма удачный.
  • Легкое обслуживание.
Минусы:
  • Двухтактник.
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Много мотора за вполне приемлемые деньги. Заводится легко, в эксплуатации не капризный, и лодку тянет нормально. Ну и самое главное – до 10 сил!

И еще один мотор с «типа японским» названием, которое самим японцам, увы, не известно. Здесь 9,8 «водяных коней» снято с 209-кубового мотора, но в данном случае речь не идет о намеренном дефорсировании: мотор-то четырехтактный!

Естественно, если Вам нужна хорошая тяга, экономичность и умеренный уровень шума, то этот двигатель станет интереснее легко «раздушиваемых» 2Т-моторов. Однако главной претензией к нему станет цена – отдавать почти 100 тысяч рублей пускай и за неплохой, но все же китайский двигатель решится не каждый, ибо с небольшой добавкой можно уже говорить, скажем, о двухтактной «Ямахе».

Основные плюсы:
  • Приличное качество сборки
  • Экономичный и тяговитый мотор
Минусы:
  • Чрезмерная цена
8.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Движок хорошо заводится, ровно работает, «ест» умеренно. С 28-литровым баком можно смело уходить на рыбалку на несколько дней.

Лучшие лодочные моторы мощностью от 15 до 20 л. с.

Если не обращать внимание на цену, невольно вызывающую в глубинах подсознания возглас «да я за эти деньги машину куплю», то Honda вновь заслуженно получает первое место рейтинга лучших лодочных моторов. Четырехтактный 350-кубовый мотор выдает 20 л.с. на винт, одновременно приводя в действие и 12-амперный электрогенератор. Конечно, завести тросом такой двигатель – не самая сложная задача, но производитель не забыл и об электростартере. При этом дейдвуд здесь «короткий» (381 мм), о чем напоминает первая S в суффиксе, так что установить этот мотор можно на большинство распространенных у нас лодок.

Мотор имеет эффективную систему охлаждения, два водозаборника которой развернуты в сторону направления движения и на скорости снимают часть нагрузки с помпы. Благодаря сетчатым фильтрам риск проникновения в каналы посторонних предметов и повреждения крыльчатки значительно снижен.

Основные плюсы:
  • Превосходный ресурс, общая продуманность конструкции.
Минусы:
  • Высокая цена.
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
В глаз мотор бросился обтекаемым корпусом, обещавшим отличную динамику, и на практике обещание полностью оправдалось. Плюс к этому – традиционно эталонная надежность.
Yamaha F20B
195 600

Купить такой мотор российские «официалы» предлагают в двух вариантах – ES и MHS. Их расшифровку мы уже описывали выше, но стоит упомянуть, что «электростартерная» комплектация здесь на этот раз включает не только саму систему электрозапуска, но и комплект дистанционного управления. Выносить пульт, легко переоборудуемый под левую или правую руку, можно на расстояние до 8,2 м от мотора.

Но давайте поговорим о самом моторе. В его основе – 362-кубовая «двойка» с системой облегчения ручного запуска, питающаяся от простого и понятного в настройке карбюратора, к тому же имеющего продуманный влагоотделитель на впуске. Для этой модели производитель предлагает четыре варианта винтов, в комплекте идет только один – как с «мануальной» версией, так и с «электрической».

Если Вы живете на юге, то одна особенность конструкции мотора сможет Вас заинтересовать. Здесь применено водяное охлаждение водяного насоса – даже на жаре при длительной работе он не будет перегреваться, создавая паровые пробки. Что ж, пора заправить 24-литровый бак (которого хватит ориентировочно на 120-километровое плавание) и заводить мотор – благо 120-ваттный генератор сможет обеспечить лодку хоть музыкой (в разумных пределах, конечно – и да, на «мануальную» комплектацию его опять придется покупать отдельно).

Подведем итог: мотор вышел, бесспорно, удачным, разве что выбор комплектаций немного неправилен, с точки зрения автора – например, если кому-то нужен электростартерный вариант с генератором, но исключительно с румпелем, то ему придется все равно доплачивать за комплект дистанционного управления.

Основные плюсы:
  • Хорошо сбалансированный мотор с ровной кривой крутящего момента
  • 4 варианта винтов под разные потребности
Минусы:
  • Высоковат расход горючего
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лодку тянет только в путь, груженую сетями и рыбой даже не замечает в сравнении с предыдущим.

Хотя подавляющее большинство лодочных моторов комплектуется карбюраторными двигателями, маркетологи Suzuki не побоялись вывести на рынок мотор, оснащенный впрыском топлива. Уже одно это привлекает внимание к модели DF20AS, но и технические характеристики здесь достойны.

Мотор Suzuki – 327-кубовый двухцилиндровый четырехтактник, выдающий все заявленные в маркировке 20 л.с. Трехлопастной винт с 10-дюймовым шагом позволяет лодке «выстреливать» с места, при этом неплохо работая и на больших нагрузках (тяжелая или груженая лодка). Больше всего же радует экономичность: благодаря впрыску топлива, к тому же работающему по принципу Lean Burn (на обедненных смесях), Suzuki способен оставить далеко позади карбюраторных конкурентов.

Есть и ложка дегтя, точнее даже две. Во-первых, все же хотелось бы иметь электростартер: запуск впрыскового двигателя ручным стартером несколько капризнее, чем карбюраторного, особенно если не подключать аккумулятор (опциональный, в комплект поставки не входящий), так как рывок должен запитать от генератора и ЭБУ впрыска, и бензонасос, у карбюраторного же мотора даже небольшой скорости вращения хватит для срабатывания CDI-зажигания.

Во-вторых, это проблемы с переусложненной электрикой: многие владельцы отмечали «глюки», в первые годы выпуска мотора статистика поломок, собранная завсегдатаями форума RusFishing, показывала 20-24% отказов, что очень много, особенно учитывая сложность мотора, затрудняющую самостоятельный ремонт. К настоящему времени от «детских болезней» избавились, но определенная настороженность все же остается.

Основные плюсы:
  • Великолепная экономичность.
  • Достойная динамика.
Минусы:
  • Отремонтировать систему впрыска – это не карбюратор продуть.
  • Нет электростартера.
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Конечно, доводилось слышать, что со впрыском тут проблемы, но у меня за три года никаких. Зато расход топлива такой, как будто в моторе сил пять, а не 20.

2 цилиндра, 2 такта, 246 «кубиков» … Ничего не напоминает? Да, это все тот же наш знакомый «ямаховский» мотор без «душилки». Что ж, этот клон неплохо собран и уверенно переваривает то, что у нас называется 92-м бензином. При этом он сохраняет привлекательную цену.

По надежности больших претензий к нему нет, если дать понятную скидку на ценовой сегмент и происхождение двигателя. Основная проблема у него, как это часто бывает у китайцев, с системой зажигания – через несколько сезонов может начать отказывать один цилиндр, что легко лечится заменой блока CDI. В остальном же говорить о каких-то типично проблемных узлах нельзя, механика у двигателя «ходит» прилично, если не пытаться сознательно «упороть» мотор перегрузками и некачественным маслом.

Основные плюсы:
  • Неплохое общее качество за эти деньги
  • Легкий запуск, умеренные вибрации
Минусы:
  • Не лучшая надежность системы зажигания
8.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший китайский лодочный мотор, три года его постоянно использую на рыбалке, все устраивает. Сразу все протянул на всякий пожарный, и все.

Лучшие лодочные моторы высокой мощности

Yamaha 30H
174 900

По мощности лодочный мотор «Ямаха» - прямой конкурент для Honda BF30DK2 SHGU, но конструктивно они скорее даже не конкуренты, а идеологические противники. Посудите сами – в то время как Honda основана на трехцилиндровом четырехтактнике, то за основу тридцатисильной «Ямахи» взяли двухцилиндровый двухтактник. В результате Yamaha, которая и весит почти на 20 кг легче, заметно отличается по характеру – она любит, чтобы хозяин поддал газку, отзывается на него с прямо-таки ощутимым удовольствием. Конечно, и «Хонду» не назвать «овощем» (ускорительные насосы в карбюраторах дают о себе знать), но все же двухтактность у «трех камертонов» сразу видна уже на первых минутах катания. А винтов для этого двигателя выпускается ни много ни мало 15 модификаций – тут немудрено и запутаться в выборе.

Комплектаций у мотора… Ну, скажем, две с половиной. Полноценными тремя их не назвать – под двадцатидюймовый транец предлагают только версию с ручным управлением, в то время как под пятнадцатидюймовый – хоть «мануальную», хоть с электростартером и комплектом дистанционного управления. Генератор есть во всех трех исполнениях, но взятый от менее мощных моделей (все те же 6 ампер), хотя обычно моторы такого класса дают возможности электропитания получше.

Но, конечно, чем однозначно «Ямаха» кроет «Хонду», так это ценой. Сами посудите – двукратный разрыв! Так что даже с учетом того, что ресурс у двухтактников неизбежно меньше, тут за те же деньги можно вообще успеть поменять мотор. А то и вовсе сразу замахнуться на пятидесятисильную Yamaha 50H.

Основные плюсы:
  • Привлекательная цена для такой мощности и известного японского бренда
  • Выбор винтов чуть ли «не на каждый день недели и разное настроение»
  • Легкий запуск, хорошая отзывчивость газа
Минусы:
  • Слабоват генератор
  • Странный набор доступных комплектаций
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Простой и резвый двухтактник, и по делу съездить, и для души покататься.

Трехцилиндровый лодочный мотор с объемом почти 600 кубических сантиметров – это уже серьезная заявка на отличные характеристики, но, когда на этом всем еще и красуется надпись «Хонда»… В общем, в данном случае мы получаем тридцатисильный двигатель, который одновременно сочетает в себе и разумную архаичность (карбюраторное питание, один верхний распредвал), и максимальное использование возможностей этих технологий: блок из трех карбюраторов оснащен индивидуальными ускорительными насосами, впрыскивающими дополнительную порцию топлива при резком открытии газа и при должной настройке обеспечивающими максимальную отдачу от каждого цилиндра.

В итоге перед нами достаточно компактный (вес в сборе – 72 кг) двигатель с высокой мощностью, способный и уверенно тащить лодку с максимальной нагрузкой на малой скорости, и тут же ускориться. Добавим к этому эталонную надежность двигателей Honda… и нам останется только пожалеть о высокой цене.

Основные плюсы:
  • Мощный и неприхотливый карбюраторный мотор
  • Легкий запуск с ручного стартера – объем каждого цилиндра меньше 200 «кубиков»
Минусы:
  • Далеко не демократичная цена
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
После «Ямахи» все же растряс кубышку и поставил «Хонду». Сравнивать их просто невозможно – и по возможностям, и по ресурсу.

Как выбрать лучший лодочный мотор

Фактически при выборе подвесного мотора используется треугольник «цена-мощность-желание тратить время в ГИМСе». Конечно, никто не спорит, что с 20-сильным мотором на лодке будет гораздо интереснее плавать, но и цена такого мотора многим окажется не по карману, да и налоги с регистрацией…

С другой стороны, и самый выгодный в плане избавления от бумаг и налогов пятисильный агрегат на большую лодку ставить нет смысла. Так что неудивительно, что два самых частых поисковых запроса – это «купить мотор 5 л.с.» от рыбаков, которым просто нужно избавить руки от длительной гребли, и «купить мотор до 10 л.с.» от владельцев вместительных лодок, которым 5 сил уже не хватает.