10 лучших электрогитар

Как научиться играть и не возненавидеть музыку

Так уж получилось, что писать мы начали с конца – сначала вышла статья о лучших комбоусилителях, и только теперь о лучших электрогитарах. Впрочем, с исторической точки зрения все верно: если бы не первые безвестные изобретатели, которые в погоне за увеличением громкости своих усилителей от банальной безграмотности в электронике создали классический перегруженный звук, не было бы целого пласта культуры, символом которого стала гитара.

Итак, сегодня тема нашего обсуждения – это именно лучшие электрогитары, а сама статья предназначена в первую очередь начинающим музыкантам, которые, боясь ошибиться при выборе гитары «с рук» (здесь автор пустил ностальгическую слезу, вспомнив, как покупал свой первый Ibanez по той же цене, что и свой нынешний Fender), идут в музыкальные магазины. В конце концов, научившись играть и выбрав свой стиль, Вы и сами потом сможете подобрать или собрать себе подходящий инструмент, n’est pas?

Именно поэтому мы рассмотрим две категории, опираясь на понятные определения – найдем лучшую гитару для сравнительно легких стилей (выбор начинающего панка), и озаренное тьмой Сатаны весло для ценителей чернейшего метала. (Автор заранее предупреждает: учтите, через несколько лет вы все можете удариться в блюз).

Электрогитара какой фирмы лучше?

Скажем честно: раз уж мы сегодня говорим об инструментах бюджетного класса, рассчитанных на начинающих музыкантов, марка – это, наверно, последнее, что должно Вас волновать, как бы не хотелось именно «правильную» марку. Поскольку даже «начальные» серии электрогитар от именитых производителей (наподобие линейки Fender Player, представленной три года назад) в понятие бюджетности по нынешним ценам не вписываются, то вместо «Гибсона» и «Фендера» придется смотреть разве что на принадлежащие этим компаниям суббренды: Epiphone или Squier by Fender. Из американских производителей «второго звена» (все-таки выйти на тот же уровень культовости, что у Gibson и Fender, дано мало кому) в бюджет можно вписать «младшие» серии Jackson, Gretsch или Schecter, представляя себя Андреасом Киссером из Sepultura или Аббатом из Immortal (правда, сделаны эти гитары все равно будут неизбежно в Азии, так что много ли там «американскости»?).

Не стоит проходить и мимо японцев – младшие «Пацифики» от Yamaha в целом давно заслуживают звания «народной электрогитары», а бюджетные серии Ibanez GIO не менее давно вошли в музыкальный фольклор (правда, увы, несколько уничижительно, наподобие «натянул 56-е струны на Ибанез – сломался гриф, натянул их же на Урал – порвались струны»). Бюджетные Aria (само название фирмы – слегка измененная фамилия основателя, Широ Араи) можно посмотреть тоже, но уже внимательнее – хотя и тут можно, как однажды убедился и автор лично, встретить очень даже звучащий инструмент. Не забудем и о Южной Корее: гитары Cort за свои деньги заслуживают внимания.

Ну, а если уж говорить о «совсем-совсем Азии», то, пожалуй, есть смысл при ограниченном бюджете на покупку электрогитары взглянуть в сторону Flight.

Рейтинг лучших электрогитар — Топ 10

Категория Место Наименование Рейтинг
Лучшие электрогитары для классического рока 1 Squier Affinity Telecaster 9.6 / 10
2 Squier Bullet Stratocaster 9.5 / 10
3 Yamaha Pacifica 112 9.4 / 10
4 Ibanez GSA60 9.3 / 10
5 ARIA STG-003 9.0 / 10
Лучшие гитары для тяжелых стилей 1 Epiphone Les Paul Special II 9.7 / 10
2 Jackson Monarkh SC JS22 9.6 / 10
3 Cort X300 9.5 / 10
4 Jackson JS22 DKA Dinky Arch Top 9.4 / 10
5 Jackson JS11 Dinky 9.2 / 10

Лучшие электрогитары для классического рока

Лидер нашего рейтинга лучших электрогитар - Squier Affinity Telecaster. Когда-то Fender Telecaster произвел своего рода революцию – пускай эту гитару и не назвать эталоном дизайна (тут, бесспорно, вышедший за ним Stratocaster выигрывает в разы), зато ее простая и технологичная в изготовлении конструкция позволила электрогитарам пойти в массы, не обремененные деньгами. Шутка ли – во времена, когда гитары делались практически вручную, Telecaster можно было выпускать конвейерным методом с преобладающей долей станочных операций. И именно эти массы, получив «Телекастеры», по сути, дали нам рок во всех его последующих формах, да и для блюза сделали очень многое.

Естественно, эта электрическая гитара с корпусом из ольхи и двумя синглами не для «тяжеляка», а разница в качестве изготовления с «папой-Фендером» заметна легко. Но для своего энтрилевельного класса это весьма неплохой «телек», и даже к заметному шуму звукоснимателей, честно говоря, придираться не хочется – точно то же самое делают и оригинальные «Телекастеры» с пятидесятых годов. Да, строй не держится как вкопанный – но, опять-таки, это «Телекастеру» и не положено. Гитара приятна в руках, и поностальгировать «за сравнительно недорого» позволяет в полной мере: чистый звук, овердрайв, легкий кранч – это для нее.

Основные плюсы:
  • Для такой цены – очень даже «телекастеристый» звук
  • Приличная сборка и отделка
Минусы:
  • Совершенно типичные для всех телекастеров за последние 70 лет
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Очень даже блюзовая гитара по духу. Впрочем, мне ничто не мешает и рок-н-ролл играть – Telecaster для этого и создан.

Не побоюсь этого слова – легендарная гитара. Легендарная в первую очередь среди начинающих гитаристов, у которых нет денег, но хочется прикоснуться к легенде. И действительно, среди всех клонов Fender Stratocaster этот не просто сделан по чертежам того самого страта 57 года (здесь даже пикгард все так же крепится на 8 шурупах, а машинка – на 6), но и гордо несет на грифе надпись «Genuine Fender Product» (нижнюю строчку «Crafted in China» владельцы сразу стирают).

Несмотря на неблагородное, по мнению пуристов, происхождение, эта гитара действительно даст Вам возможность красиво играть на чистом звуке и вполне вытянет классический кранч или средний перегруз (на хайгейне синглы, хотя и весьма качественные, все же превратят звук в кашу). Корпус «Буллета» - это честная склейка из трех кусков липы, причем дающая неплохой сустейн, да и знаменитое «стекло» может в хороший аппарат выдавать еще как. Единственное, что может вызвать затруднения – это, опять-таки выполненный по канонам 57-го года гриф с шейкой 40 мм, но после некоторой практики к нему легко привыкнуть.

В дальнейшем же перед Вами будет огромное пространство для доработок: все классическое «фендеровское» железо и его качественные копии встают на эту гитару как родное. И, поверьте, после даже простейших доработок (экранировка медью плюс грамотная перепайка электроники мастером, для любителей тяжелого звука – рельсовые звукосниматели) гитара сможет играть гораздо лучше, а в руках искушенного мастера сможет раскрыть свой потенциал полностью.

Основные плюсы:
  • Готовность к игре «из коробки», высокое качество сборки
  • Отличный потенциал для доработок
Минусы:
  • Классическая необходимость в изначальной доводке: блокировка или дополнительные пружины в тремоло и так далее.
  • Играя в незаземленный дешевый усилитель, можно поймать радио «Маяк» (впрочем, как и на любую гитару с синглами)
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Из первой гитары Bullet Strat потихоньку перешел в репетиционную – на концерт уже есть лучший инструмент, но для репетиций он до сих пор отлично подходит.

Продолжает наш топ лучших электрогитар для начинающих Yamaha Pacifica 112. При взгляде на эту гитару вспоминается, как японцы клонировали давным-давно Harley-Davidson WLA под маркой Rikuo, как первым мотоциклом Yamaha стал клон DKW RT125 (справедливости ради, ставший и нашей «Москвой»). Действительно, перед нами, как и в случае со Squier, клон винтажного стратокастера, только с хамбакером в бридже, и точно так же изготовленный в бюджетной области Азии.

Конечно, установка хамбакера в бридж дала возможность играть более тяжелую музыку, но в универсальности гитара явно проиграла «лицензион«ой копии» от Squier: во-первых, вместо пятипозиционного переключателя (бридж, бридж+миддл в противофазе, миддл, миддл в противофазе+нек, нек) здесь достаточно скучная схема переключения H-S-S, во-вторых, только один регулятор тона – Squier же, как и изначальный «страт», дает возможность играть с гораздо большими различиями в звуке и настраивать тон для двух звукоснимателей (бриджевого и миддла). Так что покупка «Махи» будет более оправдана, если Вы сразу нацеливаетесь на притяжеленную игру на бриджевом звукоснимателе. И не забывайте, что корпус здесь из агатиса, а не из липы (все фломастеры разные, но все же липа звучит на клине лучше).

Основные плюсы:
  • Ощутимая ориентированность на ритм-партии.
  • Качественная сборка.
Минусы:
  • Все так же нужно экранировать, и в идеале – менять звукосниматели.
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Если Сквайр или Эпифон заслужили популярность как дочерние бренды Фендер и Гибсон, то Ямаха – это Ямаха! Это лучшая электрогитара.

Конечно, в среде труЪ-гитаристов «Ибанезы» серии GIO принято старательно и показательно презирать – мол, и не звучат, и гриф гнется чуть ли не от взгляда (что в целом имеет основание – тонкие «ибанезовские» грифы не дадут забыть, где лежит ключ для регулировки анкера). Но, с другой стороны, как минимум индонезийские и малайзийские суперстраты в этой линейке более чем подходили на роль «учебной парты», будучи и более-менее универсальными в звучании, и на хороших струнах достаточно прилично звуча. К нынешним гитарам китайской сборки, конечно, вопросов уже побольше (в первую очередь – к покраске и заделке ладов), но…

…Но давайте поговорим конкретно о GSA60. Это – типичнейший суперстрат с бриджевым хамбакером и двумя синглами и, соответственно, пятипозиционным переключателем. Первая гитара этой модели, в матово-черном исполнении Black Night, увидела свет еще аж в 2005 году, затем к ней добавились более привлекательные внешне и не такие маркие «санберст» и «темный орех». Конструкция гитар уже пересматривалась дважды: так, с 2018 года на них используется гриф с радиусом накладки 305 мм вместо старого 400-миллиметрового, гриф стал более выпуклым, но по-прежнему даже в небольшой руке лежит хорошо. А с 2019 года компания заменила еще и дерево: вместо агатиса (весьма унылого по звучанию даже после замены звукоснимателей, кстати), для изготовления корпуса применяется окуме (также это дерево называют габоном), а для накладки грифа – новозеландская сосна. Звукосниматели – представленные в 2014 году Infinity R на керамических магнитах (ранее применялись простенькие Partsland). Так что внимательнее в магазинах: в продаже можно найти еще и «старые» агатисовые исполнения!

А именно «новая» электрогитара GSA60, пожалуй, очень даже хороша, хотя и дорога (автор еще слишком хорошо помнит, как младшие «Ибанезы» продавались по 8-9 тысяч). Новый корпус в сочетании с новыми звукоснимателями позволил инструменту зазвучать: в сравнении со «старыми» агатисовыми GSA60 гитара перестала задыхаться на высоких частотах, что позволяет ей уже работать и в соло, а не только крутить по кругу «дж-дж» квинтами. Игра на «жирных» струнах в пониженных строях, конечно, все равно не стала амплуа этой гитары – но и ладно.

Из минусов традиционно отметим машинку – здесь все так же используется простенькое тремоло, которое, хотя и было слегка обновлено в конструкции, все равно лучше сразу заблокировать или хотя бы натянуть в него все возможное количество пружин. Честно говоря, на модернизированной серии куда логичнее было бы увидеть наконец хардтейл – но тут не дремлют маркетологи: какой же суперстрат для начинающих без тремоло?

Основные плюсы:
  • Достаточно интересное и универсальное звучание на гитарах после 2019 г.в.
  • Удобный тонкий гриф
  • Приличный баланс
Минусы:
  • Гриф слишком чувствительно реагирует на изменение натяжения струн, как и на прочих бюджетных «Ибанезах»
  • Бесполезная, по сути, машинка тремоло – ну, как всегда
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Мне как начинающему удобна – например, с классическим стратокастеровским грифом у меня никак не получалось подружиться, на Ibanez мне играть гораздо проще.

Эта электрогитара — лучший вариант для тех музыкантов, кому небольшая разница в деньгах уже становится критичной. Aria – это типичный клон винтажного стратокастера, частично доработанный дизайнерами: если корпус с классической окраской «санберст» и пикгардом с 8 отверстиями явно отсылает к классике, то форму головки грифа азиатский производитель несколько доработал.

Что же касается звука инструмента, то это именно тот случай, когда гитара берется для игры дома в дешевый комбик, но не более того: в дальнейшем сразу потребуются доработки, да и «из коробки» не помешает хотя бы закатать лады. Но за эти деньги Вы получите по крайней мере качественный ольховый корпус, а не «бутерброд», известный по (упаси Б-же) гитарам Zombie и (in Soviet Russia guitar plays YOU!) «Урал».

Скажем просто: перед Вами хорошая дешевая и везде продающаяся гитара.

Основные плюсы:
  • Дешево и вполне играбельно.
Минусы:
  • Если желание играть останется – придет и понимание того, что можно было еще немного подкопить.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Первая гитара, как и первая девушка, не забывается. И ей можно простить многое – все-таки именно тогда ты учился..)

Лучшие гитары для тяжелых стилей

Вторую категорию рейтинга лучших электрогитар возглавляет «официальный клон» - на этот раз дочерней фирмы Gibson. Но, если Bullet Strat был копией Stratocaster’57, то Epiphone является лишь вариацией на тему не менее знаменитого «Лес Пола».

Больше всего здесь неприятна конструкция темброблока – если у оригинала от Gibson переключатель Lead/Rhytm был в верхней части деки, а внизу раздельно строились тембр и громкость для каждого хамбакера, то здесь все убрали в один узел с общими тембром и громкостью. Да и сами хамбакеры – это обычные двухкатушечники, а не классические закрытые «лесполовские».

Главная претензия к темброблоку – это невозможность апгрейда: на оригинальном Les Paul после замены или перепайки хамбакеров и установки push-pull потенциометров тембра можно было играть с отсечкой, совмещая практически полную прозрачность синглов с обертонами красного дерева деки. Но это, конечно, уже из серии «для мастеров» - для начинающего же гитариста Epiphone остается единственным вариантом бюджетно купить новую гитару из красного дерева.

Основные плюсы:
  • Плотный, «мясной» звук на хайгейне.
Минусы:
  • Темброблок абсолютно непригоден для модификаций.
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Бюджетные версии есть даже у Harley-Davidson. Тут же у нас в руках «почти что» Gibson.

Продолжает наш рейтинг лучших электрогитар Jackson Monarkh SC JS22 - весьма даже интересный клон «Лес Пола», хотя и с неканоничной головкой грифа. Корпус – комбинированный, красное дерево совмещено с кленовым топом. Хамбакеры – собственной марки, пускай по меркам искушенных гитаристов и не хватающие звезд с неба, зато достаточно «горячие» - а, соответственно, располагающие к тому, чтобы накрутить звук потяжелее.

Звук здесь вышел интересным – гитара на клине не теряется в миксе и «вкусна» в соло-партиях, по мере роста уровня перегруза звучание остается разборчивым и не сливается в кашу, сустейн неплох. На хайгейне уже, конечно, чувствуется, что на звукоснимателях нет надписей типа Seymour Duncan – куда деваться, гитара все-таки начального уровня. Но замена звукоснимателей «под себя» - дело гитаристам привычное, а «Монарх» - это уже далеко не печально славные в музыкальных кругах Zombie, которым любые доработки особо не помогают.

Фурнитура… Фурнитура – это вечная головная боль владельцев бюджетных электрогитар made in China, если, конечно, они не панки (те спокойно умудряются играть и с полуоторванным бриджем, а уж люфтящие колки – это и вовсе мелочи). У Jackson она неплоха, скажем так: отстроить гитару можно без громких ругательств, если опыт общения с тюноматиками уже есть, и строй держится достаточно прилично. Проще говоря, играть на ней и в состоянии «из коробки» не сможет разве что законченный перфекционист. Но поменять бридж и колки со временем все же мы бы посоветовали.

Поэтому свою рекомендацию гитара заслужила, причем даже скорее не как инструмент именно для «рубилова и мочилова», а вполне состоявшийся «универсал».

Основные плюсы:
  • Приятное звучание с хорошим заделом под «тяжесть», но без потери универсальности
  • Качество сборки и отделки
  • Эргономика корпуса
Минусы:
  • Фурнитура, пускай и далеко не худшая из тех, что могли быть, все-таки выдает «китайскость»
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
По эргономике вышло впечатление, что это Les Paul, который захотел стать «Стратом». И это неплохо, особенно при игре сидя (читай – для домашних занятий в первую очередь)

Как привлечь внимание начинающего металлиста? В случае с X300 – это два хамбакера с выделяющимися надписями EMG и тремоло-машинка Floyd Rose. Конечно, при ближайшем рассмотрении гитара уже не настолько «металлическая» - например, звукосниматели-то действительно от EMG, но модели RetroActive Hot 70 – активные, с керамическим магнитом в бриджевом датчике и А-5 в нековом. И по названию нетрудно понять, что звучание у них ориентировано более на классику хард-рока и ранний метал (сам производитель в качестве ориентиров указывает Ван Халена и ZZ Top). Но, однако, на перегрузе и с ними можно «накрутить» весьма интересный и вполне металлический звук – а затем уже, сориентировавшись в предпочтениях, сет звукоснимателей от того же Фокина, к примеру, можно уже и подобрать под себя (что с учетом нынешних цен на электрогитары очень даже выгодно – звукосниматели менять дешевле, чем гитару!).

Корпус гитары, окрашиваемой в три варианта «зебры» (Brown Burst, Gray Burst и почему-то самый редкий в наших широтах Blue Burst), изготавливается из американской липы с топом из волнистого клена. Болченый гриф – из клена, с кленовой же накладкой переменного радиуса. Выглядит гитара на пять с плюсом, и звучит очень даже: чистый звук (кто сказал «зачем он металлисту?») приятен, работа на перегрузе в стиле 80-х или 90-х – без нареканий. Экстремальное «мясо» рубить не выйдет, но большинство «металлических» направлений гитара осиливает, что называется, «из коробки».

Основные плюсы:
  • Привлекательный дизайн
  • Активные звукосниматели EMG
  • Неплохая «машинка»
Минусы:
  • Не лучший вариант для любителей спустить толстые струны на пару строев
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Понравилась? Не то слово. В паре с достойным аппаратом на концерт взять ни разу не стыдно.

«Джексон» можно узнать по характерной головке грифа моментально – даже если это не личная гитара Олави Микконена из Amon Amarth, а бюджетная модель серии JS. Что же до JS22 DKA, то перед нами по сути две разные гитары: в варианте с окрашенным корпусом (синий металлик, белый или матовый черный) дека изготавливается из тополя, но также предлагается и исполнение из нато (восточного красного дерева), пропитанного натуральным маслом – а тут звук, надо сказать, ощутимо интереснее. Гриф в любом исполнении кленовый, с мультирадиусной накладкой из амаранта.

Оба хамбакера – собственного бренда, на керамических магнитах. «Выхлоп» у них достаточно мощный, характер звучания – средний (тут, пожалуй, мысли о замене сета звукоснимателей придут в голову более-менее быстро, если в приоритетах – тяжелый звук на хайгейне). Но это неудивительно: на класс инструмента недвусмысленно намекает простенькая двухопорная машинка тремоло, которая старательно расстраивает гитару при использовании, как всегда.

Но будем справедливы – гитара удобна, как вариант для обучения и последующего апгрейда «под себя» интересна. Особенно, конечно, с корпусом из нато, хотя пропитанное маслом «голое» дерево и требовательнее к уходу, чем залитый эмалью массив тополя.

Основные плюсы:
  • Приличная эргономика
  • Наличие исполнения из пропитанного маслом нато
Минусы:
  • Дешевая и бестолковая машинка
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Неплохой, в принципе, младший «джекс». С нековым хамбакером от Фокина мне этой гитары как минимум на несколько лет еще хватит, дальше видно будет.

Перед нами тот случай, когда дешевая серия достаточно известного бренда вполне играбельна и добавляет бонусы к харизме. Действительно, младший «джекс» выглядит вполне по-взрослому и может выдавать неплохой звук на перегрузе. Главное – не трогать рычаг двухопорного тремоло, которое без доработки напильником традиционно быстро расстраивает инструмент.

Сразу скажем: это не та гитара, которую можно подключить к домашнему компьютеру, запустить Guitar Rig и начать рубить митолл. Таких вообще не существует – но с нормальным аппаратом, разогретым подходящей примочкой, Вы сможете выжать плотный и тяжелый дисторшн без лишнего мусора в звуке, если же на гитару сразу поставить более «мясные» звукосниматели… Но это уже общая рекомендация для всего бюджетного класса.

Основные плюсы:
  • +5 к харизме на выступлениях
  • Вполне интересно играет и из коробки
Минусы:
  • Непонятно, зачем было усложнять конструкцию и поднимать цену ради ненужного тремоло.
9.2 / 10
Рейтинг
Отзывы
Один из лучших инструментов для начинающего воена митолла. Я вам это гарантирую.

Как выбрать электрогитару?

Хотя для электрогитары сорт дерева и режим его сушки с последующей обработкой не так важны, как, скажем, для скрипки, никто не будет отрицать, что разные гитары звучат по-разному. Так, для «верхастого» звука считаются классикой ольха, ясень, «жирный» и «мясной» звук – приоритет красного дерева. Липа хотя и считается материалом для «ученических» гитар, звучащим скучно, но это скорее из-за ее популярности на дешевых инструментах: в конце концов, липовая электрогитара есть и в арсенале небезызвестного Джо Сатриани, и у него она еще как звучит! Варианты типа тополя – это сегмент совсем уж дешевых гитар, где на хороший звук рассчитывать не стоит в принципе, и не только из-за дерева.

Но, как ни крути, звучание электрогитары гораздо сильнее зависит именно от «электрической» части – дешевые звукосниматели будут одинаково посредственно звучать на любом дереве, а с хорошими и оргстекло будет «звучать», и даже упаковочный картон (можете найти видео с этим экспериментом на Youtube, где на заводе Fender сделали именно что картонный «Стратокастер»).

Главное же правило при выборе инструмента – потрогать его своими руками. Поэтому наша статья является лишь рекомендацией: в любом случае мы советуем Вам послушать несколько инструментов через хороший усилитель. Через дешевый и Stratocaster Custom Shop ничем не выиграет по сравнению с «Зомби», вопрос лишь в деньгах и стремлении расти дальше.

Комментарии