image
Фото: www.polifan-lkm.ru

Что такое диоксид титана знают немногие, в основном – химики и технологи. Зато видели его все. TiO2 применяется малярами и художниками, косметологами и пищевиками, разрешен к применению в качестве пищевой добавки E171. Он же – главное действующее вещество солнцезащитных кремов и придает ярко-белый цвет неокрашенным сортам мыла.

Не так давно данные о токсичности оксида титана были однозначными: «вещество безвредное в любых дозах». Диоксид титана не растворяется в желудочно-кишечном тракте и не всасывается в кровь. Тем не менее, известны данные о профзаболеваниях людей, работающих в условиях запыленности частицами оксида титана.

В последнее время журналисты обратили внимание на научные публикации о канцерогенном и мутагенном действии наночастиц диоксида титана на мышей и разразились серией эмоциональных публикаций, тон которых граничит с паникой. Попробуем разделить эмоции и факты.

Что говорит наука об токсичности наночастиц диоксида титана?

Жаждущие подробностей могут обратиться к оригинальным статьям авторов: Robert Schiestl (США), Chen J., Dong X., Zhao J. (Китай) или ознакомиться с обзором медиков из Казани Фатхуддиновой Л.М., Халлиулина Т.О. и Залялова Р.Р. Остальным предоставляем наши выводы из работ медиков и биологов.

Ученые экспериментально подтвердили особенности метаболизма веществ в виде мельчайших частиц. Наночастицы занимают промежуточное положение по своим размерам (менее 0,0001 мм) между атомами или ионами веществ и привычными микрочастицами порошков, обычно имеющими размеры от 0,001 до 0,1 мм. Нерастворимые микропорошки вредят только легким и глазам. В кровь не попадают, по органам не перемещаются и их не повреждают химически.

Другое дело – нанопорошки. Они могут проникать в кровь (легче всего – через легкие), а из нее – в органы и взаимодействовать с компонентами клеток. В одном из опытов после внутривенного введения мышам нанопорошка диоксида титана в дозе 5 мкг/кг частицы впоследствии обнаружены в легких, печени, почках и селезенки. Явных признаков токсичности не выявлено. Зато установлены факты поражения клеток легочной ткани при вдыхании мышами диоксида титана в высоких концентрациях.

Наблюдались случаи повреждения ДНК и хромосом мышей, которые получали наночастицы TiO2 с питьевой водой в количествах, имитирующих «титановую нагрузку» персонала, занятого в производстве порошков оксида титана в течение полутора лет. Возможность проникновения наночастиц в кровь через неповрежденную кожу учеными не обнаружена.

Существует ли вред диоксида титана в при использовании косметике и в мыле? Выводы:

image
Фото: krygovorot.ru

1. Диоксид титана в виде наночастиц не является совершенно безвредным и может в определенных условиях вызывать заболевания.
  2. Биологическая активность частиц оксида титана нанометровых размеров требует дальнейшего изучения.
  3. Риск попадания существенного количества наночастиц диоксида титана в кровь из косметических средств и мыла теоретически существует, но вероятность этого настолько мала, что отказ от их применения не требуется.
  4. Их солнцезащитных кремов лучше выбирать те, которые оставляют заметный след на коже. В них диоксид титана содержится не в форме наночастиц, а в виде более крупнозернистого порошка. А солнцезащитными пудрами, которые легко вдохнуть случайно, вообще не стоит пользоваться.