7 лучших фонокорректоров

Правильному винилу – правильный звук

Со времен окончания очередного этапа «войны форматов» в пятидесятые хороший фонокорректор, если мы говорим о действительно качественном воспроизведении музыки с винила, стал необходимостью – он не просто поднимает уровень сигнала до линейного, который может «переварить» усилитель, но и корректирует частотный спектр звучания, ибо звук на винил согласно победившему стандарту RIAA записывается весьма-таки искаженным, и усиленный «напрямую» вряд ли кому понравится.

Поэтому, обзаведясь «вертушкой» с магнитной головкой и не обнаружив на домашнем усилителе входа PHONO, фонокорректором обзавестись придется однозначно. Впрочем, даже если в проигрывателе или усилителе есть встроенный вариант, не факт, что его работа Вас устроит: часто дискретный фонокорректор приобретается как раз в погоне за качеством звука. В любом случае выбрать есть из чего – от дешевых конструкций уровня Алиэкспресса до монструозного аудиофильского оборудования, где верхний потолок цены, похоже, вообще не ограничивается. Мы же сегодня попробуем найти «золотую середину» и выбрать лучшие фонокорректоры на прилавках российских магазинов.

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие полупроводниковые фонокорректоры 1 Thorens MM-008 ADC 9.8 / 10 22 750
2 Creek OBH-15 9.7 / 10 28 500
3 NAD PP 4 9.6 / 10 13 990
4 Rega Fono Mini 9.5 / 10 11 025
5 Pro-Ject Phono Box MM 9.4 / 10 5 040
Лучшие гибридные фонокорректоры 1 Vincent PHO-701 9.7 / 10 52 500
2 Pro-Ject Tube Box S2 9.5 / 10 28 000

Лучшие полупроводниковые фонокорректоры

Швейцарская компания, основанная в конце XIX века, в сфере звукозаписи «отметилась» еще в самом начале XX века, начав выпуск фонографов эдисоновской схемы. Сейчас же эта марка весьма известна в сфере винилового хай-фая и хай-энда не только как старейший европейский производитель, но и благодаря своим современным моделям.

ММ-008 ADC внешне со стороны лицевой панели отличается от популярной модели ММ-008 только этими самыми тремя буквами. Да и аналоговая часть схемы сохранена полностью, разница лишь в наличии встроенного АЦП Tenor TE7022L, способного передавать оцифрованный звук в формате 24 бита/96 кГц на компьютер.

Фонокорректор способен работать и с ММ-, и с МС-картриджами, причем регулировка входного импеданса во втором случае сделана интересно – подключением нагрузки к дополнительной паре «тюльпанов» на задней панели. Он демонстрирует отличное «попадание» в эталонную кривую коррекции и низкий уровень искажений, особенно при работе со звукоснимателями ММ.

Звучит ММ-008 ADC очень приятно – звук не теряет ни в энергии, ни в детализации, хорошо передавая замысел звукорежиссера записи и музыкантов. Но, честно говоря, для аппаратуры начального уровня, да и многих сборок «вертушка-усилитель-акустика» среднего уровня, большой разницы с почти вдвое более дешевым NAD не будет, так что переплата не будет иметь большого смысла.

Основные плюсы:
  • Качество проработки звука
  • Поддержка ММ и МС
  • Удобство подстройки импеданса
  • Оцифровка с высоким битрейтом
Минусы:
  • Требует работы с аппаратурой соответствующего уровня, иначе его покупать нет большого смысла
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Не только интересно слушать винил, но и сразу перегнать его во FLAC можно (а не просто в WAV CD-качества, как в более дешевых моделях с АЦП).

Фонокорректор с британским паспортом и русскими корнями – к его разработке в свое время «приложил руку» небезызвестный Алексей Никитин, который, правда, в дальнейшем ушел из штата Creek Audio. Модель второго поколения (Mk2) поддерживает работу с ММ- и МС-картриджами, причем для вторых входные каскады собраны на дискретных транзисторах, а характеристики входа настраиваются набором DIP-переключателей. Обновленная схема отличается низким уровнем искажений, а при работе в паре с МС-картриджами стала заметно интереснее по звучанию.

По сравнению с большинством современных полупроводниковых фонокорректоров этот нарочито великоват и тяжеловат – под 3 килограмма, и это при использовании внешнего блока питания. У него нет выраженных жанровых предпочтений – он прорабатывает и сложные партии, насыщенные «низами», и уходящие на грань ультразвука соло-партии.

При этом собран он полностью «по аналогу» - если Вы захотите выводить звук в «цифру», придется использовать внешний АЦП. В этом плане сопоставимый по цене Thorens выглядит предпочтительнее, что же до характера звука, то разница у этих моделей – на уровне личных вкусовых предпочтений.

Основные плюсы:
  • Возможность подстройки емкости и импеданса входа
  • Качество звука
Минусы:
  • Отсутствие АЦП
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
По звуку, на мой взгляд, вкуснее предыдущей модели, в целом сделан фонокорректор очень качественно.
13 990

Историю этой компании, основанной в начале семидесятых в Лондоне, а ныне переехавшей в Канаду, любителям звука пересказывать не надо – так, именно они в свое время создали первую кассетную деку с поддержкой технологии Dolby. В наше же время они предлагают решение, удобно «скрещивающее» архаичный винил с современными цифровыми технологиями – РР 4 не только позволяет вывести на «линию» скорректированный и усиленный сигнал от ММ- и МС-звукоснимателей, но и напрямую оцифровать винил с выводом на USB в стандартном CD-качестве (16 бит/48 кГц). Есть, кстати, и вход для кассетной деки.

Для фонокорректора крайне важен фактор RIAA response accuracy – точность, с которой кривая «восстановления» АЧХ исходного звука совпадает с эталонной кривой «анти-RIAA». В данном случае для всех поддерживаемых типов звукоснимателей точность составляет плюс-минус 0,3 дБ с THD не более 0,03%.

Если корректор подключается не к усилителю, а именно к ПК, тогда пригодится идущий в комплекте дистрибутив AlpineSoft VinylStudio. Эта программа позволит без лишних проблем не только прослушивать аудиозаписи, но и сохранять оцифровки, проводить их обработку на базовом уровне, записывать CD.

Что же до чисто звуковых возможностей фонокорректора, то его однозначно можно назвать приятным для слуха, несмотря на «бездушную цифру». Конечно, прожженные аудиофилы пойдут искать как минимум схему на дискретных транзисторах (не говоря уж про «лампу»), но нам-то с вами «ехать», а не «шашечки», не так ли?

Основные плюсы:
  • Выход оцифрованного звука
  • Поддержка ММ и МС
  • Качество звука
Минусы:
  • Для этого класса и ценовой категории принципиальных нет
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший фонокорректор для этих еще не космических денег. К тому же удобно, что редкий винил можно не «пилить» лишний раз, а сразу перевести самому в «цифру».

Этот фонокорректор рассчитан только на самые массовые ММ-звукосниматели и сделан чисто внешне, пожалуй, даже нарочито грубо. Как и у NAD PP 4, здесь предусмотрен встроенный АЦП, позволяющий легко переводить любимые записи в «цифру». Впрочем, даже у производителей этих двух корректоров много общего – обе компании основаны в Англии с разрывом всего в год, обе за свою историю неоднократно отмечались наградами. Более того, в Rega Research в свое время даже выпускали одну из своих «вертушек» по заказу NAD. И, как ни крути, свои пять звезд от редакции What Hi-Fi? этот невзрачный внешне фонокорректор получил заслуженно.

Тем не менее, отметим явную акцентированность звука – здесь производитель (вполне возможно, что и специально) несколько отклонился от эталонной кривой «анти-RIAA» в области низких частот: в звуке ощутима энергия и хлесткость басов при слегка резковатых «верхах». Нельзя сказать, что это портит ощущения – скорее это можно назвать «характером» фонокорректора, но, конечно, перед покупкой его стоит протестировать на соответствие своим музыкальным вкусам. Если же подходить с позиций чистой математики, то стоит отметить очень низкий коэффициент нелинейных искажений, даже в пике составляющий всего 0,012%.

Основные плюсы:
  • Встроенный АЦП
  • Интересный, хотя и акцентированный, звук
  • Низкий уровень искажений
Минусы:
  • Нет поддержки МС-картриджей
  • Дизайн, мягко говоря, из разряда «спрячь подальше от глаз»
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
По звуку очень понравился, использую вместе с «Планаром» от той же фирмы. С хорошим усилителем и акустикой слух не насилует, интересное и теплое звучание.

Достаточно бюджетный фонокорректор, что неудивительно, тоже работает только в паре с ММ-картриджами. «Начинка» у него сугубо аналоговая и, даже несмотря на сразу зачесавшиеся на замену электролитических конденсаторов руки, весьма достойная для такой цены – да, по уровню гармонических искажений Pro-Ject оказывается аутсайдером (0,52% в пике), но так ведь и говорим мы не об аудиофильском оборудовании: покупают такие фонокорректоры для «вертушек» и усилителей соответствующего класса.

Зато нельзя не отметить и минимальный разбаланс каналов, и точное соответствие RIAA-кривой по АЧХ. Если сравнивать Phono Box MM с более совершенными фонокорректорами, то чувствуется некоторая потеря детальности, звуку не хватает воздуха, сцена (особенно в сложных партиях) упрощается, но это именно что в сравнении. А вот теперь берем, скажем, блюзовую пластинку и вновь запускаем звук – и отмечаем хорошую проработку низов, достойную динамику и в целом приятную подачу, особенно если вспомнить, что перед нами простенький довольно-таки фонокорректор на операционных усилителях. При ограниченном бюджете на покупку он станет не самым худшим выбором, к тому же и найти в продаже его нетрудно.

Основные плюсы:
  • Слегка упрощенный, но в целом интересный звук
  • Простота подключения – никаких настроек не нужно в принципе
Минусы:
  • Высоковат коэффициент нелинейных искажений
  • Дурацкая довольно-таки клемма заземления, стоящая впритык к «тюльпану», да еще и похожая больше всего на потенциометр, с которого потерялась декоративная ручка – стоило все-таки вынести «землю» на практически пустую противоположную стенку
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Популярность у этой модели не из пустого места – действительно, очень достойный корректор за свои деньги.

Лучшие гибридные фонокорректоры

Откровенно «аудиофильские» модели фонокорректоров для этой рубрики рейтинга мы решили не брать: конечно, можно предложить на первое место Ayon Audio Spheris II, который по цене уже побил планку в 2,5 миллиона, но оно нам надо? Поэтому, начав разговор о «гибридной лампе», возьмем пускай и энтрилевельные с точки зрения прожженных звуколожцев гибридные модели, зато хотя бы позволяющие поверить, что платим мы за качество и звук, а не за возможность померяться затратами на домашнюю акустику.

Задорно светящийся «глазом» двойного триода 12AU7 немецкий фонокорректор собран из двух блоков – непосредственно фонокорректором является только верхний, внизу – отдельный блок питания. Позабавило, что по питанию модули соединяются с помощью разъемов DB-9 (если помните компьютерные COM-порты, то и этот разъем сразу узнаете).

Итак, что «умеет» этот стерео ламповый фонокорректор? Он не просто поддерживает ММ- и МС-картриджи, но еще и оснащен тонкой подстройкой под конкретный. Переверните блок корректора, и на его днище увидите набор микропереключателей, управляющих входной емкостью и импедансом тракта. Есть у него и USB-выход – о, пусть покарает аудиофильский Б-г нечестивцев, совместивших «цифру» с «лампой»!

Звучание у фонокорректора отличается отличной детализацией и динамикой, начиная от средних частот и выше. Бас может показаться слегка слабоватым, но это вещь на любителя. В целом все-таки стоит признать окрас звучания близким к нейтральному, без выраженной «ламповости». Впрочем, у этого есть своя причина – штатно установленная лампа однозначно должна пойти под замену, если настолько дотошно подходить к звуку.

В целом же корректор вышел интересным, к тому же позволяющим не терять возможность работы с «цифрой» при всей положенной лампо-виниловой архаике.

Основные плюсы:
  • Точная подстройка параметров входа под МС- и ММ-картриджи тонармов
  • Оцифровка звука
  • Выносной блок питания
Минусы:
  • Не лучшего качества установленная с завода лампа
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хорошо подружился с изначально «темным», поднимающим низа картриджем. Звучит хорошо, без лишних шумов и искажений.

Обладатель «серебра» в премии «Золотое ухо Stereoplay – 2019», фонокорректор собран по дискретной схеме на двух лампах ECC83 – каждая отвечает за свой канал. Входной каскад во имя снижения шумов (особенно, если подключен MC-картридж) выполнен на полевых транзисторах. Подстройка характеристик входа, как и у Vincent, выполняется микровыключателями на нижней стороне корпуса.

Усиление входа спроектировано со ступенчатой регулировкой, причем реализованной несколько в диссонанс с нагло торчащими наружу лампами – переключение сделано двумя кнопками (больше/меньше), между которыми расположен рядок светодиодов. Логичнее бы выглядел аналоговый регулятор – но это личное мнение автора. Да и сам этот участок схемы несколько не вписывается в обещанный производителем «fully discrete circuit design», регистр сдвига-то там явно использован.

Фонокорректор по характеристикам хорошо подогнан под RIAA-кривую, имеет низкие уровни искажений и шумов. Звук на штатно установленных лампах достаточно интересный, без ярко выраженной (за исключением «потепления» СЧ) окраски, проработанный и с приятной уху динамикой. Ну а для своей цены он и вовсе становится весьма интересным, если уж хочется и пускай не совсем «честную», но все же «лампу».

Основные плюсы:
  • Подстройка входа под характеристики звукоснимателя
  • Раздельные лампы в правом и левом канале
  • Дискретная схемотехника звукового тракта
Минусы:
  • Ступенчатая регулировка усиления
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хорошо сбалансированный и с завидной энергичностью звук, за эти деньги «гибрид» вышел очень достойный.

Какой фонокорректор лучше купить?

Из актуальных сейчас типов звукоснимателей с винилом используются два типа – с подвижным магнитом (ММ) и подвижной катушкой (МС). У них очень велика разница в характеристиках, и в первую очередь фонокорректор подбирается по наличию возможности работы с любимым картриджем – если ММ-вход есть в любом, то для работы с МС-звукоснимателями подойдет не каждая модель.

Кроме того, на итоговое звучание очень сильно влияют совокупные характеристики звукоснимателя и входных каскадов фонокорректора. Поэтому интереснее, конечно, фонокорректоры с возможностью более точной подстройки входного сопротивления и емкости, они дают больше возможностей подстройки звука.

Поскольку одна из основных задач фонокорректора – восстановление частотной характеристики изначального сигнала, искаженного согласно стандарту RIAA для записи, важно то, насколько точно в нем реализована «обратная» кривая. «Под себя» звук стоит настраивать уже на этапе эквалайзера/усилителя, а фонокорректор в идеале должен давать именно тот звук, что был записан в студии. Хотя некоторый «характер» для фонокорректора не всегда идет в минус – тут, как и при разговоре о любом другом компоненте акустической системы, стоит прослушать конкретную понравившуюся модель.

Удачной покупки!