10 лучших электрогитар

Как научиться играть и не возненавидеть музыку

Так уж получилось, что писать мы начали с конца – сначала вышла статья о лучших комбоусилителях, и только теперь об электрогитарах. Впрочем, с исторической точки зрения все верно: если бы не первые безвестные изобретатели, которые в погоне за увеличением громкости своих усилителей от банальной безграмотности в электронике создали классический перегруженный звук, не было бы целого пласта культуры, символом которого стала гитара.

Итак, сегодня тема нашего обсуждения – это именно лучшие электрогитары, а сама статья предназначена в первую очередь начинающим музыкантам, которые, боясь ошибиться при выборе гитары «с рук» (здесь автор пустил ностальгическую слезу, вспомнив, как покупал свой первый Ibanez по той же цене, что и свой нынешний Fender), идут в музыкальные магазины. В конце концов, научившись играть и выбрав свой стиль, Вы и сами потом сможете подобрать или собрать себе подходящий инструмент, n’est pas?

Именно поэтому мы рассмотрим две категории, опираясь на понятные определения – найдем лучшую гитару для сравнительно легких стилей (выбор начинающего панка), и озаренное тьмой Сатаны весло для ценителей чернейшего метала. (Автор заранее предупреждает: учтите, через несколько лет вы все можете удариться в блюз).

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие электрогитары для классического рока 1 Squier Affinity Telecaster 9.6 / 10 15 060
2 Squier Bullet Stratocaster 9.5 / 10 13 600
3 Yamaha Pacifica 112 9.4 / 10 19 490
4 Cort G110 9.1 / 10 9 730
5 ARIA STG-003 9.0 / 10 7 932
Лучшие гитары для тяжелых стилей 1 Dean Zero X Dave Mustaine 9.7 / 10 24 470
2 Epiphone Les Paul Special II 9.7 / 10 26 100
3 Jackson Monarkh SC JS22 9.6 / 10 24 200
4 Jackson JS11 Dinky 9.4 / 10 18 100
5 Schecter C-7 9.3 / 10 15 190

Лучшие электрогитары для классического рока

Когда-то Fender Telecaster произвел своего рода революцию – пускай эту гитару и не назвать эталоном дизайна (тут, бесспорно, вышедший за ним Stratocaster выигрывает в разы), зато ее простая и технологичная в изготовлении конструкция позволила электрогитарам пойти в массы, не обремененные деньгами. Шутка ли – во времена, когда гитары делались практически вручную, Telecaster можно было выпускать конвейерным методом с преобладающей долей станочных операций. И именно эти массы, получив «Телекастеры», по сути, дали нам рок во всех его последующих формах, да и для блюза сделали очень многое.

Естественно, эта электрическая гитара с корпусом из ольхи и двумя синглами не для «тяжеляка», а разница в качестве изготовления с «папой-Фендером» заметна легко. Но для своего энтрилевельного класса это весьма неплохой «телек», и даже к заметному шуму звукоснимателей, честно говоря, придираться не хочется – точно то же самое делают и оригинальные «Телекастеры» с пятидесятых годов. Да, строй не держится как вкопанный – но, опять-таки, это «Телекастеру» и не положено. Гитара приятна в руках, и поностальгировать «за сравнительно недорого» позволяет в полной мере: чистый звук, овердрайв, легкий кранч – это для нее.

Основные плюсы:
  • Для такой цены – очень даже «телекастеристый» звук
  • Приличная сборка и отделка
Минусы:
  • Совершенно типичные для всех телекастеров за последние 70 лет
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Очень даже блюзовая гитара по духу. Впрочем, мне ничто не мешает и рок-н-ролл играть – Telecaster для этого и создан.
Не побоюсь этого слова – легендарная гитара. Легендарная в первую очередь среди начинающих гитаристов, у которых нет денег, но хочется прикоснуться к легенде. И действительно, среди всех клонов Fender Stratocaster этот не просто сделан по чертежам того самого страта 57 года (здесь даже пикгард все так же крепится на 8 шурупах, а машинка – на 6), но и гордо несет на грифе надпись «Genuine Fender Product» (нижнюю строчку «Crafted in China» владельцы сразу стирают).

Несмотря на неблагородное, по мнению пуристов, происхождение, эта гитара действительно даст Вам возможность красиво играть на чистом звуке и вполне вытянет классический кранч или средний перегруз (на хайгейне синглы, хотя и весьма качественные, все же превратят звук в кашу). Корпус «Буллета» - это честная склейка из трех кусков липы, причем дающая неплохой сустейн, да и знаменитое «стекло» может в хороший аппарат выдавать еще как. Единственное, что может вызвать затруднения – это, опять-таки выполненный по канонам 57-го года гриф с шейкой 40 мм, но после некоторой практики к нему легко привыкнуть.

В дальнейшем же перед Вами будет огромное пространство для доработок: все классическое «фендеровское» железо и его качественные копии встают на эту гитару как родное. И, поверьте, после даже простейших доработок (экранировка медью плюс грамотная перепайка электроники мастером, для любителей тяжелого звука – рельсовые звукосниматели) гитара сможет играть гораздо лучше, а в руках искушенного мастера сможет раскрыть свой потенциал полностью.

Основные плюсы:
  • Готовность к игре «из коробки», высокое качество сборки
  • Отличный потенциал для доработок
Минусы:
  • Классическая необходимость в изначальной доводке: блокировка или дополнительные пружины в тремоло и так далее.
  • Играя в незаземленный дешевый усилитель, можно поймать радио «Маяк» (впрочем, как и на любую гитару с синглами)
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Из первой гитары Bullet Strat потихоньку перешел в репетиционную – на концерт уже есть лучший инструмент, но для репетиций он до сих пор отлично подходит.
При взгляде на эту гитару вспоминается, как японцы клонировали давным-давно Harley-Davidson WLA под маркой Rikuo, как первым мотоциклом Yamaha стал клон DKW RT125 (справедливости ради, ставший и нашей «Москвой»). Действительно, перед нами, как и в случае со Squier, клон винтажного стратокастера, только с хамбакером в бридже, и точно так же изготовленный в бюджетной области Азии.

Конечно, установка хамбакера в бридж дала возможность играть более тяжелую музыку, но в универсальности гитара явно проиграла «лицензион«ой копии» от Squier: во-первых, вместо пятипозиционного переключателя (бридж, бридж+миддл в противофазе, миддл, миддл в противофазе+нек, нек) здесь достаточно скучная схема переключения H-S-S, во-вторых, только один регулятор тона – Squier же, как и изначальный «страт», дает возможность играть с гораздо большими различиями в звуке и настраивать тон для двух звукоснимателей (бриджевого и миддла). Так что покупка «Махи» будет более оправдана, если Вы сразу нацеливаетесь на притяжеленную игру на бриджевом звукоснимателе. И не забывайте, что корпус здесь из агатиса, а не из липы (все фломастеры разные, но все же липа звучит на клине лучше).

Основные плюсы:
  • Ощутимая ориентированность на ритм-партии.
  • Качественная сборка.
Минусы:
  • Все так же нужно экранировать, и в идеале – менять звукосниматели.
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Если Сквайр или Эпифон заслужили популярность как дочерние бренды Фендер и Гибсон, то Ямаха – это Ямаха! Это лучшая электрогитара.
Достаточно известная и распространенная модель «стратоида», построенного по схеме HSS: гитара не для «тяжеляка», но способная поработать и за ритм на перегрузе. И на соло не сказать что пасующая для этого уровня – один знакомый автора как раз с этой моделью не только умудряется постоянно репетировать, но и использует ее на концертах, пускай и «околоместечкового» масштаба. Как ни крути, бюджетные инструменты не берут для того, чтобы ехать с ними на Wacken Open Air, а для своего класса эта гитара звучать умеет, собрана без откровенных косяков и, как показала как раз эта самая концертная практика, еще и прочна: от перепадов температуры и влажности не идет винтом, и, чего уж там, спокойно уживается в троллейбусе в одном чехле с двумя бутылками водки по дороге на репетицию (конечно, некоторые музыканты слышали, что можно играть трезвыми, и даже пробовали, но это – не тот случай).

Распайка здесь немного проще, чем классическая для «стратов» - с одним регулятором тембра вместо двух. А вот машинка классичнее уж некуда – шестивинтовое тремоло со всеми его плюсами и минусами, о которых написано столько, что повторяться нет смысла. Качество изготовления у нее «по деньгам», поэтому большинство владельцев сие тремоло если и не блокируют намертво, то, по крайней мере, просто им не пользуются. В сочетании с дешевыми колками мы получаем типичное для стратов (да и не только их) начального уровня «недержание» строя, и это стоит запомнить – или регулярно подстраивайте инструмент, или доработайте гитару по каноничной схеме.

Основные плюсы:
  • Низкая цена
  • Довольно универсальная схема HSS
  • Если и не идеальное качество сборки, то хотя бы прочность и долговечность
Минусы:
  • Дешевая фурнитура
  • Ноунейм-звукосниматели, для хайгейна пригодные мало
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Нормальная ученическая гитара, чего уж там. Да за отсутствием денег и потом на таких часто продолжают играть, не без этого.
Эта электрогитара — лучший вариант для тех музыкантов, кому небольшая разница в деньгах уже становится критичной. Aria – это типичный клон винтажного стратокастера, частично доработанный дизайнерами: если корпус с классической окраской «санберст» и пикгардом с 8 отверстиями явно отсылает к классике, то форму головки грифа азиатский производитель несколько доработал.

Что же касается звука инструмента, то это именно тот случай, когда гитара берется для игры дома в дешевый комбик, но не более того: в дальнейшем сразу потребуются доработки, да и «из коробки» не помешает хотя бы закатать лады. Но за эти деньги Вы получите по крайней мере качественный ольховый корпус, а не «бутерброд», известный по (упаси Б-же) гитарам Zombie и (in Soviet Russia guitar plays YOU!) «Урал».

Скажем просто: перед Вами хорошая дешевая и везде продающаяся гитара.

Основные плюсы:
  • Дешево и вполне играбельно.
Минусы:
  • Если желание играть останется – придет и понимание того, что можно было еще немного подкопить.
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Первая гитара, как и первая девушка, не забывается. И ей можно простить многое – все-таки именно тогда ты учился..)

Лучшие гитары для тяжелых стилей

Вторую категорию рейтинга лучших электрогитар возглавляет «официальный клон» - на этот раз дочерней фирмы Gibson. Но, если Bullet Strat был копией Stratocaster’57, то Epiphone является лишь вариацией на тему не менее знаменитого «Лес Пола».

Больше всего здесь неприятна конструкция темброблока – если у оригинала от Gibson переключатель Lead/Rhytm был в верхней части деки, а внизу раздельно строились тембр и громкость для каждого хамбакера, то здесь все убрали в один узел с общими тембром и громкостью. Да и сами хамбакеры – это обычные двухкатушечники, а не классические закрытые «лесполовские».

Главная претензия к темброблоку – это невозможность апгрейда: на оригинальном Les Paul после замены или перепайки хамбакеров и установки push-pull потенциометров тембра можно было играть с отсечкой, совмещая практически полную прозрачность синглов с обертонами красного дерева деки. Но это, конечно, уже из серии «для мастеров» - для начинающего же гитариста Epiphone остается единственным вариантом бюджетно купить новую гитару из красного дерева.

Основные плюсы:
  • Плотный, «мясной» звук на хайгейне.
Минусы:
  • Темброблок абсолютно непригоден для модификаций.
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Бюджетные версии есть даже у Harley-Davidson. Тут же у нас в руках «почти что» Gibson.
Хотя эта гитара и отнесена производителем к «подписной» серии Дейва Мастейна, при ее виде, тем не менее, вспоминается больше Джеймс Хетфилд – впрочем, не суть важно. В любом случае мы получаем корпус из красного дерева с топом из него же, два неплохих хамбакера, фиксированный бридж а-ля гибсоновский тюноматик. Звукосниматели, увы, не «сеймуры», как на «старших» (и, соответственно, более дорогих) моделях линейки, а собственной марки – DMT Design, но звучат они достаточно интересно и на чистом звуке, и на перегрузе.

С перегрузом, правда, лично автор не советовал бы сильно на них увлекаться – характер у гитары не предполагает экстрима, под «конкретное мясо» звукосниматели стоит поменять. Для каждого понятие «тяжести» музыки свое, в конце концов. В целом же гитара сделана приятно, гриф пригоден не только для упорного чесания пары квинт, но и для требующих немалой работы левой кистью партий.

Но вот за что автор точно хотел бы треснуть создателям этой гитары по голове советским «Уралом» - так это за расположение и направление гнезда под джек. Ибо вставленный джек торчит вверх, соответственно, кабель изгибается, уходя вниз, очень сильно и по малому радиусу. Конечно, Вы его зато не выдернете, случайно зацепив ногой, как на «Стратокастере», зато и кабель «убьется» быстрее, и само гнездо под джек. Так что без традиционной ложки дегтя опять не обошлось.

Основные плюсы:
  • Весьма приличное качество сборки
  • Красное дерево, как ни крути
  • Неплохие, хотя и не особо «мясные» хамбакеры
Минусы:
  • С кабелем и гнездом будьте осторожнее
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хотелось именно Explorer, пускай и не оригинальный – ну нравится мне эта форма. А тут и звук, в общем-то, для такой цены вкусный.
Весьма даже интересный клон «Лес Пола», хотя и с неканоничной головкой грифа. Корпус – комбинированный, красное дерево совмещено с кленовым топом. Хамбакеры – собственной марки, пускай по меркам искушенных гитаристов и не хватающие звезд с неба, зато достаточно «горячие» - а, соответственно, располагающие к тому, чтобы накрутить звук потяжелее.

Звук здесь вышел интересным – гитара на клине не теряется в миксе и «вкусна» в соло-партиях, по мере роста уровня перегруза звучание остается разборчивым и не сливается в кашу, сустейн неплох. На хайгейне уже, конечно, чувствуется, что на звукоснимателях нет надписей типа Seymour Duncan – куда деваться, гитара все-таки начального уровня. Но замена звукоснимателей «под себя» - дело гитаристам привычное, а «Монарх» - это уже далеко не печально славные в музыкальных кругах Zombie, которым любые доработки особо не помогают.

Фурнитура… Фурнитура – это вечная головная боль владельцев бюджетных электрогитар made in China, если, конечно, они не панки (те спокойно умудряются играть и с полуоторванным бриджем, а уж люфтящие колки – это и вовсе мелочи). У Jackson она неплоха, скажем так: отстроить гитару можно без громких ругательств, если опыт общения с тюноматиками уже есть, и строй держится достаточно прилично. Проще говоря, играть на ней и в состоянии «из коробки» не сможет разве что законченный перфекционист. Но поменять бридж и колки со временем все же мы бы посоветовали.

Поэтому свою рекомендацию гитара заслужила, причем даже скорее не как инструмент именно для «рубилова и мочилова», а вполне состоявшийся «универсал».

Основные плюсы:
  • Приятное звучание с хорошим заделом под «тяжесть», но без потери универсальности
  • Качество сборки и отделки
  • Эргономика корпуса
Минусы:
  • Фурнитура, пускай и далеко не худшая из тех, что могли быть, все-таки выдает «китайскость»
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
По эргономике вышло впечатление, что это Les Paul, который захотел стать «Стратом». И это неплохо, особенно при игре сидя (читай – для домашних занятий в первую очередь)

Перед нами тот случай, когда дешевая серия достаточно известного бренда вполне играбельна и добавляет бонусы к харизме. Действительно, младший «джекс» выглядит вполне по-взрослому и может выдавать неплохой звук на перегрузе. Главное – не трогать рычаг двухопорного тремоло, которое без доработки напильником традиционно быстро расстраивает инструмент.

Сразу скажем: это не та гитара, которую можно подключить к домашнему компьютеру, запустить Guitar Rig и начать рубить митолл. Таких вообще не существует – но с нормальным аппаратом, разогретым подходящей примочкой, Вы сможете выжать плотный и тяжелый дисторшн без лишнего мусора в звуке, если же на гитару сразу поставить более «мясные» звукосниматели… Но это уже общая рекомендация для всего бюджетного класса.

Основные плюсы:
  • +5 к харизме на выступлениях
  • Вполне интересно играет и из коробки
Минусы:
  • Непонятно, зачем было усложнять конструкцию и поднимать цену ради ненужного тремоло.
9.4 / 10
Рейтинг
Отзывы
Один из лучших инструментов для начинающего воена митолла. Я вам это гарантирую.

Два хамбакера, струны сквозь корпус и столь любимая начинающими «рубителями мяса» седьмая струна – собственно, по такому рецепту и собран «Шахтер», как его обычно называют в обиходе. Ну и, естественно, гитара должна быть черной, как норвежский лес безлунной ночью. Даже если это не совсем Schecter, а лишь SGR by Schecter.

В целом гитара собрана для этого класса прилично, гриф удобен и вполне способен выдержать «жирные» струны, которые сюда наверняка и поставят вместо демонстрационных (впрочем, их обычно еще и спускают хотя бы на тон, так что не так уж сильно они и будут тянуть его). Конечно, кристального «стекла» и уходящих в ультразвук соло с получасовым сустейном от простеньких хамбакеров на липовом корпусе ждать не приходится, но мы сейчас и говорим о совсем иных стилях музыки.

Поскольку электрогитара, естественно, изготавливается все в той же столь любимой нами азиатской республике, простор для доработок неминуемо есть. И они, в общем-то, классические – штатные колки и бридж «а-ля тюноматик» иногда элементарно облезают, не говоря уже об общем качестве материалов, так что они, как всегда на «новичковых» гитарах, по-хорошему сразу идут под замену. Остается нормально заэкранировать полости – и, собственно, уже можно начинать выкручивать перегруз на усилителе, да еще и раскочегаривая его педалью. Для «новичкового» мясного ряда этого уже будет достаточно. Затем точно так же «по классике» поменяются и звукосниматели – кто-то поставит активные «ежи» с гитарной барахолки (правда, то, что их продают активно и не так дорого, как бы намекает…), кто-то предпочтет Фокина – и сделает хороший выбор, который к тому же позволит при переходе на гитару классом выше по-быстрому перекинуть звучки, вернув для продажи на «Шахтера» штатные.

Основные плюсы:
  • Нет машинки – нет и проблем
  • Прочный и вполне даже удобный гриф
Минусы:
  • Фурнитура традиционно слабовата по качеству – увы, за такие деньги чудес не бывает
9.3 / 10
Рейтинг
Отзывы
Гитара хорошая, играл на ней года три, причем доработок было по минимуму – только локовые колки, даже бридж не трогал.

Главное правило при выборе инструмента – потрогать его своими руками. Поэтому наша статья является лишь рекомендацией: в любом случае мы советуем Вам послушать несколько инструментов через хороший усилитель. Через дешевый и Stratocaster Custom Shop ничем не выиграет по сравнению с «Зомби», вопрос лишь в деньгах и стремлении расти дальше.