10 лучших мотошлемов

Выбор для головы и с головой

Отрицать необходимость защиты при езде на мотоцикле может только тот, кто ни разу не падал. Причем, если «асфальтовая болезнь» пройдет, сломанные руки-ноги заживут, то неудачный удар головой может оказаться последним для «героя асфальта». Ну, а поскольку автор и знакомых терял, да и сам не блещет здоровьем все по тому же поводу, то давайте сегодня по крайней мере попытаемся обойтись без традиционных шутеечек и попробуем разобраться, как бы надежнее сохранить свою голову на плечах, при этом не теряя и в комфорте.

Благо выбор хороших мотошлемов сейчас побольше, чем в старые добрые времена, когда полторы модели шлемов, доступных в магазинах, отличались по сути только расцветкой. И, хотя в плане прочности и степени защиты с «интегралом» поспорить трудно (разве что для внедорожной езды хочешь-не хочешь придется брать кроссовый шлем), есть в продаже и более комфортные шлемы. Главное, чтобы за комфорт не пришлось расплачиваться неудачной конструкцией, да и просто переплачивать себе могут позволить не все.

Рейтинг лучших мотошлемов — ТОП 10

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие шлемы-модуляры 1 Shoei Neotec II 9.9 / 10 38 490
2 Shark Evo-One 2 9.6 / 10 27 000
3 HJC IS-MAX II 9.0 / 10 11 400
Лучшие мотошлемы-интегралы 1 Icon Airframe Pro Construct 9.8 / 10 32 130
2 HJC i 70 9.5 / 10 13 700
3 Caberg EGO 9.1 / 10 5 010
Лучшие кроссовые мотошлемы 1 Airoh Aviator 2.2 9.9 / 10 27 990
2 Shoei VFX-WR 9.8 / 10 55 270
3 Airoh Twist 9.0 / 10 10 000
Лучшие открытые шлемы для мотоцикла 1 Shoei J-Cruise 9.9 / 10 25 000

Лучшие шлемы-модуляры

Shoei Neotec II
38 490
Представленный к прошлому сезону шлем – это развитие (увы, подорожавшее) хорошо известного премиального шлема Neotec. Ну что ж, тем летом его уже успели испытать на практике, и скажем сразу – этот туристический модуляр однозначно достоин первого места в рейтинге лучших шлемов для мотоцикла.

По сравнению с первым поколением значительно улучшилась аэродинамика, шлем стал тише и комфортнее на больших скоростях. Его внутренности спроектированы специально под установку мотогарнитуры Sena SRL: теперь не придется сталкиваться с давлением на уши, как это бывает со шлемами, где о гарнитурах при проектировании не вспоминали. Также в шлеме улучшена фиксация «челюсти» в поднятом положении.

«Скорлупа» - из сложного пятислойного композита. По прочности шлем в результате мало уступает интегралам, хотя неизбежно и стал тяжелее. Опускающееся встроенное тонированное стекло – это по современным меркам уже «мастхэв» для туристического модуляра. В общем, можно смело собираться в дорогу – хотя с нашими дорогами часто актуальнее шлем кроссовый…

Основные плюсы:
  • Низкий уровень шума
  • Прочный композитный материал
  • Надежный фиксатор «челюсти»
  • Подготовка под установку гарнитуры
Минусы:
  • Нетрансформируемая «начинка»
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
С первым неотеком знаком не понаслышке, но на этот сезон решил взять уже второй – определенно комфортнее, особенно на скоростях.
Shark Evo-One 2
27 000

Еще одно свежее обновление известной серии, на этот раз от Shark. Новый Evo-One сохранил очень специфичную кинематику движения «челюсти», которая не поднимается вверх, а убирается за шлем назад, фактически превращая его в полноценный открытый Благодаря этому шлем в разы удобнее обычных модуляров, где с поднятой «челюстью» не всегда поездишь: она не «парусит», так что Evo-One 2 именно как модуляр однозначно удобнее большинства.

Правда, структура «скорлупы» основана уже не на композите, шлем отливается из термопластика. Конечно, это положительно сказалось на весе и цене, но по «неубиваемости» с топовыми карбоновыми шлемами он ожидаемо не поспорит.

Хотя стекло визора здесь и не имеет прямой кинематической связи с «челюстью», реализована удобная возможность: визор может подниматься и опускаться при перемещении «челюсти». С поднятым визором сохраняется возможность защиты глаз – шлем оснащен опускающимся солнцезащитным стеклом увеличенного размера, не оставляющим световых «щелей» по краям поля зрения.

Основные плюсы:
  • Оригинальная и очень удобная конструкция «челюсти»
  • Отточенная аэродинамика
Минусы:
  • Только два размера «скорлупы» в линейке
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучший туринговый шлем за эти деньги – челюсть откидывается не только на попить-покурить, но и ездить так можно.
HJC IS-MAX II
11 400
Классический «флип-ап» с поднимающейся челюстью от HJC выполнен комбинированным – из поликарбоната изготавливается только «челюсть», сама «скорлупа» - из стекловолокна. Шлем вышел прочным, хотя и тяжеловатым (1,7 кг). Вопрос с весом нужно учитывать, если Вы планируете выбрать шлем для длительных поездок: конечно, если Ваша шея спокойно выносит даже ОМОНовскую «Сферу», то лишние 200-300 граммов в мотошлеме не будут препятствием, но кому-то станут однозначной причиной дискомфорта.

Вентиляция в шлеме также специфическая – если Вы привыкли ложиться на бак, прячась за ветрозащитой, то, считайте, что ее и нет: работает как надо вентиляция только при достаточном давлении воздуха, набегающего на шлем. В общем, вариант хотя и неплохой по нынешним ценам, но требующий пощупать и примерить, как говорится.

Основные плюсы:
  • Прочная «скорлупа»
  • Неплохое качество визора и встроенной солнцезащиты
Минусы:
  • Слабая вентиляция
  • Слабовата конструкция в мелочах (тот же движок опускания солнцезащитных очков)
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Брал мотошлем еще году в 2014, прожил до сих пор. Нормальный вариант для неоклассика, продувается при этом хорошо.

Лучшие мотошлемы-интегралы

Icon Airframe Pro Construct
32 130
Icon традиционно придерживается нарочито брутального стиля, но при этом не поступаясь качеством. Мотошлем Airframe Pro Construct соответствует требованиям стандартов DOT FMVSS 218 (США), ECE 22-05 (Европа) и PSC (Япония), его композитная «скорлупа» максимально прочна, а внутренняя «начинка», имеющая специальное бактерицидное покрытие, эффективно гасит и распределяет энергию удара. Что же до вентиляции, то девять каналов позволяют настроить шлем под любые условия – благо и визор выполнен незапотевающим.

Кстати, о визоре: благодаря системе Rapid release его можно заменить буквально одним движением руки – например, снять на вечерние покатушки дневной с затемненным стеклом и поставить обычный. Одновременно он оснащен прочным механизмом фиксации в выбранном положении, которое удерживается даже несмотря на сильное давление воздуха.

«Начинка» шлема – модульная, состоящая из пяти элементов. Всего возможно 27 различных по форме комбинаций внутреннего устройства, то есть шлем можно идеально адаптировать практически к любой голове. В сочетании с небольшим весом это позволяет шлему быть максимально комфортным.

Рассчитан он в первую очередь на «креветочную» посадку владельцев спортивных мотоциклов. Поэтому задняя часть проектировалась с расчетом на большое отклонение шеи, но никто не помешает принять и более близкую к классической посадку.

Основные плюсы:
  • Прочная «скорлупа»
  • Эффективная и тихая вентиляция
  • Возможность гибкой адаптации под форму головы
Минусы:
  • Высокая цена
  • Дизайн, как и обычно у Icon, на любителя
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Шлем максимально комфортный для интеграла, даже в дальняках. Дорого, но того стоит.
HJC i 70
13 700
Один из самых популярных мотошлемов среднего ценового сегмента. Конечно, это уже не композитный «хэндмейд», как у Icon, но зато и цена в разы доступнее – при этом поликарбонат также обеспечивает более чем достойную прочность. К тому же здесь не нужно менять визоры в режиме «день-ночь» - традиционно HJC встраивает в шлем опускающиеся затемненные «очки», которые можно выпустить или убрать одним движением руки, оставив прозрачный визор «на постоянку». Вещь на самом деле очень удобная, почему и автор, кстати, в свое время отдал предпочтение шлему именно этой марки.

Насчет дизайна можно тоже не беспокоиться – фирма предлагает аж 24 расцветки, от простых (желтый, белый) до многоцветных со сложной структурой рисунка. Так что здесь практически на любой вкус найдется вариант. Подкладка, хотя и лишена модульности, легко извлекается для стирки, материал у нее «правильный» - с хорошим впитыванием влаги, антибактериальной пропиткой.

Аэродинамика у шлема не вызывает желания долго бить им по асфальту – шумов практически нет, даже если полностью открыть все вентиляционные каналы. Так что, несмотря на «желтое» происхождение (сама фирма – корейская, производство размещено в Корее, Вьетнаме и Китае), шлем вышел более чем заслуживающим и покупки, и места в нашем рейтинге.

Основные плюсы:
  • Прочная поликарбонатная оболочка
  • Встроенные солнцезащитные «очки»
  • Эффективная вентиляция
Минусы:
  • Нет возможности адаптировать под себя внутренности шлема
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Соотношение цены и качества вполне на уровне, лично мне шлем очень удобен.
Caberg EGO
5 010
Продолжает наш рейтинг лучших мотошлемов бюджетный поликарбонатный «интеграл» туристического класса. Шлем сертифицирован по ECE 22.05 P, так что в его безопасности не стоит сомневаться. Как не стоит сомневаться и в эффективности вентиляции – эта линейка шлемов уникальна открывающимся верхним «окном» с площадью аж 60 квадратных сантиметров. Причем, даже когда этот «люк» (действительно, устройство очень похоже на автомобильные люки) закрыт, шлем выставляет напоказ свою перфорированную «начинку» через прозрачный пластик: мол, смотрите, что я умею! Правда, лично у автора этот трюк дизайнеров вызывает скорее мысли о трепанации черепа, тьфу-тьфу-тьфу.

Как и HJC, Caberg имеет встроенное солнцезащитное стекло, причем опускается и убирается оно только левой рукой (у HJC ползунок посередине, так что руку можно использовать любую). «Начинка» комфортная (в том числе и на жаре), а вот по уровню шума шлем подкачал – на скорости он начинает ощутимо «петь» на разные голоса. Впрочем, шлем и не рассчитывался на спортбайки – а вот при езде без попыток показать рекорд скорости отдельно взятого района он вполне удобен. Ну, а цена у него и вовсе по нынешним временам более чем приятная.

Основные плюсы:
  • Встроенное солнцезащитное стекло
  • Огромная площадь вентиляции
Минусы:
  • Верхний «люк» снижает прочность оборочки
  • Шум на высокой скорости
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Нормальный шлем для мотоцикла, за эти деньги качество достойное плюс сертифицирован в Европе как положено.

Лучшие кроссовые мотошлемы

Airoh Aviator 2.2
27 990
Итальянский производитель может по праву гордиться перечнем наград, которые завоеваны спортсменами именно в их экипировке. «Авиатор» в версии 2.2 щеголяет легкой и крайне прочной «скорлупой» из нескольких слоев карбона и кевлара, уложенных и склеенных вручную. По сравнению с предыдущим поколением улучшен обзор в периферийной области, переработана структура «подбородка», улучшена аэродинамика. При этом шлем весит менее килограмма!

Но рассчитан он отнюдь не только на профессиональных кроссменов. Недаром в комплектацию сразу входит крепление для экшн-камеры: не нужно ничего «колхозить», рискуя потерять свою GoPro в самый интересный момент поездки. Шлем прекрасно вентилируется, и, даже если Вы в разгар июльской жары найдете категорийную дорогу и будете продираться по ней со скоростью пара сотен метров в час, дискомфорта по крайней мере голова не испытает.

Вердикт будет прост и ожидаем: по соотношению цены-качества мы однозначно отдаем этому мотошлему первое место в рейтинге.

Основные плюсы:
  • Легкая, но очень прочная «скорлупа»
  • Эффективная вентиляция
  • Хорошая аэродинамика
Минусы:
  • Не очень удобная застежка
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Ни разу не разочаровался в покупке – от соревнований до покатушек.
Shoei VFX-WR
55 270
По заявлениям производителя, на изготовление каждого такого шлема уходит почти неделя, причем с большой долей ручного труда: недаром цену у него не назвать демократичной. Сложная форма «скорлупы» - это сочетание сопромата и аэродинамики в узнаваемом стиле, шлем комфортен на всех скоростях.

«Челюсть» с алюминиевой решеткой обеспечивает ездоку нормальное дыхание, надежно защищая от всех «сюрпризов», которые на кроссовой трассе неизбежны. При этом разбирается она для чистки просто и быстро. Подушки шлема в районе челюсти имеют возможность «аварийного снятия» - достаточно потянуть за красные ленты, после этого шлем снимается элементарно, даже если его владелец потерял сознание и есть риск повреждений шеи, когда лучше избежать лишних перемещений головы.

В целом шлем полностью соответствует заявленному классу – он полностью готов для профессионального участия в соревнованиях по мотокроссу, не спасует и в тяжелых эндуро-рейдах. Но из-за цены, вдвое превышающей цену Airoh, мы не можем отдать этому мотошлему первое место: он вдвое дороже, но отнюдь не вдвое лучше.

Основные плюсы:
  • Прочная и аэродинамичнеая «скорлупа»
  • Комфортный «интерьер»
  • Эффективная вентиляция
  • Возможность легкого аварийного снятия
Минусы:
  • Высокая цена
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Дорого. Но в мотокроссе на экипировке не стоит экономить: больница дороже.
Airoh Twist
10 000
Шлем начального уровня от Airoh сформован из термопластика и весит чуть более килограмма. Как «стартовый вариант» он весьма неплох: сидит комфортно, прочен, эффективно вентилируется и имеет такой же широкий обзор, как и более дорогие топовые модели.

Внутренняя гипоаллергенная подкладка легко снимается и моется, ее продуваемость на отличном уровне – в жару можно не опасаться за то, что «мозги закипят». Особо отметим качество вентиляции в «подбородке», причем система фильтрации легко разбирается и чистится.

Застежка щлема – на двух алюминиевых D-кольцах, шлем надежно удерживается на своем месте при падениях и ударах. «Начинка» хорошо смягчает ударные нагрузки, в этом плане у нас тоже нет претензий.

Основные плюсы:
  • Отличное соотношение цена/качество для этого уровня
  • Хорошая обзорность
Минусы:
  • Нет возможности легкого аварийного снятия
9.0 / 10
Рейтинг
Отзывы
Хороший шлем для мотоцикла, на самом деле. Брать дешевле по нынешним ценам не рискнул бы, все-таки кросс и эндуро без падений не бывают.

Лучшие открытые шлемы для мотоцикла

Shoei J-Cruise
25 000
Сменив популярный J-Wing, J-Cruise пришелся «ко двору» многим любителям формата «три четверти». Многослойная композитная «скорлупа» прочна, и в то же время шлем не так и тяжел, как это может показаться при взгляде на массивную внешне «скорлупу», да еще имеющую встроенный солнцезащитный визор.

Основной же визор имеет отличную аэродинамику: даже на высоких скоростях «поддувание» и шум воздуха у него минимальны, трудно поверить, что на голове не интеграл. Дизайн у шлема спокойный, без броского китча, так что эти шлемы можно увидеть и на владельцах слепящих глаза хромом круизеров, хотя они обычно при выборе шлема стремятся к минимализму (а лет так десять назад носить что-то серьезнее банданы и вовсе считалось моветоном).

Придраться к качеству и удобству мотошлема J-Cruise трудно: как ни крути, а Shoei свой хлеб едят не зря. Разве что цена у них традиционно высока.

Основные плюсы:
  • Отличная проработка аэродинамики
  • Встроенный солнцезащитный визор
  • Композитная «скорлупа»
Минусы:
  • Разве что цена
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Купил, еще когда ездил на «сибихе» - в итоге шлем дожил до Pan European, и менять что-то не хочется.

Какой шлем для мотоцикла лучше выбрать?

Начнем мы не с формы, не с марки и не с цены. Шлем в первую очередь нужен для безопасности, а значит, как минимум должен иметь европейскую сертификацию ECE 22.05. Если же проставлен только американский DOT, то это вариант не лучший – стандарт тестирования в США на год старше автора статьи и основательно устарел, даже в самих Штатах спортивные шлемы для использования в соревнованиях допускаются только при наличии европейского сертификата, как более жесткого по условиям получения. Ну, а если уж у мотошлема сертификации нет вообще, то сами понимаете – доводилось видеть даже, как расходится пополам «скорлупа», просто упав с высоты руля.

А вот теперь уже перейдем к формату:

  • Полностью закрытые интегралы, конечно, обеспечивают наивысший уровень защиты при минимальном весе – как ни крути, а их структура монолитна. Но расплачиваться за это придется и уменьшением обзора (в городе не лучшим образом влияет на безопасность), увеличенным риском запотевания стекла.

  • Открытые шлемы, напротив, комфортны и в обдуве, и в обзоре, да и весят меньше. Но сами понимаете – влететь куда-то лицом в них совсем нежелательно.

  • Модуляр, пускай он будет и тяжелее, и дороже, станет наиболее удобен: не зря туринговые шлемы выпускаются все чаще именно такого типа. Здесь можно либо быстро поднять «челюсть» - например, чтобы попить/поесть/покурить на остановке, либо шлем и вовсе превращается в открытый – «челюсть» либо убирается назад, либо снимается. Если «челюсть» именно поднимается, становится очень важна аэродинамика – не каждый модуляр нормально пригоден для езды с поднятой «челюстью» без развитой ветрозащиты на самом мотоцикле.

  • Кроссовые шлемы – это «вещь в себе», они рассчитаны на весьма специфические условия. И для асфальта они не подойдут (на высоких скоростях развитый защитный козырек превратится в парус), и в грязь в модуляре или интеграле не полезешь. Так что, играя в собственном сегменте, конкурентных конструкций они просто не имеют. Купили «жесткий» эндуро или полноценный кроссовик? Выбора нет: только кроссовый шлем и кроссовые же очки к нему.

Обязательный атрибут качественного мотошлема – легкосъемная для чистки «начинка» с развитой вентиляцией. Бактерицидная пропитка ей будет только на пользу – материал набирает пот с кожи и жир с волос, а дальше, сами понимаете, шлем может начать попахивать. Визор должен иметь надежную фиксацию в промежуточных положениях и иметь возможность замены: но, естественно, и сами запасные визоры должны быть доступными в продаже.

Обратите внимание на настраиваемость и эффективность вентиляции: например, популярный недорогой Airoh J-106 имел очень серьезный просчет в конструкции, вентиляция в «челюсти» не перекрывалась в принципе, и весной и осенью на скорости буквально сводило зубы. Не стоит связываться и со слишком узкими вентиляционными каналами, если у Вас развита ветрозащита на мотоцикле: подобным шлемам нужен хороший поток набегающего воздуха.