6 лучших автомобильных раций

Надежная связь на трассе

Наличие рации в дороге никогда не будет лишним, и лучший пример – это общение дальнобойщиков: получить важную информацию, помощь при поломке можно от совершенно незнакомых людей, которые просто используют тот же радиоканал. Знаменитый пятнадцатый канал CB (27,135 МГц, амплитудная модуляция) стал фактически стандартной настройкой в пути. Поэтому и в легковом автомобиле радиосвязь пригодится, если Вы собираетесь в дальнюю дорогу. Ну, а для таксистов еще недавно радиостанция была обязательным элементом оборудования машины, и только массовый переход на работу через приложения смог снизить число автомобилей с «удочками». В нашем рейтинге, составленном по отзывам экспертов и пользователей - лучшие автомобильные рации 2018 - 2019 года.

Коротковолновый диапазон, несмотря на неизбежные минусы (высокий уровень помех, габариты антенн, да и самих радиостанций) по-прежнему остается для связи в дороге основным: лес, пересеченная местность, городская застройка значительно меньше ослабляют сигнал, чем при работе на VHF- и UHF-диапазонах ультракоротких волн. С учетом того, что короткие волны могут «добивать» за горизонт за счет ионосферного отражения, при достаточной мощности передатчика и качестве приемника можно рассчитывать на радиус связи, недостижимый для УКВ-радиостанций. И даже решение ГКРЧ № 13-20-08 от 03.09.2013г, ограничившее максимальную «безлицензионную» мощность при амплитудной и частотной модуляции до 4 Вт, по популярности CB-радио не ударило (тем более что на SSB-модуляции можно и 12 Вт). Но и УКВ-радиостанции могут быть полезны – их легко связать с носимыми рациями, они способны передавать текст, данные и даже выходить в Интернет, качество связи (особенно на «цифре») гораздо выше. Так что, говоря о рынке автомобильных радиостанций 2018-2019 года, нельзя ограничиваться только «сибишками».

Рейтинг лучших автомобильных раций 2019 года

Категория Место Наименование Рейтинг Цена
Лучшие автомобильные рации CB-диапазона 1 Optim Voyager 9.8 / 10 5 900
2 President BARRY ASC 12/24V 9.7 / 10 4 600
3 Vector VT-27 Smart 9.6 / 10 4 300
4 Alan 48 plus 9.1 / 10 3 800
Лучшие автомобильные рации с возможностью работы на УКВ 1 YAESU FT-8900R 9.9 / 10 26 700
2 Motorola DM1400 9.5 / 10 22 000

Лучшие автомобильные рации CB-диапазона

Optim Voyager
5 900
Извечный вопрос, возникающий после покупки новой радиостанции или замены антенны – «где бы настроить КСВ?» в этой модели решен, можно сказать, элегантно: производитель встроил КСВ-метр непосредственно в саму рацию, и значение КСВ теперь всегда перед глазами, а его значительное отклонение в опасную сторону (например, если во время езды Вы случайно повредили антенну) сопровождается звуковой индикацией и сообщением на дисплее. При этом выходной каскад передатчика во избежание повреждения отключается.

Дисплей вообще стал одной из главных и очень удобных фишек рации – яркий, хорошо читающийся при разных углах обзора, имеющий «ночной режим». По его краям размешено шесть функциональных кнопок, их назначение меняется в зависимости от выбранного режима (причем пользователь может менять функции по своему усмотрению) и тоже отображается на дисплее.

Перейдем к радиотракту. Передатчик при частотной модуляции отдает до 15 Вт мощности, на АМ она ограничена 8 ваттами. SSB не поддерживается, как и в большинстве автомобильных раций. Раскрытие дополнительных частот возможно прямо через меню расширенной настройки, без паяльника и отвертки. Здесь же можно подстроить гистерезис шумоподавителя, откалибровать КСВ-метр и так далее. Если же разобрать корпус, то можно обнаружить, что производитель предусмотрел место на плате под два дополнительных транзистора выходного каскада. Все-таки чешутся руки что-то попаять в радиостанции? Пожалуйста, можно увеличить ее мощность, благо даже крепежные отверстия в радиаторе уже готовы.

Приемник тоже не вызывает претензий, работает добротно, и сигнал от других радиостанций разобрать не мешает. Так что как вариант для покупки эта радиостанция, разработанная в России и собранная в Китае, даже очень привлекательна.

Основные плюсы:
  • Приличная мощность при хорошей модуляции
  • Встроенный КСВ-метр, защита передатчика
  • Возможность работы от 12 и 24 В
  • Тонкие настройки и раскрытие диапазонов без «колдовства»
Минусы:
  • Среднее качество динамика, особенно звук страдает с включенным Hi-Cut
9.8 / 10
Рейтинг
Отзывы
Очень удачная автомобильная рация, да еще и с экономией на установке антенны – КСВ настроил сам, без инструмента.
President BARRY ASC 12/24V
4 600
Рация хоть и недорога, но по качеству однозначно заслуживает внимания, а возможность работы напрямую от 24 вольт по достоинству оценят водители тяжелых грузовиков. Репутация у французской компании заслуженно хорошая за счет качества топовых версий, но и на бюджетной линейке производитель не ударялся в откровенную экономию.

Отличная работа шумоподавителя, простое и понятное управление – то, что как раз нужно людям, которым от радиостанции нужно «выбрал канал и говори», а тонкости настроек не принципиальны. Выходная мощность – 4 ватта, качество модуляции на AM и FM достаточное для надежной связи. Надежность у «Президента» традиционно высокая, и два года гарантии фирма дает не просто так (а при покупке вместе с антенной President срок гарантии – 5 лет).

Основные плюсы:
  • Удобство управления
  • Качество связи на AM и FM
  • Эффективное шумоподавление
Минусы:
  • Ограниченная мощность сигнала
9.7 / 10
Рейтинг
Отзывы
Одну машину с «Президентом» в свое время продал, долго жалел, что не снял рацию. А эта по цене приятно удивила, проверил в деле – однозначно лучше «Мегаджетов» и прочего.
Vector VT-27 Smart
4 300
Недорогая автомобильная радиостанция станет хорошим выбором в качестве первой, но и желание поменять ее на что-то более «навороченное» в дальнейшем не возникнет долго.

Корпус – компактный алюминиевый моноблок, одновременно служащий радиатором охлаждения. И неплохим, заметим. Передняя панель несъемная, но ничто не помешает снять всю рацию с собой – тут компактность и небольшой вес в плюс. Дисплей хорошо читается под разными углами обзора, а вот с органами управления придется разобраться – места для всех нужных кнопок просто не хватило, поэтому часть их «переехала» на тангенту. Зато на ней именно те кнопки, которые удобно иметь под руками – управление шумоподавлением и выбор каналов связи.

Приемник очень даже неплох для дешевой модели – при заявленной чувствительности 0,5 мкВ реально он способен на 0,28 мкВ при амплитудной модуляции, а на частотной и вовсе на 0.13 мкВ. Подавление зеркального канала – до 75 дБ, соседнего – до 55 (вновь не паспортные данные, а реально измеренные). Поэтому, даже несмотря на не лучшее соотношение сигнал/шум (вечный бич бюджетных CB-раций), на прием «Вектор» работает уверенно и достойно.

Передатчик имеет два режима работы – низкой и высокой мощности, причем в последнем на FM его выходная мощность по измерениям доходит до 12 Вт при 10 паспортных. По качеству он также более чем приличен для этого ценового сегмента.

Проблемы здесь разве что с цифровым трактом, вернее – с его прошивкой. Очень хотелось бы, чтобы производитель наконец довел до ума «профессиональный» канальный режим и работу шумоподавителя, поскольку именно они и портят впечатление от отличной, в общем-то, рации.

Основные плюсы:
  • Компактность
  • Хорошая мощность
  • Качественный приемник
Минусы:
  • Некорректно работает шумоподавление, переключение модуляции в «профессиональном» режиме
9.6 / 10
Рейтинг
Отзывы
Лучшая по цене/качеству автомобильная радиостанция, если нужен только базовый функционал, без заморочек.
Alan 48 plus
3 800
Несмотря на небольшую выходную мощность – «законные» 4 ватта, у этой радиостанции хорошая модуляция, что на самом деде даже важнее: можно «вдуть» в эфир хоть 100 ватт, но с «никакой» модуляцией Вас все равно не расслышат. Конечно, было бы неплохо иметь здесь в дополнение к AM/FM еще и SSB, но для бюджетной модели это ожидаемо.

Рация по-настоящему «народная», ставшая в свое время одной из самых популярных, и при этом очень надежная: можно увидеть модели, работающие без проблем с момента покупки в 90-е годы. Не зря она до сих пор выпускается и продается. За время «жизни» на конвейере и опыт доработок накоплен огромный – можно легко найти описание способа увеличения мощности до 20 ватт при исключительно частотной модуляции (часть тракта, отвечающая за АМ, при этом вынужденно отключается), модернизации шумоподавителя и так далее. Думаем, «древнюю» схемотехнику и отсутствие наворотов «Алану» за это можно и простить.

Основные плюсы:
  • Надежность конструкции
  • Качество модуляции
  • Неплохой приемник
Минусы:
  • Нет памяти частот («лечится» паяльником)
  • Средний шумоподавитель
9.1 / 10
Рейтинг
Отзывы
Зачем менять то, что работает без проблем уже 15 лет? Старая, без наворотов, но по-настоящему рабочая радиостанция.

Лучшие автомобильные рации с возможностью работы на УКВ

Продолжает рейтинг лучших автомобильных раций YAESU FT-8900R. Японская радиостанция, защищенная по стандарту MIL-STD 810, может работать с аналоговой и цифровой модуляцией в диапазонах 137-174 и 430-480 МГц, отдавая в антенну до 50 ватт мощности – в 10 раз больше, чем, например, армейская Р-159. На прием же она работоспособна в диапазоне от 108 до 999 МГц, что особенно приятно с учетом качества работы сканера. Встроен и GPS-модуль, причем рация может не только выводить данные о координатах на жидкокристаллический экран, но и передавать их через APRS. Стоит ли упоминать, что поддерживается и доступ к Интернету через сеть WIRES-X?

Питание предусмотрено только от 12-вольтовой сети, хотя и на автомобилях с напряжением 24 В это особо никого не останавливает. Учитывая максимальную мощность, к подключению стоит подойти ответственно: радиостанция потребляет ток до 12 ампер в режиме передачи.

Любопытная особенность радиостанции – возможность быстрого сохранения и считывания настроек с помощью SD-карты. То есть, оборудуя несколько автомобилей такими рациями, можно настроить сетку каналов только на одной, а затем быстро перенести настройки на остальные. Можно на карте сохранять и фотографии… Да, опциональная тангента Yaesu MH-85A11U действительно имеет встроенную камеру! Изображение с нее можно передать и по радиоканалу – например, чтобы быстро отправить второму экипажу не просто GPS-координаты ориентира, но и его фотографию.

Проще говоря, перед нами хорошая мощная и функциональная радиостанция для экспедиций и поисковых групп, имеющая хорошую избирательность благодаря двойному преобразованию частоты, да еще и на радость параноикам умеющая работать на «цифре» со скремблером. Цена при таких возможностях и признанном качестве японского бренда более чем демократичная.

Основные плюсы:
  • Надежность
  • Высокая мощность передатчика
  • Многофункциональность
Минусы:
  • Функционал достаточно сложен в освоении
9.9 / 10
Рейтинг
Отзывы
Отличная рейдовая рация, дальнобойная и надежная. Три поездки в Монголию, две на Дальний Восток в пять экипажей – никаких нареканий.
Motorola DM1400
22 000
«Из коробки» эта радиостанция поддерживает только аналоговую связь, но производитель прямо указывает на то, что после перепрошивки DM1400 поддерживает и «цифру». Станция позиционируется как «переходное решение», то есть изначально покупатель эксплуатирует ее как базу с уже имеющимися аналоговыми «ходиболтайками», а по мере обновления оборудования может и добавить цифровой режим. Выглядит, честно говоря, перемудренным: почему бы не включить цифровой режим сразу?

Передатчик работает в VHF (146–174 МГц) с мощностью до 10 Вт, при переходе на UHF (403-410, 417-422, 433-450, 469-470 МГц) мощность может быть удвоена. Это обеспечит хороший радиус связи, а с учетом того, что корпус соответствует требованиям MIL-STD 810 C, 810 D, 810 E, 810 F, 810 G (как Вам список?) по защищенности, заехать с «Моторолой» на борту можно куда угодно.

Сразу бросающаяся в глаза особенность этой автомобильной рации – предельная простота органов управления, в которых просто невозможно запутаться или нажать не то. Интерфейс разрабатывался специально с учетом использования радиостанции водителем, поэтому «под руку» вынесено именно то, чем пользоваться будут чаще всего, не отвлекаясь от дороги.

Основные плюсы:
  • Простое и понятное управление
  • Качество приема и передачи сигнала (особенно в «цифре»)
  • Неплохая мощность
Минусы:
  • Для работы в «цифре» нужна перепрошивка (некоторыми продавцами выполняется сразу, но за доплату)
9.5 / 10
Рейтинг
Отзывы
Рация абсолютно неубиваемая, я не знаю, как ее сломать. Качество передачи – на твердые 6 из 5, свои деньги оправдывает.

Какую выбрать автомобильную радиостанцию?

Вы, наверно, заметили, что среди «сибишек» в нашем рейтинге лучших автораций у некоторых моделей «возраст» приличный. Да, здесь погоня за новинками рынка большого смысла не имеет: качественная радиостанция времен 90-х годов будет не хуже, а по надежности даже, возможно, лучше новинок. То есть если Вам нужна именно качественная связь, а залезать дальше переключения каналов и нажимания кнопки на тангенте не собираетесь, то такой «старичок» отнюдь не станет плохим выбором, да и цена у него будет приятной.

Но и у новинок рынка есть свои плюсы. В первую очередь цифровые технологии интересны возможностями гибкой настройки шумоподавления, и, если Вы планируете использовать станцию в перегруженном помехами эфире, особенно на АМ (при амплитудной модуляции защищенность от помех минимальна чисто физически), то боле дорогие и «навороченные» CB-станции будут иметь свои преимущества.

Что же касается УКВ-диапазонов, то тут есть где разгуляться: список возможностей профессиональных радиостанций сейчас не только длинен, но и не особо понятен непрофессионалу. Конечно, и тут есть свои простые модели типа «нажал-говори». Но, сами знаете – аппетит приходит во время еды, а Хомяк все упорнее борется с Жабой при просмотре новинок VHF/UHF-диапазонов. Выбирайте по потребностям и кошельку, и не стесняйтесь консультироваться у профессионалов.

На этом закончим – 55, 73!