Лучшие аккумуляторы для зимы

Рейтинг 2019 года: разбираемся, какой аккумулятор лучше для зимы
Автор: Степан Кагнер

Пока Ваш автомобиль полностью исправен, в закоулках бардачка еще не выветрился запах автосалона, а в мотор залито синтетическое масло с индексом низкотемпературной вязкости 5W или 0W, можно вообще забыть про существование аккумулятора. С проблемами запуска зимой Вы столкнетесь разве что из-за низкокачественного горючего или оставленных включенными габаритов. А вот дальше уже множество мелочей в совокупности начнут основательно портить жизнь: тут контакты немного окислились (а в мощных цепях низкого напряжения, где счет идет на сотни ампер тока, даже десятые доли ома – это серьезно), там форсунки стали хуже распылять топливо… И в результате долго радовавший беспроблемным запуском автомобиль уже начинает капризничать, да и старый аккумулятор уже пора бы поменять. А на что именно? Автолюбителю, уже столкнувшемуся с выбором проводов для прикуривания и расширившему круг знакомств на парковке, этот вопрос не покажется праздным.

На что вообще обратить внимание, выбирая аккумулятор для зимы?

Если не вдаваться в особенности и различия технологий производства и упаковки пластин в банки, химию процессов, происходящих при циклах заряда-разряда, то смотреть на аккумуляторе, по большому счету, и нечего. Основные параметры, маркируемые на любой батарее – это ее емкость и ток холодной прокрутки (он же пусковой ток). Но, честно говоря, сравнение этих параметров у соседних батарей мало что даст на самом деле.

Начнем с емкости. Она определяется просто – разрядом полностью заряженной батареи нормированным током. При этом поведение у аккумуляторов отнюдь не линейное: аккумулятор, согласно маркировке способный отдавать 6 ампер в течение 10 часов, 60 ампер отдаст уже далеко не за час, а за меньшее время. А за какое именно – зависит и от состояния аккумулятора, и от его конструктивных особенностей. И тут внезапно обнаружится (причем не в самый подходящий момент), что новенький купленный аккумулятор на 70 ампер-часов сдается раньше, чем 55-амперник у соседа, уже ехидно улыбающегося и достающего провода из багажника.

Ну, может быть, хотя бы пусковой ток нам что-то скажет? В принципе, условия измерения тока холодной прокрутки уже ближе к «боевым» - фиксируется ток, который батарея способна отдать в течение заданного времени при отрицательной температуре. А что будет, если температура опустится ниже установленного стандартом порога (а эти -18°С для многих регионов России – далеко не предел)? Не переживайте, ехидный сосед еще не убрал провода далеко.

Есть еще и такое понятие, как резервная емкость аккумулятора. Это время (да, резервная емкость измеряется в минутах), которое аккумулятор может отдавать стандартизированный ток 25 ампер, пока напряжение не упадет до уровня 10,5 В. А при какой температуре? Вот то-то же.

И шо же нам таки делать, ой-вей? Все, шо ми можем сказать в ваши уши своим ротом – это то, что теоретически аккумулятор с большей емкостью и пусковым током лучше. По крайней мере, высокий пусковой ток обещает нам приличную площадь пластин и низкое внутреннее сопротивление, при работе на мощную нагрузку принципиально важное (вспоминаем школьный курс физики и закон Ома для полной цепи). Но и здесь не все так просто.

Вот на стеллаже красуется новый аккумулятор. И бренд громкий, и ампер холодной прокрутки на нем обещано много… Проблема в том, что испытания ни по стандарту EN, ни по DIN, ни по какому-либо еще не предусматривают несколько попыток пуска. В итоге обладатель рекордных показателей стартерного тока может действительно продемонстрировать их в течение испытания, а потом еле-еле крутить стартер. На это влияет множество особенностей конструкции аккумулятора, вплоть до расстояния между пластинами и конструкции сепаратора. И радость от новой покупки вновь испортит сосед, у которого и аккумулятор не такой новый, и ампер на нем написано меньше, но машина почему-то заводится лучше.

Итог очевиден: сравнивая характеристики нескольких батарей «в лоб», можно после начала морозов на своем опыте понять, что не все так просто. Значит, самое время обратиться к чужому опыту – что, как не практика, покажет достоинства и недостатки разных аккумуляторов?

Лучшие аккумуляторы для зимы — Рейтинг 2019 года

Место Наименование Рейтинг Цена
1 Тюмень Premium 9.6 / 10 3 700
2 Varta Blue Dynamic 9.5 / 10 5 510
3 TAB Polar 9.4 / 10 5 000
4 Mutlu Silver Calcium 9.3 / 10 5 250
 
Тюмень Premium
3 700 (64 Ah)

Аккумулятор Тюмень Premium – однозначный лидер по соотношению цена/эффективность зимнего пуска. Аккумуляторы премиальных брендов из Европы с аналогичными основными параметрами сейчас могут стоить почти в два раза больше, но при этом не обеспечат такой стабильности в серьезные морозы: «Тюмень» не поражает характеристиками, а просто уверенно делает свое дело.

Так что, у других аккумуляторов мы переплачиваем только за бренд? На самом деле не только. Бич свинцово-кислотных аккумуляторов – это вредное влияние на них глубокого разряда. И вот тюменские аккумуляторы его и не любят, что нужно иметь в виду, не насилуя батарею попытками запуска до последнего, не забывая следить за уровнем заряда. Хотя, даже если «Тюмени» и придет нежданный конец, стоит-то она…

Особо отметим, что аккумулятор, будучи абсолютно классическим по конструкции, выставляет пробки банок напоказ не зря – доливать дистиллированную воду и проверять плотность электролита не стоит забывать.

В любом случае именно по зимним характеристикам этим аккумуляторам мы отдадим первое место в рейтинге. Столько уверенных попыток запуска за такие деньги Вы иначе вряд ли получите.

9.6 / 10
Рейтинг
Varta Blue Dynamic
5 510 (60 Ah)

По заявленным характеристикам эта серия, конечно, менее привлекательна, чем более дорогие Silver Dynamic, зато при обычных для нашей зимы температурах они ведут себя очень похоже. Тогда почему бы не сэкономить, особо ничего не потеряв?

К числу плюсов этих аккумуляторов отнесем достойную стабильность характеристик без «лотерейности», которой грешит, например, иркутский «Зверь». Ну и, что немаловажно, у Blue Dynamic достойная живучесть даже при не самых лучших условиях эксплуатации – например, если у Вас и генератор уже не в лучшем состоянии, да и сигнализация с магнитолой что-то ощутимо подъедают заряд на стоянке.

Хотя в последнее время и принято отмечать, что качество у Varta «уже не то», свои позиции марка все равно удерживает крепко. Разве что цены подросли прилично… но, если этот момент принципиален, почему бы не обратить внимание на отечественные батареи? Тут тоже есть достойные варианты, как уже продемонстрировала «Тюмень».

9.5 / 10
Рейтинг
TAB Polar
5 000 (60 Ah)

Resnična slovenska moč! Пожалуй, главным недостатком словенских аккумуляторов «полярной» серии для российского покупателя можно назвать их малую распространенность в магазинах: та же «Варта» найдется в любом уголке, а вот TAB Polar – не такой частый гость на стеллажах торговых точек. Зато, если уж он Вам подвернулся, есть смысл задуматься о покупке.

Если, к примеру, взять модель на 60 ампер-часов, то она спокойно продемонстрирует заявленные 600 ампер тока холодной прокрутки по EN. Но, как мы уже писали выше, само по себе это при серьезных морозах не гарантия уверенного запуска. Однако же TAB не просто так присвоили этой серии название Polar: батареи уверенно выдерживают многократные попытки запуска, достаточно быстро набирают заряд после подобного «насилия». Пожалуй, интереснее всего эти аккумуляторы для зимы станут владельцам дизельных автомобилей, которые по понятным причинам к низким температурам наиболее чувствительны, а скорость, с которой стартер вращает коленвал, принципиально влияет на вероятность запуска.

9.4 / 10
Рейтинг
Mutlu Silver Calcium
5 250 (60 Ah)

Казалось бы, где Турция – а где морозы? Тем не менее, именно турецкие аккумуляторы заслужили у нас в стране хорошую репутацию за сбалансированность характеристик и хороший ресурс. Mutlu редко попадает в топы тестов, зато надежно делает свою работу, в том числе и на холоде. Возможно, кому-то Mutlu и проиграет по уверенности пуска, но незначительно – по крайней мере, для бензиновых двигателей с впрыском топлива мы эти аккумуляторы точно можем рекомендовать lkz pbvs.

Отдельно упомянем о хорошей скорости набора заряда – зимой это не менее важно, особенно при коротких поездках, когда Вы сначала «насилуете» аккумулятор высокими токами, а потом он не успевает толком зарядиться. В итоге аккумулятор постепенно снижает заряд, ускоренно изнашивается, утренний запуск становится все хуже. Так что, хоть условно именно по зимней «пускабельности» Mutlu у нас и в конце рейтинга аккумуляторов для зимы, это отнюдь не означает, что аккумуляторы серии Silver Calcium так уж хуже других.

9.3 / 10
Рейтинг

… И напоследок

Как ни крути, не в одном только аккумуляторе залог уверенного пуска. Неоднократно автору приходилось видеть, как вполне рабочий аккумулятор меняют на новый исключительно из-за того, что он то плохо заряжается, то слабо крутит – а на самом деле достаточно было просто почистить и нормально затянуть клеммы на стартере и самом аккумуляторе (особо, например, это знакомо по «Матизам» с их клеммами-«колокольчиками»).

Не забывайте о чистоте свечей, форсунок, качестве топлива: как бы хорошо ни крутил аккумулятор коленвал, отсутствие нормальной искры все равно не позволит мотору нормально запуститься, а качество распыла топлива именно зимой важнее всего. «Кривой» распыл, особенно струями, а не микроскопическими каплями, и в тепле-то мешает топливу нормально испаряться, а зимой – тем более. На дизелях предпусковой подогрев (хоть простейший, типа «кипятильник от розетки) и вовсе дает больше шансов завестись с утра в мороз, чем самый лучший аккумулятор.

Проверьте работу генератора: холодный аккумулятор и так хуже набирает заряд, а с пониженным напряжением заряда – тем более. Именно недозаряд гораздо чаще становится причиной подождать соседа с его проводами для прикуривания, а не «плохой аккумулятор»: батарея бы и рада была раскрутить двигатель, но заряда-то ей и не хватает.

И, поверьте, вопрос «какой аккумулятор лучше купить для зимы?» еще долго не будет волновать Вас.