Зима, как обычно, пришла неожиданно. Как об этом печальном факте узнает автолюбитель? Да очень просто! Подходя к стоянке, слышишь печальный скрежет стартеров и видишь колонны авто, которые пытаются завести «с троса» при помощи нанятого по случаю трактора. Услышал, увидел, и понял – на улице мороз!

Почему же такое упорно происходит из года в год на всех стоянках от Калининграда до Сахалина? Да потому, что все автомобилисты понимаю разницу между летней и зимней резиной, но далеко не каждый знает, что аккумуляторы тоже бывают «не для зимы». Давайте вместе разберемся, чем же «зимний» аккумулятор отличается от «летнего».

Обманчивые параметры

На любом автомобильном аккумуляторе крупными цифрами нанесены два основных параметра аккумулятора – электрическая емкость, измеряемая в ампер-часах, и пусковой ток в амперах. Каждый автолюбитель знает, что его автомобиль на заводе-изготовителе оснащается аккумулятором с совершенно определенными емкостью и пусковым током. Вполне логично предположить, что именно этого аккумулятора достаточно для пуска двигателя в любых условиях. Но не тут-то было! Вот взять, к примеру, «японки». Ну какой же нормальный японец может предположить, что спроектированный им автомобиль вместе со штатным аккумулятором попадет в какой-нибудь Оймякон, где его будут пытаться завести в сорокаградусный мороз. Да некоторые аккумуляторы родом из юго-восточной Азии такой мороз пережить не могут – рассыпается на мелкие осколки пластмассовый корпус.

Давайте разберемся, откуда же берутся эти главные параметры. Электрическую емкость измеряют, подсоединив к полностью заряженному аккумулятору нагрузку, обеспечивающую потребление тока на уровне одной двадцатой емкости аккумулятора. К примеру, для проверки аккумулятора емкостью 60 ампер нужна нагрузка в 3 ампера. После 20 часов работы на такую нагрузку (при температуре окружающей среды 25 градусов) напряжение на клеммах не должно падать ниже 10,5 вольт. То есть, этот параметр измеряется всегда при температуре плюс, а не минус 25 градусов. Пусковой ток, да и указываемая некоторыми производителями резервная емкость аккумулятора, тоже измеряются при плюсовой температуре – 21 градус.

И только один параметр аккумулятора – ток холодного пуска, - определяется действительно при «холодном» аккумуляторе (при -18 градусах Цельсия). Вот от этого параметра и можно ожидать какой-то объективности при выборе аккумулятора для зимы. Хотя и тут имеется свой подводный камень. Определение тока холодного пуска производится по трем разным методикам. Добросовестные производители имеют обыкновение указывать все три значения. Не очень добросовестные ограничиваются одним значением, причем обычно забывают указать по какой методике произведен замер. Вот тут-то и возникает непонимание. Например, на аккумуляторе указан ток холодного пуска 600 ампер. И только после первого морозного дня, когда вместо поездки на работу вы потащили холодный аккумулятор греться на теплой кухне, у вас появилось время заглянуть в Интернет. И вот тут-то оказывается, что производитель вашего аккумулятора указал ток, измеренный по методике CCA. Если же перевести это в принятую европейцами систему DIN, то значение тока холодного пуска окажется почти вдвое меньшим – всего 335 ампер.

Ну вот, с обманчивыми параметрами мы разобрались, теперь перейдем к практическим занятиям.

Не завелся. И чего ему не хватает?

А не хватает, как вы уже поняли, тока. А точнее, нагрузочная способность аккумулятора не удовлетворяет требованиям, предъявляемым стартером. Вот как научно все объяснено! Но заводиться от этого не стало.

Итак, какую же нагрузку на аккумулятор создает ваш автомобиль? Да-да, это не ошибка – кроме стартера, нагрузку создают двигатель, а иногда и коробка передач. Тут сразу уточню – автоматическая коробка передач требует от стартера значительно больших усилий для раскрутки двигателя. Механическую коробку можно полностью отключить от двигателя. Для этого достаточно выжать педаль сцепления. Коробка-автомат никогда не отключается полностью! Соответственно, на моделях с АКПП ставится стартер примерно в полтора раза мощнее, чем на их собратьях с механикой.

Теперь добавим сопротивление масла в картере. Вязкость масла повышается с каждым градусом похолодания, а, соответственно, пуск двигателя требует больших усилий. Еще и температурный коэффициент расширения, чтоб ему неладно было… Снижается температура – сжимаются и поршень, и стенки цилиндра. Причем зачастую коэффициенты температурного расширения (в нашем случае сжатия) металла, из которого изготовлены поршень и цилиндр, различаются. И, вполне возможно, цилиндр «сжимает» поршень тем сильнее, чем холоднее было на улице этой ночью.

Как же учесть все эти обстоятельства? Теоретически – никак. Только эмпирическим путем – методом последовательного перебора аккумуляторов до окончательного выявления пригодного. Шутка!!! Хотя в каждой шутке есть доля шутки. Помочь вам выбрать правильный аккумулятор и призвана данная статья.

Лучшие производители аккумуляторов для зимы

На этой картинке — популярные в Европе зимние аккумуляторы. Но подходят ли они для наших условий? Приведем небольшой тест-драйв, он же рейтинг, пригодности некоторых популярных аккумуляторов к езде в условиях суровой русской зимы.

Если внимательно изучить отзывы автолюбителей — станет понятно, что лучше всего зарекомендовали себя в зимний период автомобильные аккумуляторы, произведенные в России. Немного отстают от них по популярности аккумуляторы некоторых восточноевропейских фирм. Если же говорить о всемирно известных брендах, то лишь несколько из них производят продукцию, способную работать где-нибудь в Сибири.

Возглавляют наш рейтинг аккумуляторы марки «Зверь». Самая современная гибридная технология производства, в соединении с примененной формулой SiO2, делает эти аккумуляторы вполне работоспособными даже при температуре ниже минус сорока. Такой прибор, будучи полностью заряженным, позволяет автовладельцу включить подогрев сидений, размораживание стекол, и одновременно с этим заводить двигатель.

«Зверь» получил высшую оценку экспертов в тестах «Осенний марафон» и «Амперы и часы», проводившихся журналом «За рулем». Потребители в своих отзывах отмечают многолетнюю надежную работу этих аккумуляторов на автомобилях всех марок.

На втором месте – аккумуляторы «Аком». Выпускаются они на тех же производственных мощностях, что и «Зверь». В оценке их работоспособности при низких температурах они не очень отстают от лидера, но вот срок службы 7-8 лет для этой марки – большая редкость.

Следующий участник рейтинга – АКБ «Тюмень». От двух предшественников отличается, пожалуй, несколько более небрежным дизайном. Зато «Тюмень» прекрасно показала себя на автомобилях эпохи советского автопрома. На этом аккумуляторе легко заводятся в любой мороз не только «Жигули» и «Москвичи», но и известные своей капризностью «Запорожцы».

Еще один отечественный лидер рынка  - аккумуляторные батареи «Титан». Выпускаются как прямой, так и обратной полярности. Дизайн – на уровне лучших европейских образцов. В отзывах потребителей особо отмечается легкость и удобство установки и подключения. Также многие потребители отметили прекрасную работоспособность «Титанов» на вторую, третью и последующие зимы. Перед холодной зимой эти аккумуляторы не требуют дополнительного цикла разрядки-зарядки.

Самые популярные из аккумуляторов для зимы, произведенных в странах Восточной и Центральной Европы, стали изделия под маркой «VARTA», произведенные в Чехии. Выпускаются несколько линеек автомобильных аккумуляторов «VARTA», соответствующих самым придирчивым требованиям для своего ценового класса – от эконом до премиум.

Аккумуляторы этой марки обеспечивают пусковой ток не менее десятикратного значения электрической емкости. Это позволяет с помощью аккумулятора емкостью 52 A/h запускать даже зимой автомобили, на которых установлен стартер мощностью до 50 ватт.

Наконец-то в нашем рейтинге нашлось место производителю с мировым именем! Шестое место по популярности на российском рынке занимают аккумуляторы Bosch, производимые в Германии. Уверенно лидирующие в Западной Европе, «Боши» несколько теряют в популярности среди жителей Скандинавии. Еще ниже их рейтинг в России. Нетрудно догадаться, в чем причина этого явления. Для мягкой европейской зимы необходимость заводить автомобиль при температуре минус 30 – это что-то из ряда вон. А теперь вспомните о суровых условиях Тюмени ил Новосибирска, где тот же тридцатиградусный мороз – совершенно обыденное явление.

Очень различаются отзывы на эти аккумуляторы жителей южных и северных регионов России. Например, в Краснодарском крае потребители оценивают изделия «Bosch» примерно на 9,5 баллов по десятибалльной шкале, в то время как оценка этих же аккумуляторов в Мурманске составила 8,2 балла, а в суровом Омске и вовсе около 7 из 10.

С чего начать выбирать лучший аккумулятор для зимы?

Ну конечно с отзывов потребителей! Причем, чтобы не попасться на удочку недобросовестных продавцов, «покупающих» положительные отзывы, посмотрите различные сайты и форумы автолюбителей. Ну и, конечно же, в первую очередь изучайте отзывы своих земляков.